бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Языческая Культура Восточных Славян (особенности архаического сознания) бесплатно рефераты

остаётся под гнётом, не вырваться ей ни под живой свет дня, ни под

колыбельное мерцание звёзд. Как спелёнатый младенец, как зверь в тенетах

или как раб, навечно прикованный к жернову, так бессильна, неподвижна душа

того, чьё тело зарыто в земле. По времени подземный холод и мрак разъедают

душу, тоска и голод по дневному свету истощают надежды, и она,

растворённая, гаснет, как уголь под пеплом, забывает себя, подобно

зажившемуся старцу, и замирает навечно в земном покое. Поэтому враг нигде

не воздаст врагу погребения. Поэтому лучше погибнуть в бою, чем умереть

рабом и лишиться погребального костра. Россичи остерегались просто бросать

тела врагов, чтобы бродячие души не мстили, обратясь в нетопырей, не сосали

кровь росских младенцев, чтобы не навевали врагам сны, указывая путь к Рось-

реке, соблазняя чужих славянским богатством.» (В.Д. Иванов, «Русь

изначальная», стр.20)

Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Учёные пишут, что он

казался им похожим на большое яйцо. Сохранились легенды о Великой Матери –

родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Имя Великой Матери –

Жива, или Живана. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку,

расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» – наш живой мир, мир людей.

Нижняя сторона – Нижний Мир, Мир Мёртвых, Ночная Страна. Когда там день, у

нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь океан – море, окружившее

землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец

двенадцать дней и ночей. Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе,

расположены 9 разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии

имеет собственное предназначение: одно – для Солнца и звёзд, другое –для

Месяца, ещё одно – для туч и ветров. Седьмое по счёту наши предки считали

«твердью», прозрачным дном небесного океана. Славяне считали, что на любое

небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между

собой Нижний Мир, Землю и все 9 небес. Там, над седьмым небом, есть остров,

и на том острове живут прародители всех птиц и зверей. Этот чудесный остров

называли «ирием», или «вирием». Некоторые учёные предполагают, что от него

происходит теперешнее слово «рай», связанное в нашем понятии с

христианством. А ещё ирий называли островом Буяном. А как же восьмое и

девятое небеса, служащие ирию крышей? Наверняка древние славяне

задумывались, что лежит за их пределами, в бесконечной Вселенной. Быть

может, задумывались они и об иных мирах, которые должны были там

находиться.

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более

того – супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога

Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Другое имя его было Стрибог – в

переводе на современный язык «Отец-Бог». Сварог подарил людям кузнечные

клещи, научил выплавлять медь и железо. Он установил самые первые законы, в

частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине – одного

мужа. Землю мы до сих пор называем матерью, и это трудно оспорить. Язычники

относились к ней с величайшей любовью, и Земля платила им тем же. Земля

была свидетельницей торжественных клятв, при этом её касались ладонью,

вынимали кусок дёрна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая

ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш

языческий предок чувствовал под собой живые, тёплые колени Матери-Земли. А

с высоты на него был устремлён строгий и ласковый взгляд Неба – Отца-Бога.

Славяне считали Солнце, Молнию и Огонь – два небесных Пламени и одно

земное – родными братьями, сыновьями Неба и Земли.

Солнце считалось всевидящим оком, которое строго присматривает за

нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром во все

времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия – не

только земного, но и небесного. А священным знаком Солнца с незапамятных

времён был… крест! Не потому ли христианский крест, так похожий на

древнейший языческий символ, и прижился столь хорошо на Руси?

Бога Солнца называют Даждьбогом, от слова «дающий» – «податель всех

благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице,

запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А

солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с

собой. Ночью он с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему

Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье,

запряжённой водоплавающими птицами – гусями, утками, лебедями. Поэтому наши

предки приписывали огромную силу оберегам в виде уточки с головой коня. Они

верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился – в

Дневном Мире или в Ночном, или даже по дороге из одного в другой. В «Слове

о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» – внуками

солнца, хотя повествуется там о событиях, происшедших без малого через

двести лет после принятия христианства.

