Тоталитарное искусство
Тоталитарное искусство
Я бы назвал это заготовкой к реферату , хотя и сдал его в таком виде
С-Пб Институт Точной Механики и Оптики
Кафедра культурологии
Преподаватель : Филичева ? ?
Оценка : 4
Введение
Льюис Мамфорд об идеальном тоталитарном обществе : « это структура ,
сложенная из живых , но жёстких человеческих частей , каждой из которых
отводится определённое место , роль и задание , что даёт возможность
бесконечно повышать производительность труда и строить дизайн этих великих
коллективных организаций » . По Мамфорду « источником питания » подобных
структур служат Мифы Религии ( что скорее относится к древности ) и Мифы
Идеологии ( к нашему времени ) , которые позволяют объединить различные
блоки и элементы в единое целое , направив на достижение некой цели.
Работая , такая структура воспроизводит великие армии и империи ; она может
погибнуть только столкнувшись с более мощной машиной или по прекращении
подачи « питания » .
Развивая метафору Мамфорда можно сказать , что в тоталитарной системе
искусство выполняет роль своего рода перерабатывающего механизма ,
превращавшего сырьё сухих идеологических догм в горючее образов и мифов ,
предназначенных для общего потребления . При этом характер исходного сырья
, будь то культ фюрера или вождя , догмат расы или класса , В целом не
имеет значения .
С момента возникновения тоталитарное государство начинает
организовывать искусство тем же образом , как и все остальное : приводя её
в строгое соответствие с функцией отводимой государством . Перед ней
ставится жёсткая цель , а всё мешающее исполнению этой цели уничтожается .
Так было и в России , с приходом к власти большевиков , и в Германии , с
приходом национал-социалистов
Общим для искусства в тоталитарных государствах является *:
1. Объявление искусства ( как и области культуры в целом )
идеологическим оружием и средством борьбы за власть .
2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны .
3. Создание всеохватывающего аппарата контроля и управления искусством
.
4. Из всего многообразия тенденций , существующих в данный момент в
искусстве , выбор одной , наиболее отвечающим целям режима ( всегда
наиболее консервативную ) и объявление её официальной , единственно
правильной и обязательной .
5. Начало и доведение до « победного конца » борьбы со всеми стилями и
тенденциями в искусстве , отличными от официального, объявление их
реакционными и враждебными классу , расе , народу , партии и т. д. .
Классическими образцами такого стиля являются : социалистический
реализм 1934-1956 гг. И искусство третьего рейха 1933-1944 гг. .
Формирование
Уже на первом этапе формирования тоталитарной идеологии в Советском
Союзе и в Германии закладываются основы будущего органа культуры : внутри
авангарда была выдвинута идея служения искусства революции и государству ,
откуда следовало возведение его в статус партийного искусства ,
эффективного оружия в идеологической борьбе ; В СССР было положено начало
партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни
страны путём национализации музеев , частных собраний , средств информации
, системы образования и т. д. .Также в 1921 г. в СССР происходит
окончательный выбор в сторону художественного направления , должного нести
в массы партийную идеологию , позднее названного соцреализмом .
Но на первых порах партийное руководство и ответственный за проведение
художественной политики Луначарский не могло найти единомышленников среди
художников : по словам Луначарского : « В Петроградском художественном мире
царило враждебное к нам учредиловское собрание . На собраниях Союза
художников всякие резолюции более или менее саботажного типа ... Эта часть
интеллигенции , как и всякая друга , была остро недовольна нашим курсом ...
В области искусства надо было прежде всего разрушить остатки царской по
самой сущности своей учреждений , вроде Академии искусства , надо было
высвободить
Школу от старых «известностей» .»
В феврале 1922 г. появилась « Ассоциация художников революционной России»
( « АХРР » ) , взявшая для себя положение : « Наш гражданский долг перед
человечеством - художественно-документально запечатлеть величайший момент в
истории в его революционном порыве . Мы изобразим сегодняшний день : быт
Красной Армии , рабочих , крестьянство , деятелей революции и героев труда
. Мы дадим действительную картину событий , а не абстрактные измышления ,
дискредитирующие нашу революцию перед лицом мирового пролетариата .» .
Впервые художники обратились к партийным руководителям за указаниями по
вопросам своего творчества . Которые не заставили себя ждать . Как и
поддержка со стороны государства .
В своём большинстве покровителями « АХРР » стали военные , упоминавшиеся
в его положении на первом месте , в частности Ворошилова можно назвать
главным советским меценатом , что не осталось без благодарности ахрровцев ,
чему свидетельствует огромное количество полотен с его изображением .
А наивысшим триумфом « АХРР » можно назвать Х выставку 1928-го года ,
которую посетило Политбюро ЦК полным составом во главе со Сталиным , и
давшее самую высокую оценку её достижениям . Никогда ни до , ни после ни
одна выставка не удостаивалась посещения самим Сталиным .
В « Майн Кампф » Гитлер писал : « художественный большевизм
представляет собой единственно возможную форму и духовное выражение
большевизма как целого ... все плакаты , пропагандистские рисунки в газетах
и т. п. Несут на себе печать не только политического но и культурного
загнивания » . Это изречение , относящееся ко всем радикальным течениям в
современном искусстве , на которые был навешен ярлык « культурбольшевизма »
стало главным стимулом Третьего Рейха в его борьбе с модернизмом .
