бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ бесплатно рефераты

p align="left">Заучивать на память полезно частями : сперва один маленький, относительно завершённый отрывок, к нему прибавить второй, третий и т.д.. Неблагоразумно учить целую пьесу сразу, как делают многие, останавливаясь лишь время от времени, чтобы поправить какую-либо погрешность. Желательно вообще не допускать погрешностей - уже в первый миг запомнить то, что написано в нотном тексте. А это возможно лишь тогда, когда памяти поверяется столько, сколько она в состоянии усвоить в данное время.

Другое важное условие надёжного запоминания - разучивание в медленном темпе. При этом методе работы от ученика требуется иметь не только ясное представление обо всех подробностях и оттенках, но и как бы преувеличивать их мысленно. Как бы ни была сильна музыкальная память учащегося, он не может перескочить этапа медленного упражнения на память. Лишь тогда его память усвоит точно все музыкально-технические элементы произведения. Полезно, даже после того, как произведение игралось много раз в предписанном темпе, упражняться время от времени в медленном темпе. Это помогает освежить музыкальные представления, уяснить всё, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания. Установление «опорных точек» для памяти, например, начала фразы или периода, появления новой тональности, важного момента в развитии произведения, помогает уверенному запоминанию, уменьшает риск сбиться из-за каких-либо случайных погрешностей или упущения некоторых подробностей. Опорные точки памяти очень полезны в концертном исполнении, особенно для учащихся, склонных волноваться перед публикой.

Умение хорошо читать с листа, играть в ансамбле, подбирать по слуху, транспонировать способствует развитию музыкальной памяти.

Концертное выступление

Ничто не заставляет ученика так внимательно и прилежно работать над произведением, как осознание того, что ему придётся исполнить его перед слушателями. Поведение ученика на эстраде, когда он выносит на суд слушателей подготовленную в классе программу, имеет прямую связь со всем предшествующим концертному выступлению педагогическим процессом. Случается, что ученик отлично выучил произведение и вполне благополучно исполнил его в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно.

Об эстрадном волнении, от которого столь многие страдают, очень точно сказал Римский-Корсаков : оно обратно пропорционально степени подготовки. (Эта формула верна, но она не исчерпывает всех случаев и разновидностей эстрадного волнения). Большей частью это происходит вследствие недостаточно прочно выработанной волевой закалки. Для того, чтобы хорошо играть в привычной обстановке класса, нужен сравнительно небольшой запас волевой энергии. Другое дело, когда действие переносится на эстраду. Зная это, педагог должен заблаговременно подготовить прочную базу для удачного публичного выступления. Чтобы проверить, насколько прочно улеглось в памяти данное произведение, нужно провести ряд публичных репетиций, например, пригласить в класс родителей или разрешить ребёнку выступить перед своими товарищами. Недостатки, выявившиеся во время этих прослушиваний, устраняются в классе. Очень важно беречь свои эмоциональные силы в день концерта и накануне его, не говоря уже о пользе тщательного, точного и внимательного проигрывания (одними пальцами, при помощи рассудка, «холодного ума»).

Затем выступление на концерте или экзамене обычно проходит успешно. Не следует забывать - неудачное эстрадное выступление травмирует психику ученика, может пропасть желание дальше работать. Эти последствия устраняются не легко и не скоро.

Уже с детских лет ученик должен привыкать, что выступление - это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед композитором, слушателем, педагогом, собой. И вместе с тем - выступление - праздник, самые лучшие минуты жизни. Обычно детям я говорю : «Играй так, чтобы доставить слушателям радость и удовольствие от услышанного, чтобы другому ученику захотелось самому так хорошо играть и приносить людям радость».

Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны для исполнителя. Педагогу при этом удаётся лучше распознать своих учеников. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля - вот что движет в работе учащегося. Не ради техники он должен заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда - и саму технику.

Заключение

Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения начинающего пианиста применимы к любому ребёнку. Разница лишь в том, что музыкантом-профессионалом может стать высокоодарённый ученик, в то время как подавляющее большинство учащихся становятся музыкантами-любителями.

К сожалению, слишком часто ещё в стенах ДМШ у детей гаснет первоначальный импульс заинтересованности в музыке и желание музицировать ; возникают противоречия между ограниченным набором педагогического репертуара и приёмов и актуальными повседневными музыкальными потребностями и интересами современного школьника. В этих условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков.

Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано : стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться с помощью фортепиано, исполнительски овладевать всем разнообразием исторических и современных пластов фортепианной литературы, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

Цель данной разработки - помочь преподавателю фортепиано направить процесс обучения игре на фортепиано по наиболее интересному, творческому, эффективному пути развития и способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Чтение нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле, навыки аккомпанемента следует развивать не только в младших и средних классах, но и в старших классах. Постоянно искать новые пути развития, которые были бы интересны современным детям.

