бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Традиционные верования и мировоззрения народов ханты и манси бесплатно рефераты

термин – ел, елта-ку (у северных хантов чертан-ку, терден-хой), что

буквально означает «ворожит человек». «Ела!»(поворожи) – не то просят, не

то приказывают люди, собравшиеся вечером у костра возле жилища шамана. И

шаман должен выполнить их просьбу. А если не выполнит, то его собственные

духи-помощники, которые под видом зверей, птиц и букашек беспрекословно

подчиняются и разбегаются в поисках души, вдруг выходят из повиновения и

хлещут своего хозяина по лицу ремнями, царапают когтями.

Ханты убеждены, что шаману нельзя отказаться от своего призвания.

Стоит хотя бы раз отвернуться от духов, прогнать их, как придет их еще

больше. Они будут являться во сне, заглядывать в окна, красть пищу, вернее

не саму ее, а то, что насыщает едока, - дух пищи. Избранник будет

недосыпать, недоедать и, наконец, умрет.

Вот это и есть одна из особенностей хантыйского шаманства. У других

народов шаман повелевает людьми, т.е. стоит над обществом, а здесь он сам

находится под контролем общества. Хантыйский шаман занимался охотой, рыбной

ловлей и вообще обеспечивал полностью себя сам. Никаких привилегий: на

медвежий праздник или на похороны – наряду с другими, а после камлания

получал лишь небольшой подарок в виде кисета, рубахи, трубки. Когда

алтайские шаманы за обряд камлания получали чуть ли не полстада баранов.

Отсюда и роль, вес, место хантыйского шамана: он не носитель идеологии

общества, а скорее отражатель ее. Да и слово идеология, по отношению к

хантыйскому, социально не расчлененному, обществу подходит с трудом.

Историки-первобытники чаще используют термин «мировоззрение» и

«миропонимание».

Шаманы с бубнами в обществе хантов были менее заметными фигурами, чем

у других народов, и это еще одна особенность хантыйской культуры.

У хантов К.Ф.Карьялайнен различал провидцев, колдунов и ворожеев. Он

считал, что появление таких фигур есть следствие деградации некогда сильно

развитого шаманства. По его мнению, хантыйские шаманы в далеком прошлом

обладали множеством функций, но потом каждую из функций «присвоили» лица

узкой специализации: одни стали колдовать, другие – ворожить, глядя на

огонь, третьи – проделывать различные фокусы.

Позднее оформилась совершенно противоположная концепция. Ее

основоположником стал В.Н.Чернецов. Он высказал мнение, что у обских угров

никогда не было развитого шаманства, и обратил внимание на то, что в их

необычайно развитом фольклоре совсем не фигурирует бубен.

Больше оснований предполагать, что шаманство развивалось не только из

описанных древних форм. Шаманы использовали приемы всевозможных сновидцев,

фокусников для укрепления своего авторитета. О том, что функции эти древнее

собственно шаманских свидетельствует своеобразная связь этих людей с

духами: их духов можно трогать, брать в руки. Это скорее не духи, а сами

животные. В шаманских же воззрениях духи невидимы, нематериальны – это

скорее образы, чем сами существа.

3.1. Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства.

Традиционная культура хантов базировалась на охоте и рыболовстве.

Значение этих видов деятельности общеизвестно, в отечественной и зарубежной

литературе им посвящены специальные исследования.

По количеству функций, связей и отношений в культуре хантов одно из

ведущих мест принадлежит луку и стреле; за ним следуют изображения

животных. Предметы охоты и рыболовства и, прежде всего лук, нож, долбленая

лодка дают почти полное представление об их хозяине, его характере,

физических данных, поэтому обычай, запрещающий пользоваться чужими вещами,

уже сам по себе есть показатель культуры.

Впечатления о полной схожести вещей или их изображений поверхностны и

обманчивы. Ханты полагают, что отличаются друг от друга не только лыжи, но

и след оставленный ими на снегу, - настолько очеловеченными являются вещи.

