бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Бах и Гендель - два гения и две судьбы бесплатно рефераты

Бах и Гендель - два гения и две судьбы

13

Содержание

Введение

1. Иоганн Себастьян Бах

2. Георг Фридрих Гендель

Заключение

Список использованной литературы

Введение

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (31 марта 1685 -- 28 июля 1750) великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Бах обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г.Ф.Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (23 февраля 1685 -- 14 апреля 1759), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты, в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей». Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.

В начале 1750-х годов Генделя поразили тяжелая болезнь и слепота, которые не дали ему закончить ораторию «Иевфай». Но его оперы и оратории занимают ведущее место в его наследии. Гендель стремился драматизировать оперу, усилил в ней роль оркестра и хора. Композитор создал новый тип оратории, грандиозный по масштабам, демократический по музыкальному языку. Оратории Генделя оказали значительное влияние на творчество европейских композиторов.

До «баховского возрождения» начала 19 века репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. Л. ван Бетховен считал Генделя величайшим композитором всех времен. Монументальные оратории Генделя, и прежде всего «Мессия», принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко.

Цель данной работы: проанализировать жизнь и творчество двух великих композиторов.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 21 страница.

1. Иоганн Себастьян Бах

Берлин, 1829 год… Молодой, но очень популярный музыкант Феликс Мендельсон устраивает концерт, на котором исполняется только одно произведение. Его название - "Страсти по Матфею" - настраивает слушателя на серьезные размышления, ведь речь в нем пойдет о жизни Иисуса Христа, описанной Его учеником Матфеем, о Его страданиях и смерти на кресте ради спасения людей. Произведение создано в 1729 году, но исполнялось всего один раз и почти сто лет, забытое всеми, пролежало в архиве. Большинству слушателей ничего не говорит имя автора - Иоганн Себастьян Бах. Только узкому кругу знатоков известна его музыка, но среди тех, кто ее по-настоящему любит, - великие композиторы: Моцарт, Бетховен, Шуман… Публика, спешащая на концерт 11 марта 1829 года, не знала, что ее ждет потрясение. Более двух часов музыка в исполнении хора, оркестра и четырех солистов-певцов под управлением Феликса Мендельсона погружает в страдания и боль, которые испытывает Христос, раскрывает Его мысли, слова, Его огромную любовь к миру.

Окружающие Христа ученики, неправедные судьи, толпа, ослепленная ненавистью, показаны через звуки так живо и ярко, что кажется, будто еще немного - и ты увидишь их на сцене. Нередко хор уступает место певцу-солисту, исполняющему музыкальный монолог - арию. Музыка, соединившая в себе печаль и надежду, захватывает слушателя столь глубоко, что внезапно он понимает: это о нем, человеке, сидящем в зале, поется в арии.

С того далекого от нас дня мир музыки уже невозможно представить себе без творчества Иоганна Себастьяна Баха - немецкого композитора, жившего в первой половине XVIII века. И кажется непонятным, почему после смерти он оказался забыт почти на столетие. Творения Иоганна Себастьяна Баха, великого немецкого композитора, - одна из вершин мирового музыкального творчества.

Рассказывать о его жизни нелегко - на первый взгляд, в ней почти нет ярких, запоминающихся событий. Он родился в г.Эйзенахе в 1685 году в семье потомственных музыкантов, в которой все мужчины были или церковными органистами, или служили у правителей маленьких государств Германии. Его жизненный путь был определен с детства, заниматься музыкой было для него так же естественно, как ходить, дышать, говорить. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, городского музыканта. Мальчик имел прекрасный голос и пел в хоре городской школы. Отец Баха скоропостижно скончался, когда сыну было девять лет. Иоганн Себастьян бах был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордуфа. У брата имелся сборник нот знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. В то время этот сборник считался «модной музыкой». И старший брат запирал его в шкаф, чтобы Иоганн не смог его достать. Однако по ночам юный Бах всё же умудрялся вытаскивать из шкафа этот сборник и тайком переписывал ноты при свете луны. Когда же работа была почти закончена. Брат застал его, отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную копию. В отчаянии Бах воскликнул: «Тогда я сам напишу такую музыку! Нет, я напишу ещё лучше! Ложись спать, болтун»! - рассмеялся старший брат. Однако Иоганн Себастьян своё обещание выполнил - его музыка и в самом деле оказалась гораздо лучше посредственных музыкальных сочинений модных когда-то композиторов.

Иоганн Себастьян Бах уж в пятнадцать лет решил начать самостоятельную жизнь и переехал в город Люнебург. Потом он ещё много раз переезжал, меняя место жительства и работы, хотя никогда не бывал в других странах. Он был церковным органистом, капельмейстером и в течение десяти лет служил придворным органистом и композитором в Веймаре. В 1717-1723 годах Бах являлся «директором камерной музыки» в Кетене.

Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же".

Исследователи делят его зрелое творчество на отдельные периоды, связывая их с пребыванием в том или ином городе: в Веймаре (1708-1717), Кётене (1717-1723), наконец, Лейпциге (1723-1750). В последнем из этих городов ему пришлось до конца жизни работать в храме св. Фомы в должности кантора - играть на органе и сочинять музыку для богослужений, руководить детским хором и преподавать в церковной школе. Все свободное время композитор отдавал сочинению музыки и семье. Практически все его близкие играли на разных инструментах и пели, потому немало прекрасных вещей он сочинил для них, и прежде всего - для обучения четырех сыновей, ставших позднее талантливыми композиторами.

Его жизнь была спокойной и размеренной, заполненной постоянным трудом, незаметными повседневными заботами, за которыми окружающим сложно было увидеть перед собой великую, гениальную личность. Отношение людей к творчеству Баха было очень непростым. При жизни его ценили как замечательного органиста-виртуоза и педагога. Но понять и полюбить его музыку могли немногие. Большинству слушателей она казалась сухой, излишне сложной и во многом устаревшей. Даже его сыновья не ценили ее по-настоящему, не всегда берегли рукописи своего отца, и в результате немало его сочинений было потеряно.

Современники удивлялись тому, что он никогда не обращался к опере - самому популярному жанру его эпохи, но использовал жанры и формы далекого прошлого, к которым его современники теряли интерес. Да и в наше время произведения Баха требуют особого отношения. Их красота останется недоступной человеку, ищущему в музыке только развлечения. Они требуют серьезного, вдумчивого прослушивания, умения полностью погружаться в их внутреннюю жизнь.

Произведения Баха полифоничны, то есть многоголосны. Даже в сочинениях для скрипки и виолончели соло, где казалось бы звучит только одна мелодия без сопровождения, внимательный слушатель уловит скрытую перекличку двух, а то и трех голосов.

Огромное число произведений написано композитором для органа - уникального инструмента, вбирающего в себя множество тембров, звучащего то мощно и торжественно, то затаенно и трепетно. Играть на органе очень сложно, т.к. звук извлекается не только руками, но и ногами (на специальных клавишах-педалях). Блестяще владея искусством игры на органе, Бах создавал для него и крупные произведения, и маленькие пьесы - хоральные прелюдии, предназначенные для церковных служб.

Последней должностью Баха было место руководителя хора в церкви Святого Фомы в Лейпциге. В его обязанности входило следить за исполнением музыки во всех церквах города. Для воскресной или праздничной службы к самому важному тексту - фрагменту из Евангелия - Бах обязан был сочинить большое произведение для хора и оркестра (или для оркестра и певца) - кантату. И тогда рассказ об услышанном в тексте событии становился еще более красочным и взволнованным, люди получали возможность не только его почувствовать, но и представить себе, а при желании и поучаствовать: кантата обязательно завершается хоралом, который прихожане могут петь вместе с хором.

В то время Бах сочинял по кантате в неделю, до наших дней их дошло более 200, но, к сожалению примерно столько же было безвозвратно утеряно. Бах был женат дважды. Его первая супруга умерла в 1720 году, и композитор женился второй раз. Он был отцом двенадцати детей. Двое его сыновей стали хорошими музыкантами. Карл Филипп Эммануил Бах сочинял произведения изящные и элегантные, в соответствии с требованиями тогдашней моды. Другой сын Баха - Иоганн Христиан, получивший прозвище Английский Бах, - долго жил в Лондоне и оказал сильное влияние на молодого Моцарта, когда юный композитор приезжал в Англию.

Бах начал терять зрение, и в 65 лет ему была сделана операция, однако она ему не помогла и слепота окончательно поразила его. Но всё равно он продолжал работать - диктовал ноты «Искусства фуги» и цикла «Музыкальное приношение» И вдруг 18 июля 1750 года произошло чудо! Совершенно слепой композитор вдруг прозрел. Он снова прекрасно видел, но радость была очень короткой. Всего через несколько часов после прозрения произошёл удар. Вскоре Бах скончался. Умер он в бедности, и о нём совершенно забыли.

Только в 1829 году в Берлине композитор Феликс Мендельсон-Бартольди подготовил к исполнению певцами одно из самых выдающихся сочинений Баха «Страсти по Матфею». С того времени музыка Баха вернулась к людям, и теперь уже навсегда. В музыке Баха всё точно рассчитано, уравновешенно, и в то же время она звучит очень эмоционально.

Всего Иоганн Себастьян написал более 1000 вокально-драматических и инструментальных, том числе органных, произведений. В переводе с немецкого имя композитора означает «ручей». «Не Ручей - Море должно быть ему имя…» - так сказал о Бахе Людвиг ван Бетховен.