Славянским Богом Грозы, Грома и Молнии был Перун. «Голова серебряна, ус

злат», мчался он среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой

жеребцами, белыми и вороными. Имя Перуна очень древнее, и в переводе на

современный язык означает «тот, кто сильно бьёт», «разящий». Он был

главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси, и, вероятно, старшим

сыном Сварога. Его считали учредителем нравственного закона и самым первым

защитником правды.

Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница – вот

откуда гром, «прокатывающийся» по небесам. Впрочем, на этот счёт бытовали

разные мнения: ещё говорили, что гром и молния – эхо и отблеск ударов,

которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов

и людей – похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой

древности полагали, что на самом деле гром – это «клич любви» на празднике

свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо всё растёт после грозы.

Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мёртвые», разящие

насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и

новую жизнь. Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем –

каменные топоры и, наконец, – золотая секира: Боги не были консерваторами,

они «прогрессировали» вместе с людьми. Топору громовержца приписывалась

поистине чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь

умер: тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест

перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась.

Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих

братьев-Богов. Другой символ Перуна – так называемый громовой знак, похожий

на колесо с шестью спицами. Этот знак до сих пор можно видеть на избах

старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто практических

соображений – в качестве громоотвода…

С Огнём славяне-язычники связывали возникновение людей. Боги сотворили

и Мужчину, и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся огонь –

самое первое пламя любви.

Были у славян и Боги, особо ответственные за процветание и приплод

всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и

любовь между ними. Это – Род и Рожаницы. Согласно верованиям древних

славян, именно Бог Род посылает с небес на землю души людей, когда

рождаются дети. Рожаниц было две: Мать и Дочь. Рожаница-Мать связывалась

славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет,

наливается урожай. Ей было дано имя Лада, и с ним связано в русском языке,

пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с родом. Лада была матерью

двенадцати месяцев, на которые делится год, и младшей Рожаницы – Лели,

Богини трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности.

Именно она заботилась о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Лелю-

Весну торжественно закликали – приглашали в гости, выходили встречать с

подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады:

отпустит ли дочь?

Сильные эмоции, неподконтрольные рассудку, физическая любовь, а с ней и

идея размножения, плодородия находились «в ведении» славянского Бога Ярилы.

Наши предки справляли праздник «Ярилки», приуроченный к 27 апреля, к самому

пику весеннего буйства природы. Целую ночь горели костры, а молодёжь

гуляла, пела песни, плясала. Все считались друг другу невестами и женихами.

Жизнь древнего человека далеко не всегда была лёгкой. Случались и

горести, и несчастья, наводившие на мысль о злых сверхъестественных

существах, стоящих за ними. Злую Богиню Морану они связывали с темнотой,

морозом и смертью. Соломенное чучело, которое сжигают во время праздника

древней языческой Масленицы, принадлежит, несомненно, Моране, Богине смерти

и холода. Каждую зиму она ненадолго берёт власть, но навек утвердиться ей

не дано: вновь и вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна.

Ещё в славянской языческой мифологии известен «скотий Бог» Волос (или

Велес), отчётливо противопоставляемый Перуну, которого учёные отождествляют

с легендарным Змеем – противником Бога Грозы. Змей Волос сочетает в своём

облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать

огонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень

любит яичницу и молоко, поэтому другое имя Волоса – Смок или Цмок, то есть

Сосун.