С луком человек рождался, с луком отправлялся на охоту, с луком,

колчаном и набором стрел отправлялся в потусторонний мир. Лук – это не

только орудие охоты, но и знак принадлежности к мужскому полу, показатель

силы. В одном историческом предании, повествующем о борьбе хантов с

ненцами, говорится о том, что один из ненцев, посланный к хантам с целью

разведки, увидел, как хантыйский богатырь мизинцем свел концы лука и

выстрелом пробил олений рог. После этого ненцы отказались от нападения.

По сообщению К.Ф.Карьялайнена, на Васюгане миниатюрный лук укрепляли

на спинке колыбели мальчика; по материалам В.И. Молодина и Н.В.Лукиной на

Югане в случае рождения мальчика в избушку для жертвоприношений приносили

изготовленный ближайшими родственниками младенца небольшой лук. Признаком

появления на свет мальчика считался сон, в котором фигурировал лук. Часто

родовым духам жертвовали лук, стрелы, копье, нож.

Почти повсеместно был распространен обычай, запрещающий женщине

перешагивать через орудия охоты мужчины, а по сообщению К.Ф.Карьялайнена,

«у северных остяков женщины (беременные или кормящие) не могут есть то, что

убито стрелой».

На Югане жертвоприношение направлялось копью, которое считалось живым,

а на Иртыше жертвующий обращался к богу Санге со словами: «Прошу долгой

жизни для маленькой дочки, сынка, стрелы и лука».

Особого отношения к себе требовала отнюдь не каждая стрела.

К.Ф.Карьялайнен уточняет, что это были стрелы, принесшие наибольшую добычу.

Такое замечание чрезвычайно важно, поскольку значение лука, как основного

орудия охоты выходило за пределы промыслового и даже религиозного культа и,

вероятно, имело большое значение в сфере социальных отношений. В

произведениях эпоса, сказках иногда речь идет о расстоянии разделяющем

противоборствующие стороны, которое определяется «шириной дуги полета

стрелы».

В условиях отсутствия частной собственности на землю у угорских

народов, единственным указателем на «занятость» территории являлись

расставленные звероловные или рыболовные ловушки, а также их обозначения. В

литературе многократно описаны клятвы на луке, медведе, волке, щучьем

хвосте, воде.

Надо сказать, что случаи нарушения традиционных правил поведения на

промысле, как и в обществе, были крайне редки. Меры наказаний, регулирующие

отношения между людьми, были часто основаны на моральном воздействии,

поскольку преступление считалось не нарушением закона, а нарушением обычая.

Подозрение в краже можно было снять клятвой. При этом клятва, даваемая

на шкуре, зубе, когте или морде медведя, распространялась не только на

подозреваемого, но и обязательно на подозревавшего. «Если я взял это, то

пусть он меня разорвет, как я разрываю эту шкуру, но если он меня напрасно

подозревает, то пусть медведь его разорвет», - сообщает У.Т.Сирелиус.

В традиционном мировоззрении клятвы на звере отличаются от клятв на

воде, снегу и т.д. своим обоюдным действием, так как медведь – это прежде

всего посредник.

Изображения духов, влияющих на охоту и рыбную ловлю, как и

представления о них, тесно связаны с духами социального ранга, т.е.

семейным, родовым духом людей всей реки и даже божествами, стоящими вообще

над всеми хантами. Дух земли в воззрениях хантов является создателем

медведя и росомахи; лесной дух – соболя, лисицы, белки, куницы; дух неба –

лося, оленя, а создатель рыб дословно так и называется кул тете юнг. Эти

животные находятся в подчинении у своих создателей, а он – их покровитель,

поэтому именно духи насылают на человека болезни за неправильное обращение

с промысловыми животными.

Судя по литературным и другим источникам, все духи независимо от

направленности своих функций имели очень большое значение как сила,

объединяющая народ.

