бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Если вы любите петь бесплатно рефераты

Если вы любите петь

1

ИРИНА УЛЬЕВА

ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ПЕТЬ

/Монография/

Монография посвящается вопросам подготовки начинающих певцов и отражает практику работы знаменитых педагогов-вокалистов и исполните-лей, а также труды ученых в области вокального искусства, в том числе: Барра, М.Каллас, Е.Е.Нестеренко, М.Гарсиа и др.

Предисловие

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу".

Термин "вокальная школа" в узком смысле слова предполагает сово-купность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. "Национальная вокальная школа" - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса. Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выра-женным "вибрато", легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пас-сажей итальянцев отличались от инструментального "прямого" звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения предста-вителей русской вокальной школы.

В середине XX века произошла нивелировка национальных школ. В настоящее время вряд ли правомерно говорить о национальных школах, ибо существует единая эталонная школа вокального искусства. Ее представи-телями являются певцы всего мира независимо от национальной принадлеж-ности: русские Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, болгарин Николай Гяуров, испанка Мансеррат Кабалье, гречанка Мария Каллас, американка Биверли Силз, испанец Хозе Карерас, уроженка Авс-тралии Джоан Сазерленд и многие другие.

В наш век бурного научно-технического прогресса представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.

Экспериментально-теоретические исследования так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной пе-дагогики и в конечном счете - исполнительства.

В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им.Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им.Гнесиных.

1. Пение и певцы

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусс-тва. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инс-трумент всегда при себе.

Петь любят все. Но певцами можно назвать только таких исполните-лей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим зап-росам слушателей. Певцы бывают не только профессиональные, ими могут быть и любители. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов дол-жен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физио-логией и медициной.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного особой ок-раской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок (складок). Голосо-вые связки могут быть длинными или короткими, толстыми и тонкими. Они, как струны музыкального инструмента, воспроизводят звуки различной вы-соты и тембра. Вторым важным фактором, от которого зависит тембр голо-са, являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайма-ровы полости, твердое небо, носовая перегородка: не меньшую роль игра-ет строение грудной клетки и т.д. Кроме того, на природу тембра влияет форманта - призвук, почти неизменный по частоте, присутствующий во всех тонах данного голоса и придающий ему характерную окраску. Красота тембра голоса зависит от обогащения звука голоса обертонами (дополни-тельными, более высокими тонами).

От совокупности всех перечисленных природных качеств зависят те или иные качества тембровой окраски голоса: яркий или тусклый звук, высокий или низкий, приятный или некрасивый оттенок звучания и т.д. Способность певца управлять голосом (и тембром в особенности) равно-сильна умению художника пользоваться своей палитрой.

Певческий звук, как и всякий другой, существующий в природе, есть не что иное, как колебание воздуха, имеющее определенную частоту.

Кроме тембра, всякий музыкальный звук имеет три качественных признака: высоту - определенное количество колебаний звуковой волны в секунду, громкость - интенсивность этих колебаний и продолжительность.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обостренный общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологи-ческим устройством человеческого организма. И все же музыкальный слух поддается развитию.

Здесь же заметим, что вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.

Часто для выступлений на сцене певцы пользуются микрофоном. Но никакие технические усовершенствования не могут заменить природной красоты человеческого голоса.

Три манеры пения

С детских лет человек слышит народное пение, которое близко к на-шей речи. Природная чистота интонации человеческого пения достигается естественной связью между преставлением высоты звука и его воплощением голосовым аппаратом, работающим в привычной речевой манере. Народное пение, по состоянию при нем голосового аппарата, можно назвать естест-венно-разговорным. Чаще всего народный голос имеет грудное звучание. Октавный диапазон грудного звучания может "передвигаться", что зависит от свойств голосового аппарата (более открытое или закрытое произноше-ние гласных и согласных звуков, гортанный или носовой оттенок и т.д.). Грудное пение при выходе за рамки октавного диапазона требует головно-го звучания, называемого у русских народных певцов пением "тонким го-лосом" (у женщин), а у мужчин "фистулой" и отличается неприкрытостью и ровностью.

Разговорной манерой пения пользуются также драматические актеры. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пени-ем", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академи-ческой манере. Красивые народные голоса встречаются не часто и требуют к себе бережного отношения. Характерной представительницей певиц с на-родной манерой является Александра Стрельченко.

