бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа над аппликатурой бесплатно рефераты

Работа над аппликатурой

Департамент культуры мерии городского округа Тольятти

Детская школа искусств им. М.А.Балакирева

Методическая работа по фортепиано

РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ

Преподавателя ДШИ им. М.Балакирева

Быковой Ирины Анатольевны

Тольятти 2008

План

Введение

1. Г.Нейгауз об аппликатуре

2. Е.Либерман об аппликатуре в технической работе

3. Г.Коган о значении аппликатуры

4. В.Листова об индивидуальных особенностях пальцев

5. А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой

6. Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю

7. Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры

8. Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких пьес без октав» Г.Беренса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

ЦЕЛЬ - освоение основных принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения.

ЗАДАЧА - изучить основные принципы и методы в работе над аппликатурой на основе рекомендаций, примеров и упражнений известных педагогов - пианистов.

Ни один профессиональный музыкант-педагог не может обойтись без глубокого и всестороннего знания секретов своего мастерства, так как постоянно сталкивается с учениками разных музыкальных и технических способностей. Не трудно догадаться, что передача опыта одного поколения другому осуществляется посредством обучения. И чем глубже мы хотим постичь задачи современности, тем серьезнее должны изучать опыт и достижения прошлого.

Исчерпать опыт всего мастерства в фортепианном искусстве - невозможно не только в одной книге, но и во многих. Ведь педагогика в своей истории развития представляет очень сложное явление. Весь комплекс педагогического воспитания юного пианиста включает массу задач, начиная от постановки аппарата и до виртуозных приемов игры.

Мы очень часто сталкиваемся с серьезными проблемами, когда не уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения игре на фортепиано - аппликатуре, или точнее сказать аппликатурной дисциплине. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в дальнейшем постоянно совершенствовать.

Данную методическую работу автор хотел бы посвятить вопросу изучения аппликатуры, как одного из важных принципов методики обучения игре на фортепиано. Чтобы освятить его более подробно, автор обращается к высказываниям, советам, рекомендациям и упражнениям выдающихся пианистов, педагогов Г.Г.Нейгауза, Н.Голубовской Е.Я. Либермана, Г.Когана, В.В.Листовой, А.Д.Алексеева.

Для работы с начинающими предлагается нотное приложение из сборника «50 маленьких фортепианных пьес» выдающегося композитора и педагога - музыканта Г.Беренса. Автору хотелось бы, опираясь на известные методики выдающихся педагогов и пианистов, внести и свой скромный вклад, основанный на собственном опыте работы с учащимися. Хочется надеяться, что предложенный материал будет полезен для педагогов специального фортепиано.

Представленная работа адресована преподавателям музыкальных школ, школ искусств, а также учащимся младших, средних и старших классов.

1. Г.Нейгауз о принципах аппликатуры

Говоря об аппликатуре, важно установить её верховный художественно верный принцип. Всё остальное тогда естественно из него вытекает. А главный принцип заключается в следующем высказывании: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой.

Первый принцип предполагает принцип физического удобства, удобства данной руки, подчиненный главному принципу. Удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему. Тому масса примеров. Но часто «удобными» пальцами невозможно передать требуемую композитором фразировку. Пример из 32-х вариаций Бетховена -

последняя вариация перед кодой, где встречается гамма в до-миноре, расписанная не обыкновенными удобными пальцами, а физически менее «удобными» пальцами -2-3, 2-3, 2-3 и т.д.

Гораздо удобнее в физическом смысле было бы играть эту гамму общепринятой аппликатурой для гамм:

Но первоначальная аппликатура только потому, что требовала так фразировка автора.

Вторым принципом можно считать гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Небольшой пример из личного опыта Г.Нейгауза. Он никогда не играет хроматическую гамму у Бетховена всеми пятью пальцами по схеме от ноты СИ пять пальцев, три пальца, четыре пальца и т.д. Зато у Листа постоянно прибегает к этой аппликатуре. Аналогичный пример отсутствия пятипальцевой аппликатуры у Моцарта, Гайдна, вплоть до Шопена. Но у Листа, например, в заключительной партии в Испанской рапсодии играть обыкновенной гаммовой аппликатурой, без пятого не мыслимо. Это листовская аппликатура:

Ведь в искусстве, говорит Нейгауз, нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали.

Третий принцип подчинён двум первым. Это принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет «устраиваться» на клавиатуре, чем большая:

Другая же рука, вроде рихтеровской свободно возьмет дуодециму или такой аккорд, как у Рахманинова ор.39 №2:

Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Нейгауз пишет, что все опытные пианисты умеют при случае заменить одну аппликатуру другой. Но выучивать надо, как правило, одну, твердо установленную, наилучшую из возможных. Ведь надо пользоваться на деле и мышечной памятью. Она, как давно известно, играет огромную роль во всяком физическом труде.

Пианист, пишет Нейгауз, пользуется двумя родами памяти - музыкальной (духовной) и мышечной (телесной). Первая, конечно, важнее. Это хозяин и организатор, но без второй тоже не обойтись. Это верный слуга - исполнитель, облегчающий работу хозяина.

При этом очень важно помнить, что нельзя заучивать механически, без участия головы и слуха. «Голова» не должна помнить хуже, чем пальцы, не должна спать, когда пальцы - слуги что-то делают. Бывает и наоборот, хозяин крепкий, но слуга не исправен, не выполняет приказа хозяина. Разграничить функции хозяина и работника, определить, кто же виноват в происшедшей аварии, не всегда легко, но всегда возможно. Так считает Нейгауз.