Культура охотников и рыболовов не могла не проявиться в

фенологическом календаре хантов. В разных группах месяцы – периоды – носят

разные названия, однако имеются и общие – они-то и отражают культуру

охотников-рыболовов. Например, в большинстве районов проживания хантов май

называют периодом прилета гусей и уток; июнь – малых запоров; ноябрь –

началом охоты.

Созвездие Большой Медведицы носит название «Лось», с ним связаны

приметы, мифы, отражающие быт пеших охотников. По движению ног Лося

(звезды) определяли характер предстоящей весны.

С радугой связаны мифы, легенды и предания, в которых она

представляется как лук небесного бога.

В богатейшем наборе хантыйских орнаментов имеются носящие такие

названия, как заячьи уши, локоть песца, перекладина на весле и т.д.

В загадках, приметах, былинах живо фигурируют звери, лук, лыжи и

прочие предметы охотничьего быта. Они также фигурируют в в нравоучительных

и поучительных реальных и фантастических историях.

У васюганских хантов в прошлом была известна своеобразная игра –

топис, наподобие общеизвестных шахмат. Фигуры этой игры представляли собой

вырезанные из кости изображения промысловых животных. Один из соперников во

время игры представлял охотника, а другой – зверя.

Многие приметы связаны с водой и обласком: езда на нартах снится к

морозу, а езда на обласке – к теплу. Изображение человека, сидящего в

обласке без весел, означало отправку в нижний мир. Распространенный способ

традиционных захоронений в распиленной поперек лодке, одна часть которой

служила гробом, а другая – крышкой. К.Ф.Карьялайнен подчеркивает, что

гробом служила лодка, с мертвым клали брюшко рыбы, сваренное в рыбьем жиру,

а на могилу обязательно клали весло.

Теперь чрезвычайно сложно восстановить все отношения, в которые

вступала та или иная вещь: их было слишком много в традиционной культуре. И

тем не менее каждый новый факт интересен.

3.2.Представления народов манси о земле – космосе.

В мифах народа манси о возникновении Земли отмечается, что вода

первоначальна, она основа жизни. Сначала бала только вода, не было видно

земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал

торфяной клочок (тундра сяхыл), и на нем размещался домик. В нем жили муж и

жена; откуда они появились не отмечается. У этих мужа и жены была гагара и

другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа

и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под

воды на клюве крохотный кусочек земли, прикрепляет ее на уголок домика.

Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются

волны от упавшего в воду предмета, а Земля «все вращается вокруг». О

круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу все докладывает

белый ворон «их внук». Однажды он долго не возвращался с разведки, проверяя

окружность Земли – Земля стала большая, выросла. Во время долгого пути

ворон проголодался, пищи нет, но нашел человеческий труп (где-то тоже есть

люди), и он попробовал оттуда три крошечных кусочка, стал черным.

Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась.

Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, тогда Земля

укрепилась, больше не шаталась.

В представлениях манси о происхождении человека, растений и животных

присутствуют муж и жена. Откуда они появились в сказаниях не отмечается и

не говорится о том, были или нет у этих людей мать и отец, сын же у них

родится.

В представлении манси первым деревом на Земле был кедр. Он вырос на

клочке земли за домиком первых Земных мужа и жены.

Рыбы обитали в воде, муж и жена торфяного клочка ими питались. Муж их

добывал через порог, не выходя из своего дома.

Из птиц у этих мужа и жены, как отмечалось выше, были гагара и лулы, и

был белый ворон. О других существах в первой половине священного сказания о

«Возникновении Земли» нет речи. Позднее же в сказании появляются лошади,

овцы, змеи, коровы и прочие существа.

Мансийские предания отмечают, если нет Солнца и Луны, нет жизни, без

них «Небо и Земля перевернутся». Солнце и Луна – главный источник жизни, их

отсутствие гибельно.

