бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Феномен мировой рок-культуры бесплатно рефераты

Феномен мировой рок-культуры

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Факультет

Кафедра

Реферат

«Феномен мировой рок-культуры»

Студент

Преподаватель

Содержание

Введение: что такое рок-культура

1. Зарождение мировой рок культуры: «кантри» + «ритм-энд-блюз» = «рок-н-ролл»

2. Рассвет славы рок-н-ролла и её закат. Появление стиля «рок»

3. «Британское вторжение The Beatles». История легендарной группы

4. Дальнейшее развитие рока. Формирование хард-рока

5. Новые стили рок-музыки в классический период и их представители. Короли гитар

6. Легендарные представители мировой рок-эстрады

Заключение

Список использованных источников

Введение: что такое рок культура

Для начала обратимся к истокам, так сказать к началам всех начал. С чего все начиналось, чем все усугубили и как это повлияет на нашу дальнейшую мирную жизнь. Что такое рок-музыка и рок культура.

Существует много разных предположений о том, что же явилось причиной и каковы истоки происхождения рок музыки. Одни считает, что рок придумали правительственные органы для «зомбирования» и управления молодежью, другие утверждают, что это одно из проявлений процесса музыкального развития. В Православной литературы встречаются мнения, что все дело в сатанинском происхождении рок-музыки.

Большие, словари и справочники сказали, что рок - это синоним слова судьба, причем со сноской - несчастливая, трагичная. В этом же словаре дается и определение рок-музыке: эксцентрическая, эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, обычно на электронных инструментах, с участием голоса или голосов. Однако это определение, хотя и верное, дает только поверхностную «безжизненную» характеристику рок-музыке. Рок это не просто музыка, не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально возник как средство самовыражения молодежи, как бунт и протест, как отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. На протяжении всей своей истории, рок отражал и отражает вечно неразрешимую дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок, в глазах старшего поколения, выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, и на нем выросло сегодняшнее, взрослое поколение, перед роком и сегодня встают такие же проблемы, как и в начале его пути: непонимание и отвержение. Это обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории. Даже с точки зрения философии в рок-музыке проявились все ее основные законы. В появлении нового стиля путем слияния других стилей - закон отражения. В противоречивости рока проявляется закон единства и борьбы противоположностей.

И всё же, не существует точного понятия слова “рок”. Многие музыканты, признанные исполнители в стиле рок, считают себя рок-Н-рольщиками, и при этом не находят различий между роком и рок-н-роллом, что является неправильным по определению. Так называемого стиля “рок”, не существует -- это собирательное понятие из арт-, симфо-, хард-рока и т.п., образованные на основе рок-н-ролла и бита.

Итак, теперь попытаемся пошагово рассмотреть историю мирового рока и выяснить, так в чём же, собственно, и заключается феномен этой музыкальной культуры.

1. Зарождение мировой рок культуры: «кантри» + «ритм-энд-блюз» = «рок-н-ролл»

Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.

Кантри объединяет две разновидности американского фольклора -- это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII--XVIII веках и ковбойские баллады Дикого Запада. Основные музыкальные инструменты этого стиля -- гитара, банджо и скрипка.

«The little old log cabin in the Lane» является первой «документально зафиксированной» песней в стиле кантри, написанной в 1871 году Уиллом Хейссом из Кентукки. Спустя 53 года Фиддин Джон Карсон записывает эту композицию на пластинку. С октября 1925 года начала работу радиопрограмма «Grand ole opry», которая по сей день транслирует концерты звёзд кантри в прямом эфире.

Кантри, как музыкальная индустрия, стало набирать обороты в конце 1940-х гг. благодаря успеху Хэнка Уильямса, который не только задал имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперёд, но и обозначил типичные темы жанра -- трагическая любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Уже к тому времени в кантри существовали разные стили: вестерн-свинг, взявший принципы аранжировки из диксиленда, блюграсс, а стиль таких музыкантов как Хэнк Уильямс тогда называли хиллбилли. В середине 1950-х гг. кантри, наравне с элементами из других жанров даёт рождение рок-н-ролла. Тут же обозначился пограничный жанр -- рокабилли -- именно с него начали творческий путь такие певцы как Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш -- неслучайно, все они записывались в одной и той же мемфисской студии Sun Records.

В начале 1960-х гг. под влиянием таких продюсеров как Чет Аткинс и Стив Шолз архаическая манера Уильямса т.н. «honky tonk» сменилась «нэшвиллским саундом» с его новым звучанием и кристально-чистыми аранжировками, в которых теперь важное место стало играть фортепиано, -- не без влияния Флойда Кремера, одного из архитекторов этого направления. Джордж Джонс, Пэтси Клайн, Бренда Ли, Тэмми Винет были одними из самых успешных исполнителей этого периода. В 1961 году в Нэшвилле, ставшем к тому времени центром индустрии кантри, был основан Зал славы кантри.

