бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Рок-музыка. Лидеры и аутсайдеры бесплатно рефераты

Рок-музыка. Лидеры и аутсайдеры

14

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра этики, эстетики и культуры

РЕФЕРАТ

РОК-МУЗЫКА. ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Выполнена: Студентом 1-го курса

ФУБТ 09-02

Д.С.Корниенко

Проверила: Кандидат филологических

наук, доцент кафедры

этики, эстетики

и культуры

Е.Е.Анисимова

Красноярск 2009

Содержание

Введение

1. РОК - субкультурное явление

1.1 Истоки рок-музыки и центры ее возникновения

1.2 Музыкальная составляющая

1.3 Идеологическая составляющая

2. Первопроходцы рок-музыки - звезды рок-н-рола

3. Английский рок

3.1 Рок-музыка 60-х годов

3.2 Самые влиятельные группы

3.3 Появление жёсткой музыки

3.4 Расцвет гаражного рока

4. Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке

4.1 Психоделический рок

4.2 Расцвет классического рока

4.3 Америка. Рок 60-х

4.4 Альтернативная музыкальная культура

4.5 Возникновение и развитие хард-рока

4.6 Джаз-рок

5. Рок-музыка 70-х годов

5.1 Расцвет новых жанров

5.2 Важнейшие группы хард-рока

5.3 Расцвет прогрессивного рока

5.4 Региональные сцены

5.5 «Мягкий» рок

5.6 Панк-рок или культурный перелом

6. Рок-музыка 80-х годов

6.1 Граница в рок-музыке

6.2 Брутальный метал 80-х

6.3 Экстремальный панк

6.4 Новая волна рока 80-х

7. Рок-музыка 90-х годов

7.1 Прорыв альтернативной музыки

7.2 Влиятельные инди-, поп- и панк-группы 90-х

7.3 Метал в 1990-х: авангардный, ню- и др.

8. Рок-музыка 2000-х годов

9. Аутсайдеры всех времен

Заключение

Список литературы

Введение

«Музыка оказывает сильное воздействие на нас и окружающий мир». Эмото Масуру. Практическая психология. «Рок музыка нас разрушает». - с.1. Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый рок-н-ролльный образ жизни, определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. «Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности». Музыка наших дней / Вед. ред. Д. М. Володихин -- М.: Аванта+, 2002. - с.21. «Занявшись роком, можно, если повезет, сказочно разбогатеть. Например, прибыли нескольких ведущих рок-групп в США в прошлом десятилетии превысили 4 миллиарда долларов» Корзун Н.В. Рок.Игры, мода и реклама // Рок.Т.1.- М.: Советская Россия, 1989. -с.1..

Но существует мнение о том, что рок является искаженной музыкой и различными опытными путями доказывается «разрушающее энерго-информационное воздействие рок-музыки на психику человека» Корзун Н.В. Рок.Игры, мода и реклама // Рок.Т.1.- М.: Советская Россия, 1989. -с.3., а «Культурой рока» готовят людей общества потребления» Корзун Н.В. Рок.Игры, мода и реклама // Рок.Т.1.- М.: Советская Россия, 1989. -с.2..

Так что же такое РОК и каким потребностям человека, общества он отвечает? Кто являлся его создателями и яркими исполнителями, а у кого не удалось выразить свою внутреннюю свободу посредством самой свободной музыки? Об этом данный реферат.

1. РОК - субкультурное явление

1.1 Истоки рок-музыки и центры ее возникновения

«Рок-мумзыка (англ. Rock music) -- обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» -- качать -- в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры -- рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени -- в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, пшеничный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала -- дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х)». Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб., 2006, с. 20.

Основные центры возникновения и развития рок-музыки -- США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен -- на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка появилась в СССР уже в 1960--1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

«Образ рока как стихии убедителен и вполне соответствует истинному положению вещей. Но, трудно привыкнуть к такому сочетанию: рок и культура. Если культуру понимать в истинном, классическом смысле слова» Уго Тьеполи. Рок.Игры, мода и реклама // Рок.Т.1.- М.: Советская Россия, 1989. -с.17..

«Рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки». Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб., 2006, с. 21.

1.2 Музыкальная составляющая

Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров -- дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.