В представлении манси жизнедеятельное пространство окружающего мира

состоит из семи слоев, или этажей:

1. Елы торум «нижнее царство» – там обитают в основном недружелюбные

человеку существа или духи «обратного мира», причиняющие, как

правило, болезни и неприятности людям;

2. Ялпынма «священная земля» или слой на котором держится жизнь;

3. Ма унлуп, унлуп торум «земное царство» - это все, что обитает на

земле, все то, что существует на виду и не видимо для глаз простых

людей;

4. Торум «небо» - голубое пространство над землей;

5. Нуми торум – это мир над небесным куполом, что голубеет над нами;

это тот слой, на котором держится жизнь духов или людей верхнего

мира, в том числе Бога и его детей;

6. Опыль – это верхний слой жизненного пространства над Нуми Торумом;

7. Корс буквально «Высокий». Там обитают всемогущие силы, всевидящие

силы, не занятые земной жизнью повседневно, но при сильной беде

людям можно обратиться к ним со словесной мольбой о помощи.

В мировоззрении манси звезды на небе не безлики. На небесном куполе

столько звезд, сколько людей на земле. Родился человек – появляется на небе

новая звезда. Если он в жизни будет значимым, выдающимся, то его звезда на

небе горит ярко. Умер человек – его звезда скатывается с неба.

Кроме людей, на небе отразились звери, птицы, предметы быта, культуры

и орудия труда. Так Млечный путь – это лыжня Мосьхума. Мосьхум проложил эту

лыжню в то время, когда гнался за шестиконечным священным лосем с южного

конца горы до северного конца. Созвездие «Большая медведица» в

представлении манси – «Лось»; «Малая медведица» - «Медведь»; «Малая корона»

– «Семья женщины Мосьнэ». Также есть названия: «Платок с бубенчиками на

четырех его углах женщины Мосьне», «Журавль», «Лук» и т.д. Для манси звезды

служат ориентиром во времени и пространстве. По звездам они ночью

определяют направления четырех сторон света, ориентируются во времени в

ночное время суток по тому, в каком положении находится фигурка ковша

«Большая медведица».

4.ФОЛЬКЛОР В МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИРОПОНИМАНИИ УГОРСКИХ НАРОДОВ.

В миропонимании хантов сказка и песня обладали такой силой, что могли

занести героя в недоступные для человека места. Сказки отождествлялись с

самой жизнью героя, и фольклорная формула «если моей сказке продолжаться…»

означала «если буду жив».

В мифах отражено деление вселенной на главные космические зоны – небо,

землю и подземный мир – либо горизонтальное членение, по которому на юге

находится животворная теплая страна, а на севере – животворный нижний мир.

Согласно главному космическому мифу, первичным состоянием мира была водная

стихия, а земля появилась из кусочка ила, который принесла со дна океана

гагара. Солнце в хантыйской мифологии – это женщина, а Луна – мужчина.

Созвездие Большая Медведица – мифический шестиногий лось, на которого

охотился герой древности, оставивший след лыжни (Млечный путь). Из

природных стихий наиболее ярко рисуется огненный потоп, уже бывший на земле

и ожидаемый в будущем.

Исполнение ритуальной песни было существенной частью многих обрядов.

Рассмотрим здесь медвежий праздник, один из наиболее ярких у хантов.

Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и

возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла

земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на

землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда

людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают

охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя

обрядовый праздник.

Как следует из рассказов охотников и многочисленных описаний,

отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с

произнесением соответствующих заговорных текстов. Для всего, что связано с

медведем был разработан тайный язык, в который, по подсчетам специалистов,

входило около 500 слов. Самого его называли «зверь», шкуру – «изготовленная

матерью мягкая одежда», снег – «белая пыль», ружье – «гремящая вещь»,

медведя не убивают, а низводят из леса в селение.

