бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лад. Использование диатонических ладов в произведениях Б. Бартока бесплатно рефераты

Лад. Использование диатонических ладов в произведениях Б. Бартока

ГОУ СПО

Курганский музыкальный колледж

имени Д.Д. Шостаковича

Реферат

Тема: "Лад. Использование диатонических ладов в произведениях Б. Бартока"

по элементарной теории музыки

студентки 1 курса ТО

Савенко Софьи

руководитель Закарюкина С. А.

Курган 2010

План

  • Лад. Определение, общая характеристика
    • Монодические (мелодические) лады
    • Гармонические лады
    • Диатонические лады и ладообразование в современной музыке
    • Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока
    • Заключение
    • Список литературы.
    • Приложение
Лад. Определение, общая характеристика

Понятие лада является одним из ключевых в теории музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (определение "лад" совпадает в этом значении с понятием "гармония". Всякое музыкальное произведение независимо от своего конкретного содержания, прежде всего, должно быть музыкой, т.е. слаженным взаимодействием звуков).

Этимология термина "лад" такова: чешское lad - лад, порядок, родственны русскому - ладить, ладный, ладно; возможно термин связан со словами "лагода" (мир, порядок, устройство, приноровление), чешский lagoda (приятность, прелесть). Значение слова "лад" близко греческому armouia?? скрепление, связь; согласие, мир порядок; строй, лад; слаженность, стройность, гармония).

Термин "лад" применяется также для обозначения мажорности или минорности (т.е. наклонения), для обозначения гаммаобразно расположенной системы звуков (звукорядов).

Лад в музыкально-теоретическом смысле - есть выражение системности связей между музыкальными звуками и их логической организацией, обобщающей различные типы интонационных сопряжений тонов мелодии и гармонии. По определению Бершадской, лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической дифференциации".

Формы взаимосвязи тонов в музыке в общем бесконечны. Но сам принцип - различие роли тонов и их взаимоподчинение - является непременным свойством музыки, составляющим её логическую основу и обеспечивающим осмысленность её восприятия.

Соотношение устойчивости и неустойчивости - наиболее общая для всех ладовых систем форма функциональных отношений.

Устойчивость - функция торможения: она создаёт ощущение потенциального покоя, возможности остановить движение, - это функция статическая. Устойчивый тон никуда не тяготеет, а, напротив, будто сам притягивает к себе другие тоны.

Неустойчивость - это функция движения: она требует продолжения музыкального развития, это функция динамическая. Неустойчивые тоны направлены к центру из самых разных точек. Поэтому неустойчивость многозначна, многообразна: она может охватывать самые различные формы движения к устою.

Различные по интервальному, функциональному и количественному соотношению формы взаимосвязей устоя и неустоев создают и различные ладовые системы.

Ладовые системы могут образовываться самым различным количеством звуков. Принцип классификации ладов базируется на определении "носителя функциональности". Согласно этому принципу лады подразделяются на монодические (мелодические), где носитель функции - тон; и гармонические, где носитель функции - аккорд.

Монодические (мелодические) лады

Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё значение и в многоголосии (преимущественно полифонического склада). Сложнейшие формы монодических ладов характеризуют и многие произведения современной музыки.

Своеобразие монодических ладов сводится к следующему:

1) носителем ладовой функции является отдельный тон;

2) функция устоя дифференцирована, а также подвижна. Среди устойчивых функций выделяют главный устой и побочную опору.

Главный устой - звук, на котором заканчивается мелодия (правило финального тона). Среди тонов монодического лада особо следует выделить такие, которые будучи направленными к главному устою, в то же время способны концентрировать вокруг себя мелодическое движение и этим как бы противопоставлять себя главному устою. Значение таких тонов - собирание и "местное" (локальное) объединение неустойчивых тонов. Они активны в своём ладовом значении и носят название побочной опоры. Их может быть несколько. Побочные опоры - это звуки: а) ритмически протяжённые, попадающие на сильные и относительно сильные доли такта; б) подчёркнутые мелодически опеванием, повторением, возвратом к ним музыкальной интонации; в) с них начинаются или заканчиваются музыкальные фразы. В процессе развёртывания напева возможно также смещение побочной опоры с одного тона на другой.

