|
К. Дебюсси "Детский уголок"
К. Дебюсси "Детский уголок"
14 План - Введение
- Глава 1. "Детский уголок" Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения
- Глава 2. "Doctor Gradus ad Parnassum"
- Глава 3. "Колыбельная слона"
- Глава 4. "Серенада кукле"
- Глава 5. "Снег танцует"
- Глава 6. "Маленький пастух"
- Глава 7. "Кукольный кэк-уок"
- Заключение
- Список литературы
ВведениеФранцузский композитор Клод Дебюсси вошел в историю мировой культуры как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. Уже принадлежит прошлому то время, когда его искусство казалось лишь отрешенным от жизни культом "прекрасного мгновения". На самом деле оно отразило с поразительной художественной законченностью настроения определенных слоев французского общества после трагического поражения Парижской коммуны, настроения поколения, пораженного политическим безверием, духовной усталостью и потому обостренно тоскующего по утонченному идеалу прекрасного, каким бы зыбким ни становилось его утверждение.Для Дебюсси не переставал существовать мир окружающей действительности, и он не противопоставлял ему свой внутренний духовный мир. Тут он, как и художники-импрессионисты, выступал одним из наследников великой реалистической традиции, идущей от гуманизма Ренессанса, Однако он замыкался в узкой сфере сюжетов и тем, избегал социальной проблематики, сторонился осмысления явлений, видя правду лишь во впечатлении и абсолютизируя его. И в этом - историческая ограниченность искусства Дебюсси. Вместе с тем нельзя не оценить утонченное совершенство его звуковых образов - одновременно живописно-пластичных и поэтически-одухотворенных Он чеканит их с поразительным изяществом и пленительностью. Особенно дорого отношение Дебюсси к русской музыке. Преклонение перед Мусоргским и Могучей кучкой проходило через всю его жизнь.Творчество Дебюсси завершает собой целую эпоху - эпоху музыкального романтизма. Но Дебюсси не остается лишь в прошлом. Это только один лик его, другой - обращен в настоящее. Дебюсси стоит на пороге "новейшей" истории музыки. Его традиции продолжают питать художественную фантазию композиторов современности.Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: изучить "Детский уголок" К. Дебюсси.Задачи работы:рассмотреть "Детский уголок" Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения;рассмотреть "Doctor Gradus ad Parnassum";рассмотреть "Колыбельная слона";рассмотреть "Серенада кукле";рассмотреть "Снег танцует";рассмотреть "Маленький пастух";рассмотреть "Кукольный кэк-уок".Глава 1. "Детский уголок" Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполненияСюита для фортепиано "Детский уголок" была написана и опубликована в 1908 году. Она посвящена маленькой дочке композитора - Шушу (разумеется, только посвящена, а не предназначена для разучивания, так как девочке в это время было всего лишь три года). Впервые сюита была публично исполнена 18 декабря 1908 года пианистом Гарольдом Бауэром. Дебюсси привнес в свою музыку, наряду с высокой поэтичностью, ту шутливую иронию, тот мягкий ласковый юмор, которые окрашивали его отношение к дочери, к ее детским выдумкам, и публика это сразу почувствовала и оценила. Сам же композитор, как об этом вспоминал Гарольд Бауэр, "не был спокоен по поводу своего публичного вторжения в область юмора - во время концерта он не вошел в зал и был очень удовлетворен, узнав, что его музыкальная фантазия заставила публику смеяться".Прежде всего, следует рассмотреть, какими средствами пользуется Дебюсси для создания различных оттенков юмора, которым так богато это произведение.Юмор содержится уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутливое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской "мисс" (хорошо известна большая склонность, которую питал Дебюсси к различным английским словечкам, анекдотам и вообще к английскому юмору) [9, с.137]. Композитор сам сделал забавные рисунки для оформления первого издания цикла.