Подъем зверя из берлоги – обязательное условие его добычи. Шкуру с

убитого медведя снимали с головой и везли в селение. Здесь «медведя»

встречали приветственными выстрелами, а охотников обрызгивали водой или

порошили снегом. Медведя заносили в дом, укладывали носом на лапы, надевали

на голову шапку или платок, украшения, не когти кольца, на глаза берестяные

кружечки или бляшки. Ставили и угощение. Медведя извещали, что его убила

стрела или русская пуля, просили не пугать женщин в лесу.

Веселье начиналось под вечер, на него съезжались издалека. Программа

начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных

деяниях. Утром медведю пели песню пробуждения, затем исполнялись и

хвалебные; попавший сюда русский мог спеть и частушку. Затем начиналась

следующая часть медвежьего праздника – драматические представления.

Актерами были только мужчины в масках, при исполнении женских ролей они

надевали поверх своей одежды женскую. В течение нескольких вечеров

разыгрывалось по десятку сцен из повседневной жизни хантов: изображали

трусливого охотника, неудачное сватовство, объевшегося черемухой,

столкновение с чиновником и т.п. Некоторые сцены были сексуального

содержания. Никто не смел обижаться, если насмешливая сцена относилась к

нему. В промежутках между песнями и сценами устраивали танцы под музыку.

Проводилось и гадание об охоте. В конце праздника мясо медведя варили и

съедали. Выносили шкуру медведя через окно с определенными

предосторожностями. Череп, а иногда и шкуру хранили в специальных

пристройках.

Образ медведя как бы рассеян по разным сферам и мирам, предстает в

разных ипостасях – медведеподобного духа, медведя-человека, небесного

медведя, лесного, земного и подземного.

Обряды, исполняемые на медвежьем празднике, несут не только сакральную

нагрузку. Одновременно это праздник, на котором радуются большой добыче и

воздают должное мужеству человека и его отваге при добыче медведя: ведь в

представлениях хантов этот зверь – существо почти сверхъестественное. По

современным понятиям, это фольклорный праздник. И в настоящее время

отдельные традиционные сцены исполняются на концертах во время официальных

торжеств, на фестивалях народного творчества.

В фольклорных сюжетах о медведе фигурируют люди Мось и Пор. Согласно

священному сказанию, женщина Мось была рождена медведицей в дочеловеческую

эпоху. У северных групп сложено много сказок о соперничестве женщин Мось и

Пор.

Еще одна серия фольклорных произведений посвящена одному из наиболее

популярных героев, который фигурирует под разными именами и наделяется

разными функциями. В мифах и религиозных обрядах он носит имена Урт-лонк

«Князь-дух», Кантых-кан «Хантыйский хан», Торум-пах «Сын бога» и др. Он

выступает как инициатор создания земли и человека, учитель в промыслах,

добывании огня и т.д.: он же посредник между мирами, первый шаман.

У хантов было принято петь на пиршестве после приезда песню по поводу

поездки собственного сочинения. Слагались также похвальные песни, песни-

жалобы, любовные, социально-конфликтные, песни, посвященные ребенку или

животному.

У манси очень развит фольклор, но ни в одном из его текстов нет

такого, чтобы сказочный герой был назван христианским именем. Это говорит о

том, что до встречи с русскими и составления ясачных списков у манси не

было христианских имен. Они пользовались родственной терминологией по линии

кровного родства и по линии свойства. Родственная терминология, связанная с

этими направлениями родства весьма богата и разнообразна. Терминов такого

рода насчитывается не менее ста.

В мансийских фольклорных текстах в какой-то мере отразились основные

формы первобытно-общинного строя: матриархата, где ведущую роль в жизни

играла женщина, и патриархата, в котором главенствующая роль стала

принадлежать мужчине. Проследить переход от одного общественного строя к

другому можно по древним сказам народа манси о различных способах создания

семьи.

Многообразие фольклорных форм угорских народов обусловлено тем, что до

30-х годов нашего столетия у них не было письменности, и история народа,

его прошлое передавались в веках, из поколения в поколение, в устной

форме.

Страницы: 1, 2, 3