Ряд музыкантов конца 1960-х гг. -- Крис Кристоферсон, Нил Янг, Линда Ронстадт, группы Creedence Clearwater Revival -- избрали эклектический подход: они успешно сочетали кантри с роком, дав начало такому направлению, как кантри-рок.

Вторым «отцом рок-н-ролла» явился африканский ритм-энд-блюз. Ритм-Н-блюз (ритм-энд-блюз) -- жанр популярной музыки, первоначально исполняемой афроамериканскими музыкантами.

С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-энд-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей. Не принято включать в состав ритм-энд-блюза хип-хоп и рэгги, сложившиеся в качестве самостоятельных направлений в более поздний период.

Сейчас принято отличать современный ритм-энд-блюз от классического ритм-энд-блюза. Под современным R'n'B подразумевается музыкальное направление, берущее начало от симбиоза блюза, соула и других «расовых» жанров. Ритм-энд-блюзом же принято считать музыку на ярко выраженной блюзовой основе.

Ритм-энд-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией так называемых «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз». Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк -- Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго -- Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.

Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов. Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-энд-блюз», отражавший сложившиеся изменения.

Ритм-энд-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным -- на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза отошла на задний план. Среди классиков раннего ритм-энд-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Джей Макшенн, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.

Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.

Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-роллы. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock around the clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый артист -- Элвис Пресли. Несмотря на то, что его популярность и культовый статус во многом превышали реальное качество его работ по сравнению с пластинками чёрных коллег, Элвис Пресли стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном с ними уровне (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый артист).

Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис, получивший прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения и игры на пианино. Чуть позже стала появляться более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная прежде всего с именами Бадди Холли и Everly Brothers.

2. Рассвет славы рок-н-ролла и её закат. Появление стиля «рок»

Итак, как уже было сказано ранее, рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни -- придавая им, однако стилистику рок-н-ролльного звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954--55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтесенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бесчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956--57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами -- Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран -- привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Развитие рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращении в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959--60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили: кантри, ритм-энд-блюз и др. Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл, однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист Чабби Чеккера, ни калифорнийский сёрф-рок «The Beach Boys», несмотря на очевидное их стремление обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг., особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин -- «рок».

3. «Британское вторжение The Beatles». История легендарной группы

Британское вторжение -- термин, обозначающий музыкальное явление середины - второй половины 60-х гг., когда британская рок-музыка начала доминировать как в национальных, так и в международных, в основном американских чартах. Началом явления принято считать американский успех сингла «The Beatles» «I want to hold your hand» и последующий визит группы в Америку. Концом «британского вторжения» можно считать нарастание популярности психоделического рока в 1966--1967 годах, когда крупнейшие американские психоделические группы «The Byrds», «The Doors», «Grateful Dead», «Jefferson Airplane» смогли оказать достойную конкуренцию британским.

Но начнём по порядку, с основателей «британского вторжения».

The Beatles -- культовая британская рок-группа из Ливерпуля, в состав которой входили: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. Группа внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки. Ансамбль не только изменил её, но и достиг беспрецедентной популярности, благодаря чему «The Beatles» стали одним из самых ярких феноменов мировой культуры XX века, продав по всему миру более 1 миллиарда пластинок. Внешний вид, манера поведения и убеждения музыкантов сделали их законодателями стиля, что, вкупе с огромной популярностью, привело к значительному влиянию группы на культурную и социальную революцию 1960-х гг. После распада группы, произошедшего в 1970 году, каждый из её участников начал сольную карьеру.

Корни ансамбля уходят в середину 1950-х гг., эпоху рок-н-ролла, которая сформировала мировоззрение и музыкальные вкусы будущих участников группы. Весной 1956 года Джон Леннон впервые услышал песню «All shook up» Элвиса Пресли, которая, по его словам, означала конец всей прежней его жизни. К тому времени Джон играл на губной гармонике и банджо, и теперь стал осваивать гитару. Вскоре вместе с товарищами по школе он основал группу «The Blackjacks», через неделю переименованную в «The Quarrymen», названную так в честь их школы. Куорримен играли скиффл -- британскую разновидность любительского рок-н-ролла -- и старались походить на тедди-боев. Летом 1957 года Леннон во время одного из первых концертов Куорримен познакомился с 15-летним Полом Маккартни, который поразил Джона знанием аккордов и слов последних новинок рок-н-ролла, и тем, что он явно был лучше развит музыкально. Пол также играл на трубе и фортепиано. Весной 1958 года для эпизодических выступлений, а с осени -- постоянно к ним присоединился друг Пола, Джордж Харрисон. Именно эти трое стали основным костяком группы, для остальных же участников Куорримен рок-н-ролл был временным увлечением, и вскоре они отпали от коллектива.

Страницы: 1, 2, 3