Созданию юмористического настроения способствует и чисто музыкальный прием, играющий большую роль в музыкальной драматургии сюиты, - пародирование уже знакомой музыки, переосмысление широко известных тем и музыкальных образов. В этом отношении наиболее характерными являются первая и последняя пьесы. Первая - "Doctor Gradus ad Par. nassum" и своим названием и пианистической фактурой пародирует хрестоматийный сборник этюдов Клементи - Таузига. Именно с серьезностью и назойливой систематичностью связан музыкальный образ доктора (горькое, но необходимое лекарство, которое нужно регулярно принимать). Иронический подтекст последней пьесы "Кукольный кэк-уок" заключается в том, что Дебюсси вводит в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Вагнера (произведение, которое, кстати говоря, Дебюсси очень высоко ценил, несмотря на неприятие принципов Вагнера). Этот мотив, воплощающий основные особенности вагнеровского гармонического языка и ставший музыкальным лозунгом целых поколений вагнеристов, подан Дебюсси в нарочито ироническом плане, подчеркнутом ремаркой "avec une grande emotion" ("с большим чувством"), в окружении аккордов, имитирующих хохот (нельзя забывать и о контексте более крупного плача - это ведь середина веселого, модного в то время танца). Такими остроумными, чисто музыкальными средствами Дебюсси с позиций музыканта своего времени развенчивает идеалы романтизма [8, с.54].В "Детском уголке", нашло выражение богатое чувство юмора, - но здесь Дебюсси во многом следует традициям, разработанным кучкистами (в первую очередь нужно вспомнить "Детскую" Мусоргского, его же - "Лимож. Рынок", "Балет не вылупившихся птенцов", "Тюильрийский сад" из "Картинок с выставки", романс Бородина "Спесь"). Как известно - и видно даже по этим названиям, - многое в юморе русских композиторов связано с обращением к детям. Самый популярный в наше время русский сборник пьес для детей, "Детский альбом" Чайковского был также наверняка известен Дебюсси - ведь это сочинение было создано незадолго до того времени, когда он общался с семьей фон Мекк (написано в мае 1878 года), и молодой пианист, по всей вероятности, проигрывал или проходил с детьми Надежды Филаретовны многие из этих пьес.Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:"С первых же тактов пьесы "Doctor Gradus ad Parnassum" возникает прелестный образ ребенка за роялем, несколько насмешливый рассказ о его невинной, неравной и смиренной борьбе с однообразными сложностями вероломного Муцио Клементи. Какая тоска, какие непомерные разочарования либо непреодолимое желание развлечений из-за солнечного луча, из-за пролетающей мухи, из-за осыпающейся розы обнаруживают и неожиданные остановки и замедления от недовольства. А в заключение сколь неудержимый порыв к движению, к играм, к наконец-то обретенной свободе.Затем следуют в "Колыбельной слона" прекрасные истории, нежно напеваемые кроткому фетровому слону, слишком великому для укачивающих его маленьких рук.Она (имеется в виду Шушу. - Н. К) рассказывает ему эти истории без слов, выдумывая их для себя, - шестилетняя Шахеризада, пребывающая в чудных грезах детства, более сильных, чем действительность, более пленительных, чем волшебство. А затем ребенок ли, игрушка ли засыпает?Может быть, и ребенок, и игрушка."Серенада кукле"... За слегка насмешливым подражанием однообразному сопровождению - вся своенравная грация и вольная прихоть детской болтовни, которой внимает неподвижная улыбка новой куклы, застывшей в курьезной) позе, приданной ей очередным капризом девочки."Снег танцует". Танцует снег, - и грустно и приятно, прильну в к окну, следить из теплой комнаты за безмятежно падающими хлопьями. Что же сталось с птицами и цветами? И когда же вновь засверкает солнце?"Маленький пастух" - маленький воображаемый и прелестный пастушок простодушного стада... поэзия сельских услад, молчания и далей создается вашим наивным превращением..."Кукольный кэк-уок" - двигается курьезный полишинель: то раздвигается, то вновь собирается; комические увертки сопровождаются таким живым смехом, таким увлекательным весельем, что рука, управляющая этой игрой, от невыразимого чувства трепещет нежностью"... [7, с.138-139].Корто показал здесь, каким открытием нового мира - души ребенка, его непосредственных реакций, его глубоко эмоциональных вопросов и своевольных ярких фантазий явился этот необычный цикл Дебюсси.Подлинно художественное произведение, как правило, обладает многоплановым образным строем, и у разных пианистов - в зависимости от их индивидуальности - выделяются в первую очередь те или иные стороны произведения. В этом плане давать какие-то одноплановые образные характеристики было бы очень неблагодарной задачей. Даже и приведенный нами текст Корто оказывается в высшей степени субъективным. В принципе возможны различные литературные программы, в такой же степени отвечающие содержанию этого цикла.