бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Творчество Рембрандта бесплатно рефераты

Творчество Рембрандта

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший

расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового

искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей

верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые

передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял

изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой

жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный

язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и

насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала

отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился

создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь

человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и

противоречивости. Как исторический живописец, он претворил далекие античные

и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных

земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к

общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным

пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым

соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и

жестокости.

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина

иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и

Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью

тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. [pic]Легенда

рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Трагическая смерть

учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Художник

вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию

каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери

Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и

любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса

того же названия, используя отдельные композиционные мотивы великого

фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств

действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности

многофигурной композиции. Три главных момента легенды — снятие с креста,

обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными

источниками света, интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением

значения сцены. [pic] Начало нового периода в жизни и творческой

деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые

произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены,

оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной дозор»—

большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого

произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта

перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из

этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее,

собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к

внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует

рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя

на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой

царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от

руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через

десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный

первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини.

Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому,

Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти

Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной

хозяйки. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело

Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в

Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-

служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и

второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались

такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего

периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном

варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов.

Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим

появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть

картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве

доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и углубленную

психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный

внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и

переживаний. «Даная», таким образом,—наглядный конкретный пример

становления знаменитого рембрандтовского психологизма. [pic]

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в

области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило,

большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно

сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к

зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные

долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па

лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику

блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного

возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы

хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в

красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная

галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой

задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует

ту же тему— человек наедине со своими думами. На этот раз художник

применяет строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидящего

старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена

выражения лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то

вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с

руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник

достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени,

которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение

элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль

играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо

старика и узловатые натруженные руки обретают художественную,

выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся

жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей

движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и

благородством стал выражением новой этической позиции художника,

открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения

человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное

произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как

завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея

всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой

Рембрандт служил всю свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее

воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством

и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал

художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и

покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в

объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих

двоих — старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына,

охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца,— составляет

главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли

невольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют

золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при

бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В

нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но

и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст

непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного

сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация

красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то

как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый

незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий,

проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое

произведение.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не

произносится — все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано

давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и

светлой...

«Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера. В

1669 году Рембрандт умер.

Использованная литература:

1. Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже».

Издательство «Искусство», Ленинградское отделение,1988г

2. «Эрмитаж. Планы выставок» составитель Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г.

3. «Энциклопедический словарь юного художника» составители Н. Платонова и

В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.