Ладовый остов - это интервал между главным устоем и побочной опорой (как правило ч.5, б.3, м.3, ч.4); иногда побочные опоры и главный устой образуют трезвучие. Ладовый остов может быть переменным, а иногда он совсем отсутствует. Интервальное соотношение побочных опор с главным устоем определяет сущность лада не менее весомо, чем ладовое наклонение.

Главный устой может являться как нижним, так и средним тоном звукоряда. При положении главного устоя в середине звукоряда лад приобретает форму гиполада (от греч. hypo - под). Функция главного устоя подвижна и может смещаться на другой звук. В этом случае возникает ладовая переменность.

Функция неустоя не дифференцирована, не разграничена, как в гармонических ладах на S, D, III и т.д. При определённых ритмических, интонационных и структурных условиях неустой может стать устоем.

Количество тонов, составляющих звукоряд лада, может быть различным. Интервальная структура звукорядов монодических ладов также многообразна: в зависимости от местоположения в нём главного устоя один и тот же звукоряд может служить основой разных ладов. Отсюда вытекает нестабильность монодических ладов. Исчерпывающе перечислить все их разновидности невозможно. Они в принципе неповторимы и допускают лишь систематизацию и классификацию, основу которой составляют вид звукоряда и характер функциональных отношений.

В основу классификации монодических ладов по виду звукоряда можно положить следующие признаки: а) интервальную структуру; б) наклонение; в) объём и количество ступеней звукоряда.

По интервальной структуре различаются прежде всего два основных вида: звукоряды, не содержащие полутоновых интервалов, так называемые бесполутоновые или ангемитонные (от греч. an - без, hemi - полу, tonos - тон), и звукоряды, включающие в себя любые, в том числе и полутоновые, интервалы - так называемые гемитонные.

К ангемитонным звукорядам относятся различные виды бесполутоновых трихордов и так называемая полная пентатоника - звукоряд, использующий максимально возможное в условиях темперированного строя количество бесполутоновых сочетания внутри октавы. Для бесполутоновых звукорядов весьма характерно наличие хотя бы одного терцового или квартового интервала между соседними ступенями. Это, однако, не обязательное условие: к ангемитонным относится также звукоряд, каждая ступень которого отстоит от соседней на целый тон - так называемый целотонный звукоряд. Он слагается из тритонов (увеличенных кварт) и вне энгармонических замен не замыкается в октаву.

Гемитонные звукоряды можно, в свою очередь, разделить на две группы: звукоряды, в которых ступени образуют с главным устоем только большие, малые и чистые интервалы; и звукоряды, в которых с главным устоем образуются увеличенные и уменьшённые интервалы.

Наклонение принято определять в основном по соотношению верхнетерцового тона с главным устоем. Лады со звукорядом, ясно очерчивающим большую терцию от главного устоя, относятся к ладам мажорного наклонения; малую терцию от главного устоя - к ладам минорного наклонения. Лады, в которых верхнетерцовый тон отсутствует или варьируется (явление, получившее в теории музыки название "высотная вариантность ступени", особенно характерное для народной, а также для многих образцов современной музыки) относятся к особым случаям и рассматриваются каждый в отдельности.

Объёмом звукоряда называется интервальное соотношение его крайних по высоте звуков. В характеристику объема звукоряда входит также количество ступеней, заключённое в его крайних границах. В монодических ладах нередки случаи, когда соседние ступени отстоят друг от друга не на секунду, а на терцию или кварту. Таким образом, лад в объёме, например, квинты может включать как пять ступеней, так и три ступени и т.п.

По количеству ступеней в звукоряде выделяют:

1) трихорд - три звука в объёме кварты, терции, реже квинты;

2) тетрахорд - четыре звука в объёме кварты или квинты;

3) пентахорд - пять звуков в объёме квинты, сексты или септимы (например, минорная пентатоника);

4) гексахорд - шесть звуков в объёме сексты, септимы, октавы;

5) семиступенные лады - стабильные монодические лады.