Однако образные программы, даже самые подробные, хотя и могут подтолкнуть в необходимых случаях фантазию исполнителя, настроить его, - никогда не заменят досконального знания произведения. Для того же, чтобы исполнитель и педагог смогли прочувствовать и передать содержание музыки во всей ее тонкости и неуловимости, необходимо детальное знакомство с самим нотным текстом, со всеми его особенностями, что и делает индивидуальную интерпретацию неповторимой. Это в большой, мере относится к Дебюсси, композитору необычайно лаконичному, но в такой же степени точному в своей манере записи. Для глубокого понимания его музыки во многих случаях требуется скрупулезный анализ - именно такой анализ поможет проникнутые особенности структуры, проследить за ходом развития музыки. Обнаруженные при этом аналогии с другими произведениями приведут к осознанию каких-то более общих стилистических признаков, дадут возможность рассматривать данное произведение как органическую часть всего творчества композитора и облегчат нахождение правильного исполнительского решения. Анализ фактуры позволит провести тембровые аналогии с тем или иным инструментальным составом и тем самым откроет путь для поисков звуковой красочности. И наконец, с помощью такого анализа можно будет объективно наметить область допустимых границ интерпретации (в отношении темпа, силы и распределения звучности, интенсивности, чувства и т.д.).Именно на основе точного знакомства с материалом начинает работать творческая фантазия исполнителя. Важность такого подхода подчеркивали многие известнейшие педагоги, в. первую очередь Г.Г. Нейгауз.Глава 2. "Doctor Gradus ad Parnassum""Doctor Gradus ad Parnassum" характеризуется своеобразным подходом к пародируемому оригиналу. Хотя здесь сразу же чувствуется, что первотолчком послужил инструктивный этюд, но насколько опоэтизирован и приподнят в пьесе банальный и сухой для всех пианистов образ! Это тонкая, нежная музыкальная картина, вся выдержанная в мягких пастельных красках [9, с.139]. Тональность C-dur часто "открывает" многие циклы, не только объединяющие пьесы, написанные во всех тональностях, но и менее крупные, например: Шесть прелюдий, ор.13 Скрябина или "Пять пальцев" (8 пьес) Стравинского, его же Пять легких пьес в четыре руки. Именно в этой тональности написаны и очень многие старинные инструктивные этюды - как раз ассоциации с ними должна вызывать пьеса. Фактура здесь тоже чисто этюдная, пьеса построена на четырехзвуковых фигурах, перемещающихся по ступеням, и идет (за исключением средней части) в ровном движении шестнадцатыми. Истоки этой фактуры нетрудно проследить во многих этюдах, например у Крамера в № 21 и 46 12. В обоих указанных этюдах движение по звукам трезвучия все время смягчается секундовыми тонами. Но в самой пьесе имеется только намек на стилизацию - целый ряд особенностей принципиально отличают ее от этюдов. IB первую очередь пластичность, мягкость, специфические созвучия, образуемые фигурациями, - и аккорды, насыщенные нужными секундовыми сочетаниями. Да и авторская ремарка; "egal et sans secheresse" ("ровно и без сухости") подчеркивает "антиэтюдность" замысла пьесы.Легкие пассажные взлеты построены на чередованиях и перекрещиваниях рук (такты 7-9,10). Начиная с такта 13 появляется типичная для Дебюсси фактура - четырехзвуковые фигуры, распределенные таким образом, что левая рука берет каждый раз один первый звук, правая рука - остальные. В следующем разделе a tempo фигурация исполняется правой рукой, а бас, выдержанный на педали, и мелодия в верхнем голосе - левой, движения которой построены на непрерывных переносах, что тоже очень типично для Дебюсси. В средней части варьируется основная фигура, а фактура и звучание существенно меняются - на фоне педального баса выделяются двузвучные нисходящие выразительные мотивы в верхнем голосе. Затем восстанавливается первоначальное движение. В коде появляются последования разложенных параллельных трезвучий.Следующее сравнение между пьесами "Doctor Gradus ad Parnassum" и "Сады под дождем" из цикла "Эстампы" (1903) показывает, в какой степени отмеченные выше фактурные приемы свойственны вообще быстрой музыке Дебюсси [2, с.179].Пьеса написана в трехмастной форме. Первая часть - такты 1-32, вторая часть - такты; 33 (Tempo I) - 44, третья часть - такты 45-66, кода-такты 67 ("Tres anime" - "очень оживленно") - 76. Основная особенность развития в пьесе - текучесть, непрерывное варьирование. Переходы между разделами осуществляются пластично, совершенно незаметно.