А вот несколько упражнений в работе над хроматической гаммой. Нейгауз приводит ко всем известным 6 вариантам аппликатуры ещё два:

1) первым и вторым пальцами:

2) только тремя верхними пальцами:

Для овладения glissando всеми пальцами в хроматической гамме Нейгауз предлагает такие упражнения:

И в более широких, а также в очень широких расположениях:

Аппликатурный приём glissando очень необходим для многих случаев. Мало того, его изучение особенно усиливает физическое ощущение legato. Это прекрасное ощущение, без которого не может обойтись ни один пианист, пишет Нейгауз.

В заключение методического сообщения об аппликатуре Нейгауз говорит, что самая лучшая аппликатура для него это уртекст И.С.Баха, и 12 этюдов К.Дебюсси, где кроме «голых» нот, ничего нет!

Пианист, знающий музыку, себя и фортепиано, считает Нейгауз, легко сумеет подобрать нужную для него аппликатуру. Это результат хорошей школы, опыта и инстинкта.

2. Е.Либерман об аппликатуре в технической работе

В этой книге Е.Либерман пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно выбирать. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе - тоже. Так заучивается неверная, порой «варварская» аппликатура. И только в дальнейшем, при переходе к настоящему темпу, обнаруживается её непригодность. Начинается переучивание пальцев - работа, отбирающая немало нервной энергии и времени.

Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.

Либерман приводит принципы аппликатуры Г.Нейгауза, о которых говорилось в вышесказанной главе. К этому Либерман прибавляет несколько своих советов.

1) Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой - то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Если аппликатура удовлетворяет, записать её.

2)В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже.

В этом примере верхний вариант аппликатуры предпочтительней:

Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.

3)Учащиеся должны овладевать аппликатурной дисциплиной. Все знают аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но, несмотря на это нарушают их. Особенно часто приходится сталкиваться с заменой «слабого» 4-го «сильным» 3-м пальцем в арпеджио:

Подобные случаи встречаются и в аккомпанементах. Учащиеся также неохотно употребляют 5-й палец в басах на черных клавишах, боясь не попасть на него. Это заблуждение. Пианисты знают, что на черные клавиши попадать легче, чем на белые, если ставить палец поперек черной клавиши: (смотри рис.)

В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.

Вот некоторые примеры небольших, но важных аппликатурных «разночтений»:

В сонате №3 Бетховена арпеджио legato переходит на гребне динамической волны в нисходящий гаммаобразный пассаж staccato. Здесь 4-й палец на Ми отрицательно сказывается на звучании Фа-диеза, взятого 3-м пальцем в нисходящей гамме. Этот Фа-диез «проваливается» в общем движении низвергающихся звуков.

А вот в нижеследующем примере Бетховена в связующей партии «Авроры» верхняя аппликатура предпочтительнее (нижняя взята из редакции Лямонда), так как сочетание 1-го, 3-го, 5-го пальцев на мелодической вершине пассажа лучше, чем 3-го, 4-го, 5-го:

Очень внимательно следует относиться к аппликатуре аккордов, связанные с одноголосными последовательностями. Здесь в правой руке в последнем аккорде на До-диез удобнее ставить 2-й палец, так как он только что был занят на соль-диез:

Особенно важно учитывать примеры с двойными нотами в полифонии. В тех случаях, когда пальцев для полного legato «не хватает», менее «удобными» пальцами следует играть более крупные длительности, как в этом примере:

Также нельзя играть случайными пальцами при исполнении отрывков на staccato. Игра такими пальцами становится корявой, одна рука мешает другой. Все это приводит к суетливости. В отрывках staccato надо выбирать аппликатуру, как и всюду.

Таким образом, учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура - серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.

3. Г.Коган о значении аппликатуры

Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Это ещё не гарантирует её пригодность при настоящем исполнении. Нужно обязательно прикинуть её в быстром темпе. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу. Этот нередко иногда помогает нащупать скрытые пороки первоначальной игры.

Существует, в основном, два типа аппликатур: «трёхпалая», ведущая своё начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони. Нижеследующие примеры дают представление об этих типах аппликатур:

В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры - сочетании легатности с почти неподвижной рукой - это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого»).

В последующие десятилетия в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание.

Насколько можно считать «пятипалую» аппликатуру боле догматичной можно считать по следующему примеру:

Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя. Наконец, по мимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Коган из своей книги «У врат мастерства» цитирует, что неудобное может оказаться и предпочтительнее удобного, если оно точнее выражает, лучше доносит до аудитории намерения автора или исполнителя.

Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуру - например игры одним пальцем:

(Лист)

Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач - одна из характернейших примет пианистической одаренности и мастерства. Вот ещё один пример такой изобретательности:

Хотелось бы, чтобы приведенные примеры послужили не эталоном для копирования, а стимулятором собственного мышления и творческой фантазии молодых исполнителей.

4. В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев

Чтобы уметь владеть игрой, нужно постигать природу пальцев. Они очень различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе первый палец, в котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов. Это должно войти в привычку, когда палец под ладонью даже в жизни. На привычке многое основано. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.

Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть и помягче и покрепче.

Когда мы играем на рояле, мы клавиатуру как бы «берем» пальцами. Кисть при этом свободна, она движется как будто на шарнирах.

Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их мы можем только слухом, верным представлением о звуке.

Первый палец - земледелец, способный к тяжелой работе. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности.

Второй палец - это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.

Третий занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационный функции, олицетворяя собой конструктивные силы!

Четвертый не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства.

Пятый - это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.

Страницы: 1, 2