Звукоряды в объёме октавы и более входят в разряд широкообъёмных. Если звукоряд равен октаве или шире её, то возможны два случая ладовых отношений.

1. Октавно повторенные звуки являются различными по своей ладовой функции, своей направленности и тяготению. Как правило, в этих случаях октавно повторяется не весь звукоряд полностью, а лишь несколько его тонов. Например, в песне "Не одна во поле дороженька" (см. Приложение № 1) звук фа1 является главным устоем: он притягивает к себе все остальные тоны и завершает наиболее отчленённые музыкальные фразы и строфу в целом. Звук фа2 является неустоем: он ни разу не завершает фразы, используется преимущественно на слабых долях; он неустойчив и, выполняя функцию опевания тона ми-бемоль, сам через ре-бемоль и си-бемоль направлен в главный устой фа1.

2. Звукоряд и функциональное значение тонов полностью повторяются во всех октавах.

Таким образом, неоктавные лады - это лады, в которых октавно повторённые звуки являются различными по своей ладовой функции, своей направленности и тяготению. Октавными являются лады, в которых функция тонов не изменяется при переносе в другую октаву.

Многообразие форм монодических ладов, незакреплённость за отдельным звукорядом твёрдо установившегося в нём положения главного устоя (как это свойственно ладам мажорно-минорной ладогармонической системы) порождает одно из важнейших свойств: способность к лёгкому смещению главного устоя с одного тона на другой. Например, в песне "Горы" (см. Приложение, №2), главный устой в процессе развёртывания напева с "ля" (минорное наклонение) меняет своё положение на "соль" (мажорное наклонение). Такие ладовые системы называют параллельно-переменными.

В одноименно-переменных ладовых системах при едином главном устое возникает вариантность других ступеней. Это приводит к совмещению признаков различных ладов (например, эолийско-дорийский и ионийско-лидийский).

Среди многообразия монодических ладов можно выделить лишь несколько разновидностей, которые закрепились как относительно постоянные структуры. Наиболее отстоявшейся в этом ряду является группа семиступенных ладов, сложившихся в практике полифонического многоголосия. Каждый их этих ладов имеет строго фиксированную интервальную структуру звукоряда. Все разновидности этих тонов можно построить на звукоряде "белых клавишей", лишь перемещая тонику.

Как видно из схемы (см. Приложение №3) три лада имеют мажорное наклонение, четыре - минорное, причём из этих четырёх выделяется локрийский, в структуру которого входит уменьшённая квинта от тоники.

Интервальная структура определяет своеобразную окраску каждого лада. Лидийский лад отличается от ионийского высокой IV ступенью, образующей с тоникой интервал увеличенной кварты - так называемую лидийскую кварту. Миксолидийский лад отличается от ионийского низкой VII ступенью. В соответствии с этим малая септима в ладах мажорного наклонения получила название миксолидийской септимы. Дорийский лад, имеющий высокую по сравнению с эолийским VI ступень (большую сексту от тоники при минорной терции), отличается так называемой дорийской секстой; фригийский лад характеризует низкая II ступень - фригийская секунда.

Появляясь как случайное изменение ступеней в других ладовых системах, эти интервалы сохраняют свою специфичность, придавая характер своеобразного наклонения. Это позволяет порой применять термины "фригийская секунда" или "миксолидийская кварта" даже в тех случаях, когда низкая II ступень встречается в ладу с мажорной терцией или высокая IV - в ладу с минорной терцией.

Гармонические лады

Развитие многоголосия, потребовавшего координации голосов по вертикали, постепенно привело к формированию особой ладовой системы. Из образующихся по вертикали созвучий в практике отбираются и закрепляются наиболее характерные, чаще других используемые. Эти созвучия постепенно приобретали всё большую самостоятельность в выражении ладовых функций.