1.3 Идеологическая составляющая

Рок -- это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок -- один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых -- бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем -- постепенный процесс «приручения», коммерциализации.

Родившись после войны, рок заметно потеснил все другие виды массового искусства. Придя из США, он вскоре завоевал и континентальную Европу. «Именно поэтому, - утверждал профессор Тьеполи, - 30 лет назад в общедоступной культуре произошла революция со знаком минус. Конечно, технический прогресс был очевиден. Но разве в искусстве речь идет о технике? Новая антикультура настолько разительно отличается от понятия культуры, что я бы сравнил ее с нашествием варваров» Корзун Н.В. Рок.Игры, мода и реклама // Рок.Т.1.- М.: Советская Россия, 1989. -с.17.. Точка зрения профессора кажется убедительной.

В самом деле, разве рок не хотел разрушить старые нормы, разве он не возмущал, не шокировал, не подрывал существующий порядок вещей? Рождение обычно плод любви, а рок родился отверженным, плодом ненависти.

2. Первопроходцы рок-музыки - звезды рок-н-рола

Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.

Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно.

«Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.

Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-роллы. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock Around The Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый артист -- Элвис Пресли. На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра -- хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки -- рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х -- Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли -- Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash. А на английский рок-н-ролл оказал наибольшее влияние скиффл, в частности, один из известнейших исполнителей скиффла Лонни Донеган. Первыми исполнителями рок-н-ролла, которые смогли соперничать в английских чартах с американскими исполнителями, стали Клифф Ричард и The Shadows». Jeremy Pascall The illustrated history of Rock music. -- New York: Galahad, 1978.- с.4-5.

3. Английский рок

3.1 Рок-музыка 60-х годов

На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в первой половине 1960-х в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки -- бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion).

3.2 Самые влиятельные группы

Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе самых ранних работ The Beatles -- лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman's Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит -- «She's Not There»).

Самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.

3.3 Появление жёсткой музыки

Хотя The Rolling Stones, в частности, их хит «(I Can't Get No) Satisfaction» звучали для своего времени и на фоне мерсибита необычайно тяжело, «тяжёлая» музыка и классический рок вообще традиционно берут начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me». Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары.

Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп.

Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs -- среди всех групп британского вторжения она была наиболее близка к гаражному року.

3.4 Расцвет гаражного рока

Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в начале-середине шестидесятых начал развиваться и своеобразный андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты; самые известные из них -- Nuggets, Pebbles.

С началом британского вторжения гаражные рокеры Америки получили образец для подражания -- британские группы. Среди ключевых групп направления -- The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами. Особняком среди гаражного рока находятся Monks -- группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х.

. Родственным по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит, представленное группами The Primitives, The Faires, The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундной реакцией на битломанию и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с большим влиянием бита и мод-культуры.

«Развитие гаражного рока, а именно его самого жёсткого направления -- прото-панка, привело к появлению в конце 60-х самых агрессивных и тяжёлых его представителей, уже вплотную приблизившихся к панк-року. Это группы «детройтской школы» гаражного рока -- MC5 и The Stooges (названные аутсайдерами рока), чьи альбомы были жёсткими, мрачными и открыто противостояли музыкальному мейнстриму. Лидером The Stooges был Игги Поп, позже прославившийся и как сольный артист» Jeremy Pascall The illustrated history of Rock music. -- New York: Galahad, 1978.- с.7..

4. Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке

4.1 Психоделический рок

В конце 1965--1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр -- психоделический рок. Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные поиски гаражных групп, с другой стороны -- развитие фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders. Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего галлюциногены) -- в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана.

В целом ранний британский психоделический рок отличался меньшим, по сравнению с американским, влиянием фолка, он развивался за счёт традиций британской рок-музыки и поп-рока.

Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х и основой для большей части музыкальных инноваций того времени. К 1967 году жанр окончательно сформировался, и так или иначе с ним соприкасались все (за редкими исключениями) главные рок-группы того времени. Целью саунда психоделического рока стала попытка выразить наркотические впечатления музыкальными средствами. Психоделическая культура Америки ещё прочнее срослась с субкультурой хиппи, для британской была характерна меньшая политизированность и импровизационность.

4.2 Расцвет классического рока

В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные для 1960-х годов тенденции к увеличению её роли в обществе: из ещё одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.

Страницы: 1, 2