4. Перечень учебно-методического обеспечения

Для развития самостоятельности музыкального мышления учащихся в классе специального фортепиано ДМШ и ДШИ необходимо :

1. Пятилетнее или семилетнее образование.

2. Наличие в классе двух инструментов /фортепиано/ для ансамблевой игры.

3. Наличие фортепиано дома у учащегося.

4. Программа для обучения в классе специального фортепиано.

5. Учебно - методические пособия :

а) Е.Гнесина «Фортепианная азбука». Москва «Сов. композитор» 1981 г.

б) А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Издательство «Композитор. Санкт - Петербург» 2005 г.

в) Т.И.Смирнова «Аllegro». Интенсивный курс фортепиано. Пособие для преподавателей, детей и родителей в трёх частях. Москва 1996 г.

г) В.Агафонников «Музыкальные игры». 27 пьес для начинающих. «Сов. композитор» 1991 г.

д) Е.Туркина «Котёнок на клавишах». Фортепиано для самых маленьких в трёх частях. Санкт - Петербург 1998 г.

е) С.И.Голованова «Первые шаги». Сборник для начинающих 2 часть (игра в ансамбле). Москва 2000 г.

ж)Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист - фантазёр». Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию в двух частях. Москва «Сов. композитор» 1987 г.

з) Н.Соколова «Ребёнок за роялем». Москва «Музыка» 1983 г.

и) В.Шульгина, Н.Маркевич «Юным пианистам».«Муз. Украина» 1985 г.

к) Л.Криштоп «Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа». Санкт - Петербург 1994 г.

л) М.Глушенко «Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып 1. Ленинград «Музыка» 1988 г.

м) А.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.

н) О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.

о) Т.Камаева, А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика - XXI век» 2007 г.

п) Э.Ш.Тургенева «Музыкальная поляна». Пособие для начинающих играть на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Москва. Владос» 2002 г.

р) И.М.Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1988 г.

с) «Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Сост-ли А.Батагова, Е.Орлова. Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1976 г.

т) И.С.Королькова «Я буду пианистом». Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Ростов - на - Дону. «Феникс» 2008 год.

у) С.Ляховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» в младших классах ДМШ. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1979 г.

ф) «Фортепианная техника» в удовольствие в 7 частях. Редактор - составитель О.Катарина. 2006 г.

х)Т.Юдовина - Гальперина «Большая музыка - маленькому музыканту». Лёгкие переложения для фортепиано в пяти частях. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» под редакцией О.Геталовой 2006 г.

6. Методическая литература :

а)Г.Нейгауз«Об искусстве фортепианной игры». Москва «Музыка» 1988г.

б)Е.Тимакин «Воспитание пианиста». Москва «Сов. композитор» 1984г.

в)Ф.Д.Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа». Москва 1971 г.

г)А.Д.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка» 1978 г.

д)О.Рафалович «Транспонирование в классе фортепиано». Ленинград «Музыка» 1963 г.

7. Наличие пластинок и аудиокассет с записями произведений различных авторов и жанров.

8. Наличие проигрывателя, магнитофона, DVD - проигрывателя, компьютера.

9. Наличие разнообразной нотной литературы для каждого класса.

10.Ксерокс для копирования нотной литературы, отдельных пр-ний.

11.Для каждого учащегося, кроме урока специальности, который проходит 2 раза в неделю по 45 минут, необходим урок «предмет по выбору», где ученик играет в ансамбле, учится подбирать по слуху, транспонирует и читает с листа.

12.Участие всех учащихся в академических концертах и зачётах, переводных экзаменах, а также в праздничных концертах.

5. Список литературы

1.Г.Нейгауз«Об искусстве фортепианной игры». Москва «Музыка» 1988г.

2.Е.Тимакин «Воспитание пианиста». Москва «Сов. композитор» 1989 г.

3.Ф.Д.Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа». Москва 1971 г.

4.А.Д.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка» 1978 г.

5.О.Рафалович «Транспонирование в классе фортепиано». Ленинград «Музыка» 1963 г.

6.А.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.

7.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.

8.«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа» младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во «Санкт-Петербург» 1994 г.

9.В.Шульгина, Н.Маркевич «Юным пианистам» Изд-во «Киев. Муз.Украина» 1985 г.

10.Т.Камаева, А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика - XXI век» 2007 г.

11.В.М.Катанский «Школа игры на фортепиано». Учебно-методическое пособие. Москва 1998 г.

12.Л.П.Криштоп «Школа юного пианиста» Издательство «Композитор. Санкт - Петербург» 2004 г.

13.Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист-фантазёр». Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию в двух частях. Москва «Сов. композитор» 1990 г.

14.И.М.Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. Киев «Муз. Украина» 1988 г.

15.М.Глушенко «Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып 1. Ленинград «Музыка» 1988 г.

16.М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога». Москва «Музыка» 1985 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6