В итоге лад стал формироваться как система отношений уже не только тонов, но, прежде всего, как система отношений определённым образом организованных созвучий. Носителем функции в гармонических ладах является не отдельно взятый тон, а целый комплекс тонов, гармоническое единство - аккорд. Отдельные же тоны, сохраняя своё значение в мелодических связях с основным тоном тонического аккорда, в целом подчиняются функции того созвучия, в состав которого они в данный момент входят. Так, например, в основной теме I части "Лунной" сонаты Бетховена (см. Приложение №4) тон соль-диез в мелодии приобретает различную ладовую функцию в зависимости от того, какой гармонией он поддержан. Именно изменение гармонии (то неустойчивой, то устойчивой) заставляет нас воспринять два совершенно одинаковых мелодических мотива не как простой повтор, а как связное вопросно-ответное построение.

Мелодическая устойчивость I, III и V ступеней лада может быть полностью выявлена только в том случае, если они поддержаны устойчивым созвучием - трезвучием I ступени, то есть входят в единый тонический комплекс. При включении их в аккорды других ступеней они теряют свою устойчивую функцию.

Особую, наиболее стабильную форму гармонических ладов представляет собой мажорно-минорная ладогармоническая система. Ладовая функция в этой системе выражается трезвучием, септаккордом или нонаккордом. Многообразие видов звукорядов и функциональных отношений тонов, свойственное монодическим ладам, в гармонических ладах мажоро-минора уступает место строго фиксированным стабильным октавным звукорядам и единообразным функциональным отношениям. Роль устоя (тоники) в таких ладах выполняет консонантное трезвучие (мажорное или минорное), построенное на I ступени звукоряда; тонический септаккорд также относится к функции устоя, в котором неустойчивая VII ступень поглощается функцией тонического трезвучия. В роли неустойчивых функций выступают трезвучия и септаккорды различных структур, образующиеся на других ступенях звукоряда. Функция неустоя в гармонических ладах дифференцирована: S, D, III (верхняя медианта), VI (нижняя медианта), II (нисходящий вводный тон), VII (восходящий вводный тон).

В соответствии с возможными структурами тонических трезвучий выделились и закрепились две наиболее характерные, противоположные друг другу по наклонению системы с четко фиксированной интервальной структурой - мажор (по лат. - dur, что означает твердый) и минор (по лат. - moll, мягкий).

Порожденные многоголосной инструментальной музыкой лады мажорно-минорной системы характеризуются принципом октавности, то есть полной повторяемостью звукорядов и функциональных отношений в любой октаве.

Функциональные отношения в мажорно-минорной системе выражаются отношениями аккордов. В формировании этих аккордов участвует весь звукоряд, и потому для выяснения их функционального значения необходимо уяснить природу отношений составляющих их тонов. В ладах мажорно-минорной системы выявляются два типа связей тонов:

1) секундовые связи рядом расположенных тонов, их называют мелодическими;

2) квартово-квинтовые связи тонов с тоникой. Эти связи основаны на акустическом родстве тонов. Их иногда называют гармоническими, так как они являются важнейшей основой возникающих в гармонических ладах соотношений аккордов.

Для выявления ладовых функций в ладах мажорно-минорной системы наиболее существенными являются квартово-квинтовые связи тонов с главным тоническим звуком. В ладу два таких тона: IV и V ступени.

Верхнеквинтовый тон от тоники (он же нижнеквартовый - V ступень) носит название доминанты (D) и непосредственно тяготеет в тонику (Т). Верхнеквартовый тон (он же нижнеквинтовый - IV ступень) направлен в тонику как непосредственно, так и через доминанту. Он носит название субдоминанты (нижней доминанты - S).

На квартово-квинтовых связях тонов основаны главные ладовые функции гармонического лада. Поэтому и ступени, осуществляющие эти связи, носят название главных ступеней.

Трезвучия, построенные на главных ступенях, вместе взятые включает в себя все мелодические ступени лада. Их последование представляет собой простейшую схему функциональной структуры мажорно-минорной ладогармонической системы.

Мелодические связи мажорно-минорной системы полностью обусловлены гармоническим характером лада, при котором и устой и неустой выражаются комплексами одновременно звучащих тонов. Ступени VII, II, IV, VI мелодически сопряжены соответственно со ступенями I, III иV. Поскольку последние входят в устойчивый комплекс тонического трезвучия, постольку VII, II, IV и VI, прилегая к ним, в них и тяготеют как неустои.

Страницы: 1, 2