Но если внимательно перечитать народные легенды и сказки, окажется, что

Змей в них не только злобен, сколько неразумен и жаден. Его жаль иногда,

когда он плачет, наказанный просит о пощаде. Легко убедиться, что облик

Змея «составлен» человеческим воображением из частей, взятых от разных

животных. Быть может, в нём воплощены силы первобытного Хаоса, буйные силы

неупорядоченной, дикой, необжитой природы, зачастую враждебной древнему

человеку, но по сути своей вовсе не злобной?.. А с ними и животные

инстинкты самого человека, та область нашей личности, которая не знает

слова "надо", а только «хочу» – чистый «Ид»? на самом деле ничего дурного,

греховного в ней нет, надо лишь держать её в повиновении…

Славяне-язычники поклонялись обоим божественным противникам – и Перуну,

и Змею. Только святилища Перуна устраивались по высоким местам, а святилища

Волоса – в низинах. Есть основания думать, что укрощённый, загнанный в

подземелье Волос стал ответственным за земное плодородие и богатство. Он

отчасти утратил своё чудовищное обличье, сделался более похожим на

человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на

бородку»! кроме того, прослеживается связь Волоса с музыкой и поэзией,

недаром в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»…

Живя в краю, изобильном реками и озёрами, речушками и ручьями, болотами

и родниками – «студенцами», восточные славяне, естественно, выработали

целый комплекс религиозного почитания воды. Они были уверены, что самые

нерушимые клятвы – в том числе и клятвы любви – даются близ воды, она им

свидетель. Водой иногда испытывали на суде: истцу и ответчику предлагали

войти в воду на семь шагов, при этом виновный, оказавшись перед лицом

справедливой и мудрой реки, должен был непременно смутиться и тем себя

выдать. С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и наоборот,

отводили от себя чары. Особой силой наделяли славяне родниковую воду, а

всего более воду из родника, возникшего от удара Перуновой молнии, – такие

ключи назывались «гремячими».

Итак, вода – как и другие природные сути – была для славянских

язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, подобно всем стихиям,

заставляла обращаться с нею на «Вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за

что. Могла потребовать жертв. Могла смыть весенним разливом деревню,

поставленную «без спросу» – без учёта особенности местности. Вот почему

Водяной, мифический обитатель рек, озёр и ручьёв, часто выступает в

легендах как существо, враждебное человеку. Видимо, опытные жители леса

заблудиться боялись всё-таки меньше, чем утонуть. Поэтому и Водяной в

сказаниях выглядит в общем опаснее Лешего.

Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика,

пучеглазого и ластоногого. В других случаях он был вполне похож на человека

и от обычного доброго молодца отличался в основном тем, что с левой полы

его одежды постоянно текла вода. Самое важное в народных рассказах о нём –

то, как люди и Водяной могут поладить, выручить друг друга из беды. Эти

рассказы хранят древнюю мудрость, великую и простую науку жить во

взаимопонимании и мире с природой.

Итак, что же видим мы в описании славянского мира – мира наших предков?

Жизнь человека в гармонии с природой, их нераздельность. Жизнь в мире,

сплошь и рядом населённом разного рода Богами и живыми существами,

существование которых не ставилось ни под какое сомнение, которые так же,

как и человек, являлись естественными составляющими этого самого мира.

Человек чувствовал себя в силах повлиять на ход жизненных событий,

провоцировать какие-либо события в природе или избегать их, ведь он

находился в постоянном прямом взаимодействии с этими «высшими» силами и при

надобности, соблюдя известные ему нехитрые правила, мог всегда договориться

с ними и предупредить беду. Приметы и наветы старших были неоспоримыми

правилами жизни: они учили уважать всё, что видишь вокруг, так же, как и

людей, в среде которых живёшь, потому что каждая травинка в поле, каждое

деревце в лесу так же живо, как и ты сам, и права ваши равные. В то же

время существовала и обратная связь: разные сферы человеческой деятельности

и чувств находились в ведении определённых богов, и те, в свою очередь,

были ответственны за благополучие в жизни их «подопечных». Из такой вот

«взаимопомощи» складывалось славянское мировоззрение и нравственность,

понимание ценности жизни и добра как благодарности за данную человеку

небесами жизнь.

В конце хотелось бы привести славную песню росского племени:

Имеем мы обычаи свои,

завет отцов и вечные преданья.

И вещий сон в тени родных лесов,

и шёпот наших трав в лугах и полянах,

и шелест наших злаков в бороздах,

возделанных руками росских,

и гик коней,

и топот стад,

и грай воздушных птиц, -

всё наше здесь.

Могилы предков хранят границы,

стоят на междупутьях, наблюдают

порядок смены лет и череду

сменяющихся поколений рода.

А толпы душ, носясь в вихрях

между землёй и вышней твердью,

где обитать придётся нам

когда настанет тайный срок

блаженства вечности, -

те души совершают нам подмогу

в день трудных испытаний.

Подобно богу света, который гаснет,

умирая каждый вечер,

подобно травам и листве древесной,

светильники дыханья в человеке,

зажегшись при рожденьи,

потухнут…

Но человек – он не исчезнет,

он умер – как закат.

Он успокоен.

(«Русь Великая», В.Д. Иванов, стр.24)

Страницы: 1, 2, 3, 4