Молодежь сейчас чаще слышит легкую эстрадную музыку и поэтому не-вольно, а порой и сознательно юноши и девушки подражают эстрадным ис-полнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу.

Чтобы понять - почему, вначале поговорим об академической манере пения.

Вот о каком интересном событии из жизни будущего великого певца Италии читаем мы в книге А.Лесса "Титта Руффо".

"И вот однажды, раздувая кузнечные мехи (он работал кузнецом) Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти (некоторое время жившем в их доме, баритона) стараясь показать, как он поет. И вдруг Руффо в самом деле запел. Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разлившейся подобно наводнению. Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от ра-дости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения, про-говорил: "Мама... у меня голос... баритон!"

Рождение голоса (даже классического) для одних неожиданность, хо-тя это вполне можно объяснить, а для других долгий кропотливый труд.

История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Виньиамино Джильи, Марио Ланца, Галли Кур-чи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато... и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова...

Их голоса являются эталоном звучания в академической манере (прикрытого звучания голоса).

Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звуча-ния) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным пе-реходом от грудной части диапазона к головной.

Академическая постановка голоса является оптимальной с точки зре-ния реализации природных голосовых данных человека.

"Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

Интересно, что можно иногда наблюдать ловкие подражания академи-ческих певцов "открытому" пению. Шаляпин, исполняя народные песни или создавая народные образы, применял более "открытый" звук. Это была сознательная стилизация народного пения.

Итак, мы разобрали две манеры пения: открытую и прикрытую, народ-ную и классическую (академическую).

Певцами классической эстрады становятся певцы с академической ма-нерой пения: И.Кобзон, Л.Лещенко, Л.Сенчина... и оперные певцы.

На современную эстраду (легкой и джазовой музыки) приходят певцы и певицы полуприкрытой манеры прямо из самодеятельности. Они становят-ся исполнителями российской или зарубежной эстрадной песни, солистами вокально-инструментальных ансамблей.

При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротогло-точной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем ре-гистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек"

- сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие же переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приво-дит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленнос-ти, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пе-ния. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управ-лять своим голосом.

Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, ко-торый при работе в обучении может стать красивым, профессионально зву-чащим. По мнению профессора Гандольфи, "каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане".

"При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." - Фелия Литвин.

Как известно, современное вокальное исполнительство основано на лучших классических традициях русской вокальной школы, созданной и закрепленной в течение длительного времени великими композиторами -

М.Глинкой, А.Даргомыжским, М.Мусоргским и творчеством таких представи-телей вокального искусства, как О.Петров, А.Воробьева - Петрова,

Ф.Стравинский, П.Хохлов, А.Нежданова, Л.Собинов и Ф.Шаляпин, имена ко-торых украшают русскую музыкальную культуру.

Они определили и основные художественные требования русской во-кальной школы.

2. Голос. Строение голосового аппарата

"Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педа-гог 19 века (1805-1908 гг).

Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Неп-ринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благопри-ятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тон-кими. Ларинтологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких (однако у Карузо - тенора были связки баса).

Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для то-го, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазу-хами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливает-ся, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного про-изношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуаль-ность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.

Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, за-мурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции при-родных резонаторов.

Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.

Резонатор - прежде всего усилитель звука.

Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника зву-ка никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резо-нанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразитель-ной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и груд-ной. Выше мы говорили о головном резонаторе.

Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головно-го резонаторов.

Немецкий педагог Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".

Важную роль играет дыхание певца.

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата пев-ца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, дина-мические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.

В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.

Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воз-душное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти счи-тал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыхани-ем".

Справка. Умберто Мазетти был одним из ведущих вокальных педагогов (профессоров) Московской консерватории начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А.Неж-данова и Н.Обухова).

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не си-ла дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компо-нентами голосового аппарата.

Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обуче-нии и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

"Пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полага-ют" - Е.В.Образцова.

Певческие голоса как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие.

Высокие голоса - это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние - соответственно меццо-сопрано и баритон, низкие - контральто и бас.

Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подраз-деления: сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драмати-ческое (спинто), драматическое; меццо-сопрано и контральто сами по се-бе являются разновидностями; тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца); баритон-лиричес-кий и драматический; бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (про-фундо).

Страницы: 1, 2, 3, 4