Смыслом творчества для Баха было служение музыке. Именно поэтому он не искал для себя почестей, а для своей музыки - легкого успеха, терпеливо переносил непонимание и творческое одиночество. И судьба его произведений оказалась удивительной: после смерти и забвения музыку Баха ждало Воскресение и вечная творческая жизнь…

2. Георг Фридрих Гендель

Творчество Георга Фридриха Генделя справедливо считают своим две национальных школы - немецкая и английская. В Германии композитор родился, получил образование и сформировался как личность. А в Англии он прожил большую часть жизни (50 лет), написал свои лучшие произведения, познав через них и громкую славу, и тяжелые испытания.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле, неподалёку от Лейпцига. Гендель - современник Баха. Любопытно, что два великих немецких композитора - Гендель и Бах - родились в один и тот же год, в 80 милях друг от друга, но так ни разу не встретились, хотя много слышали друг о друге. Возможно, потому что были слишком разными людьми.

То, что Бах воспринимал, как должное - неспешный, размеренный ритм жизни, кропотливая повседневная работа в храме или с небольшим придворным оркестром - Генделя раздражало и сковывало. Этому темпераментному и честолюбивому человеку Германия казалась провинцией, в которой ему негде "развернуться". Блистательному композитору и органисту, наделенному к тому же немалыми организаторскими способностями, хотелось путешествовать, видеть разные национальные традиции и обрести признание у большой аудитории.

Отец будущего композитора был парикмахером и по совместительству хирургом (раньше цирюльники-брадобреи выполняли несложные хирургические операции). Он хотел, чтобы сын стал адвокатом, и был очень недоволен, что тот предпочёл музыку. Но Гендель ночи напролёт играл во дворике на улице на клавикорде. Герцог Саксен - Вейсенфельдский услышал игру Георга и был покорён его музыкальным талантом. Будучи студентом юридического факультета, Гендель одновременно служил церковным органистом. Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни в мужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были люди крепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье, душевную уравновешенность, практический ум, не знающую усталость работоспособность. После смерти отца восемнадцатилетний Гендель оправился в Гамбург, где стал служить музыкантом в оркестре - играл на скрипке и продолжал учиться. В Гамбурге он написал четыре оперы, одна из которых «Альмира», пользовалась большим успехом.

Один из любимых жанров Генделя - опера. В XVIII веке этот вид музыки, соединивший в себе пение, звучание оркестра и сценическое действие, пользовался огромной популярностью и обеспечивал талантливому музыканту быстрый путь к успеху. Генделя пригласили в Италию, чтобы он как следует изучил итальянский оперный стиль. Он приехал туда молодым и никому не известным, хотя на Родине уже написал немало произведений и получил хорошее образование на юридическом факультете в университете своего родного города Галле. За 4 года ему удалось не только досконально изучить законы итальянской оперы, но и добиться крупного успеха - для композитора-иностранца это было очень нелегко. В Италии Гендель очень много работал, написал две оперы, две оратории и множество кантат. Всего же композитор создал около 15 кантат, из которых более 100 дошли до наших дней. В то время в Англии была очень популярна итальянская опера, и Генделя пригласили в Лондон для постановки его оперы «Ринальдо» и вскоре становится там звездой первой величины, возглавив почти на 20 лет лучшую оперную труппу - "Королевскую Академию музыки".

Оперы Генделя в наше время ставятся очень редко, хотя отдельные фрагменты из них (особенно арии) постоянно звучат на концертах и в записях. Большинство из них написаны на итальянские тексты по типу так называемой оперы-seria (в переводе с итальянского - "серьезной" оперы). Это была разновидность оперного жанра, основанная на нескольких правилах: сюжет брался из области истории или античной мифологии. В финале непременно должна была наступить счастливая развязка. Большое внимание уделялось сценическому оформлению: костюмам, декорациям, специальным эффектам. В музыке такой оперы главными героями были певцы-виртуозы, призванные потрясать публику красотой своих голосов и совершенством своей техники. Мысли и переживания персонажа отступали на второй план - композитор обязан был, прежде всего, обеспечить исполнителям главных партий возможность показать свои голоса.

В традиции оперы-seria 40 опер Генделя, на первый взгляд, не внесли ничего нового. Но банальные сюжеты, наполненные его музыкой, обретают серьезный смысл, а виртуозные приемы пения - это лишь средство, показывающее особо сильные чувства персонажа. Особенно поражают красотой лирические мелодии его арий - то гибкие и взволнованные, то строгие и мужественные. В них от певца не требуется петь быстро или брать непомерно высокие ноты. Необходимо нечто более трудное - найти в своем голосе необычные тембровые краски, способные передать сложные переживания, тонкие внутренние ощущения, которые порой трудно выразить в словах.

Страницы: 1, 2