бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки бесплатно рефераты

p align="left">  В двадцатые годы, в Чикаго развивалась совершенно другая школа фортепианной игры, названная буги-вуги Принцип аккомпанемента в ней строился на повторяемых остинатных (то есть неизменных и повторяющихся) фигурах в левой руке. В партии правой руки встречаются довольно сложные, часто полиритмические (то есть с наложением одного ритма на другой) остинатные конфигурации, кластерные (очень сложные) гармонии с блюзовыми нотами. Характерными чертами буги-вуги является насыщенность брейками (остановка сопровождения в левой руке для выхода на последующую импровизацию в правой) и риффами (короткие мелодические фразы, повторение которых раз за разом нагнетает напряжение). Эти приемы найдут отражение в оркестровом звучании стиля свинг и станут первой ступенькой для рок-н-ролла.
Как правило, буги-вуги игрались на гармонию блюза; этот тип сольного фортепианного музицирования был наиболее популярным на вечеринках. Этот стиль стал национальным помешательством американцев в 1939 году, после того, как три лучших представителя этой школы: Альберт Аммонс

Таким образом………………

Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у учащихся начальных классов проводилось на базе ГОУ СОШ №39 г. Ставрополя среди учащихся 4 «г» класса 2002-2003 уч. г.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатируюшего, формирующего и контрольного.

2. 1 Цель и методика констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился на базе средней образовательной школы № 39 в 4 « Г » классе, чтобы установить уровень развития музыкального вкуса у учащихся.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

В эксперименте участвовало 20 человек. Для эксперимента была разработана анкета, по результатам которой увидели, какой музыке учащиеся отдают предпочтение и привлекает ли вообще она их внимание (Приложение №1).

Анкета для учащихся 4 классов общеобразовательной школы

1. Как Вы думаете, что такое музыка?

2. Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?

3. Какие музыкальные стили, направления Вам знакомы?

4. Всем ли нужна музыка?

5. Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?

6. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?

7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?

8. Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?

9. Как Вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько десятков лет?

10. Считаете ли Вы необходимым включать уроки музыки в школьные предметы? Что это дает?

11. Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?

12. О музыке каких стилей, направлений, эпох Вы беседуете на уроке?

13. Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?

14. Считаете ли Вы необходимым на уроке музыки разговаривать о современной музыке? Почему?

15. Кто оказал влияние на выбор Вашего музыкального вкуса?

16. Сумели бы Вы противостоять вкусу большинства Ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится Вам одному?

17. Как Вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?

18. Думаете ли Вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?

19. Как Вы думаете, почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной?

20. Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребенка?

Так же для реализации данной цели были подобраны следующие методики:

1. «Открой себя через музыку».

Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.

Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музкальными

звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение.

Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.

2 балла ставится учащимся, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.

0 баллов - если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.

2. «В гостях у сказки».

Цель: выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.

Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения («Петрушка» И. Стравинского) придумать свою удивительную историю.

Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».

На основе «детских сказок» исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами.

Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.

Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.

Низкий результат - отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.

3. «Море волнуется - раз…»

Цель: определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру «Море волнуется - раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль.

Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется - раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.

Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

Средняя оценка - если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.

Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.

Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице № 1.

Таблица №1

Критерии развития музыкального вкуса

Высокий

Средний

Низкий

- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

Дети с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2 и в виде диаграммы (Приложение 2).

Таблица №2

Результаты констатирующего эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 %

20 %

70 %

Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы. (Приложение №2)

Вывод: вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.

II.2 Характеристика формирующего эксперимента

На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки музыки, которые помогли детям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.

Урок 1. «Путешествие в мир музыки»

Цель: познакомить учащихся с различными музыкальными направлениями: от истоков музыки к современным ритмам.

Задачи:

§ формирование музыкальной культуры учащихся;

§ развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;

§ приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной музыки.

Содержание урока:

- Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы совершим путешествие в Мир Музыки, в страну Музыкалию и познакомимся с музыкой разных эпох, времен. Эта чудесная страна. В ней все прекрасно, красиво. В этой стране живет музыка. Она очень разнообразна и, как все в этой стране, прекрасна, пронизана разнообразной гаммой красок, оттенков, чувств. Чтобы наше путешествие прошло интересно, я предлагаю вам отправиться в эту страну на машине времени. Путь нам предстоит долгий. Мы побываем с вами в гостях у музыки разных эпох, стилей, направлений. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, я хотел бы узнать, какая музыка нравится вам. Быть может нам удастся встретиться и с ней. (…).

- Мне бы хотелось задать еще один вопрос. А откуда произошла музыка? Кто-нибудь знает? (…). Мне очень понравились ваши рассуждения. А давайте с помощью машины времени узнаем, откуда же на самом деле берет свое начало музыка, где ее истоки. Итак, если вы готовы начать путешествие, то в путь!

Вставать никуда не надо, будем все сидеть на своих местах. Необходимо лишь закрыть глаза и представить образно, куда же перенесет нас машина времени. Итак, давайте закроем глаза и полетим. (учащиеся закрывают глаза, звучит музыка «перелета» - «Интродукция» А.Губина. Во время «полета» выставляется бутафорское дерево, различные первобытные инструменты).

- Вот мы и прилетели. Наверное здесь мы сможем найти ответ на наш вопрос. Ребята, посмотрите, что у нас здесь. Это дерево, но какое оно странное, какие необычные на нем листочки (берусь за один из листков, он отрывается). Какая жалость, лист оторвался. Ой, а ведь здесь что-то написано: «Происхождение музыки». Наверное здесь и кроется вся разгадка. Давайте же узнаем о возникновении музыки (рассказываю содержание листочка. Во время повествования звучит спокойная музыка).

«О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Ее изобретение нельзя приписать какому-либо одному конкретному человеку. Первая музыка - это ветер. Матери, напевая укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами. Ребята, а вы знаете как кричали индейцы, выступая в бой. Давайте все вместе попробуем, только не очень громко (детям разрешается покричать). Когда кто-то умирал, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.

В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира - крики птиц, диких зверей (звучит аудио запись с голосами природы). Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8