Следует обратить внимание на некоторые гармонические особенности пьесы, среди них прежде всего - отказ от доминанты на гранях формы. Это способствует возникновению ощущения пластичности, текучести. Мягкие сочетания образуются в результате энгармонической замены звуков, так, например, в тактах 10-11 вслед за разложенным аккордом субдоминанты (гармонической) идет аккорд III ступени на основе равенства as = gis). На первый взгляд, очень просто построена середина - основной мотив секвенционно перемещается сперва в B-dur (такт 33), а затем проходит в As-dur (такт 37 и дальше) на тоническом органном пункте, который переосмысливается и становится доминантой в Des-dur, но после большого эмоционального нагнетания (expressif) энгармонически переходит в кадансовый квартсекстаккорд C-dur. Наступление репризы затушевано еще и благодаря доминантовому басу, который длится два такта и лишь в такте 47 разрешается в тонику. Доминанта появляется только в коде, в тактах 68 и 70, и то каждый раз лишь на последней доле, после сопоставления мажорных трезвучий (по малым терциям С-Es-Fis).Выше уже говорилось о постоянной изменчивости фактуры - для исполнителя очень важна проблема многоплановой "инструментовки" фортепианного письма Дебюсси, например оркестровая "педаль" в басу, трехслойные построения в тактах 3-6, 24-30. В этих построениях три звуковых плана: бас, фигурация и верхний голос; фактура должна звучать ясно и прозрачно, что зависит в первую очередь от распределения звучности по вертикали. Так, "этюдное" движение шестнадцатыми должно осуществляться точными движениями пальцев без излишних поворотов и нагрузок кисти, в то время как басы нужно брать мягко и глубоко (целые ноты в крайних частях даже звонко, а выдержанные басы в середине - тихо, но достаточно гулко). При исполнении третьего звукового плана нужно особенно внимательно относиться к авторским артикуляционным обозначениям. Так, например, надо добиваться, чтобы подчеркнутые восьмые в тактах 3-4 придавали началу каждой фигурки характер флейтовой атаки (подобное же "острое" начало каждой фигурки мы наблюдаем и в эпизоде, проходящем в тактах 13 - 21), последующие слигованные четверти должны ассоциироваться со звучанием струнных. Даже в таком трудном для исполнения месте, как такты 24-30, необходимо постоянно стремиться к сохранению трехплановости звучания и специально работать над тем, чтобы басы, несмотря на постоянные переносы левой руки, брались мягко и спокойно (добиваться экономичности и компактности в движениях левой руки).Этот "этюд" нужно исполнять в таком темпе, который обеспечивал бы полную ясность.Следует напомнить о необходимости правильно распределять по вертикали силу звуков. В качестве примера приведем начало средней части (такты 33-34). Если взять, как указано в некоторых изданиях I4, d первой октавы первым пальцем, то звучность может оказаться несколько зажатой, вследствие поворота и растяжения кисти. Рекомендуется играть по позициям. В этом случае мягкое d (четвертый палец) как бы "повисает" на педали на фоне более густого баса, звучность идущего за ней "отголоска" легко сделать очень тихой и воздушной. Следующую фразу в басу снова нужно взять сочно и аккорд дослушать до конца. Обратите внимание на авторскую динамику, связанную с сопоставлением B-dur (такты 33-36) - р и As-dur (такт 37) - pp.Необходимо отметить еще несколько мест, представляющих определенные трудности в техническом отношении.Неудобную партию левой руки в такте 57 и дальше рекомендуем исполнять аппликатурой, приведенной в издании Войтовича 15, - звуки мелодии, начиная с такта 58, берутся поочередно третьим-четвертым пальцами посредством перекладывания. При такой аппликатуре достигается большая свобода и ровность движения. В тактах 68 и 70 верхнее ais не следует брать четвертым пальцем - все разложенные аккорды играются одинаковой аппликатурой, этим обеспечивается равномерность силы звука и движения.Глава 3. "Колыбельная слона""Колыбельная слона" (оригинальное название - "Jimbo's Lulfaby" - "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка маленькой Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, несколько тяжеловесного существа, вызывающего, однако, самые нежные и ласковые чувства. Пьеса богата тонкими оттенками настроений, пластична по форме. Развитие материала строится по принципу непрерывного варьирования и ассоциативных связей. Каждая новая тема вступает настолько незаметно и в такой степени подготовлена предшествующим, что слушатель не сразу отдает себе отчет в ее появлении. Отдельные эпизоды объединяются либо общностью движения, либо непрерывным развитием одной и той же фигуры сопровождения. Ощущению спаянности в немалой степени способствуют выдержанные долгие звуки в разных голосах или повторяющиеся басы, играющие большую формообразующую роль [8, с.51].
Страницы: 1, 2
|
|
|