Экспрессионизм , возникший в Германии В начале века и имеющий здесь за
собой большую национальную традицию , был первым по времени радикальным
движением немецкого модернизма . В отличие от русского авангарда , он был
чужд идее перестройки общества средствами искусства , и радикализм этого
течения заключался в его эмоциональном заряде , « обращенном против
реальности » . Экспрессионисты стремились к обновлению не столько человека
, сколько духовному . Однако кошмары войны и послевоенных неурядиц вернули
художников на землю и столкнули с конкретными проблемами социальной жизни.*
Перед концом войны Германию захлестнула волна дадаизма . Отрицание всех
ценностей прошлого и настоящего , эпатаж буржуазной публики - все это
определило чисто негативную социально-эстетическую программу немецкого
дадаизма и сближало его русским футуризмом предреволюционного этапа .
После 1923-го года возникло объединение « Новая вещественность » пожалуй
самое остросоциальное движение в современном искусстве .
Как национал-большевизм притягивал экстремистов , так и экспрессионизм
поначалу притягивал радикалов культуры .
Немецкий экспрессионизм 20-х годов как и дадаизм и « Новая
вещественность» ,
Был прежде всего негативной реакцией на войну и её последствия .
Менее чем через месяц после отречения Вильгельма второго в Берлине
создаётся « Ноябрьская группа » , основанная « как союз между художниками
- главным образом экспрессионистами - и новым , в основе своей уже
социальном , немецким государством »(Цит. по : Ibid . ,p. 644) , он
обратился к деятелям культуры : « Художники , архитекторы , скульпторы ,
вы , кому буржуазия платит большие деньги , отбросьте снобизм , тщеславие и
развратность - Слушайте ! К этим деньгам прилипли пот , кровь и нервы тысяч
голодных людей - Слушайте ! Мы должны стать истинными социалистами - мы
должны зажечь истинную доблесть социализма - братство всех людей »(Цит. по
: Myers B. S. The German Expressionists . New York 1957) . Эти идеи были
положены в основу Баухауза , основанного в 1919-м году .
В 30-е годы А. Розенберг называл « культурбольшевизмом » , и
экспрессионизм, и дадаизм , и « новую вещественность » , и Баухауз . В это
же время глава советских художников клеймил « фашистским охвостьем »
отечественных авангардистов . Для советской власти авангард стал орудием
борьбы : всячески пресекая его у себя , она охотно его экспортировала в
другие страны , в частности в Веймарскую республику , стремясь подорвать
социальные основы её либерально-демократического строя .
С выходом на политическую арену нацизма и крушением надежд на красную
революцию в Германии , идеи переделки мира средствами революционного
искусства теряют свой пропагандистский смысл и художественная политика
переводится на новые рельсы . В России и Германии в конце 20-х годов
разгорелась борьба за искусство , которое теперь рассматривается как
удобный инструмент для уловления человеческих душ .
Решительная серьёзность отношения к искусству , его отождествление с
политикой - Это естественное стремление всякого тоталитаризма включить
область художественного творчества в свою систему и сделать его , как и всё
прочее , интегральной частью самого себя . И в этом смысле идеи нацистов и
советских партийных руководителей ничем не различаются .*
В марте 1927-го года 11-й конгресс коммунистической партии Германии в
Эссене принимает решение о создание в стране групп агитпропа « Красный
фронт борьбы за культуру » . Через год основывается так называемая «
Рабочая партия художников-коммунистов » .
Тогда же возникают : « Ассоциация художников революционной Германии »
( « АХРГ» ) , почти идентичная « АХРР » -- живописная продукция её
виднейших представителей близка к работам левого крыла « АХРР » --
результатом творчества которой является в основном лобовое изображение
рабочих митингов , стачек , демонстраций , сделанные в несколько упрощённой
манере с некоторым намёком на экспрессионизм . Все установки ахрровцев - на
партийность , народность , массовость , культурное наследие и борьбу за
формализм - становятся обязательными и для немецких коммунистов ; «
Международное объединение революционных художников » , центр которого в
1930-м году переместился в Москву , где его руководителями становятся Бела
Уитц и Альфред Курелла , полностью починённые культурной политике Москвы .
В 1929-м году в противовес « АХРГ» Розенберг создает « Лигу борьбы за
немецкую культуру » , принципы которой не слишком отличались от принципов
«АХРГ» , только одни называли это искусство истинно пролетарским , а другие
-арийским .
С подъёмом нацизма « лига » проникает в городские органы власти и
начинает осуществлять контроль над центрами художественной жизни :
В 1930-м П. Шульце-Наумбург назначается главой Веймарской школы
прикладного искусства , и начинает работу с выкидывания с музейных
экспозиций работ Барлаха , Клес , Кандинского . В январе 1932-го года
пронацистский муниципалитет Дессау разгоняет Баухауз . В немецкой прессе
усиливаются нападки на « буржуазное , формалистическое , дегенеративное »
искусство , отождествляемое с «культурбольшевизмом» .
Своей кульминации битва за искусство достигла в Германии с выходом на
арену « Лиги » с одной стороны и «АХРГ» и «МОХР» , поддерживаемых как
германской , так и советской компартиями , с другой .
В 1933-м году Геббельс , заняв пост министра просвещения и пропаганды ,
как в своё время и Луначарский , придерживался сравнительно широких
взглядов на то, чем должно стать искусство национал-социализма . Геббельс
поддерживал экспрессионизм , пытаясь , если не сделать его официальным
искусством Третьего Рейха , от по крайней мере закрепить за ним право на
существование в будущей культуре нацизма .
Но несмотря на то , что влияние Геббельса было велико , фюрер не
поддержал своего любимца : в своей мюнхенской речи он объявил
экспрессионизм « дегенеративным искусством » . Здесь личные амбиции
Геббельса столкнулись с железными законами развития тоталитарной культуры .
« Культурбольшевизм » , если понимать под ним не стиль модернизма , а
внешнюю политику большевиков по отношению к культуре , выступает обряженный
в общую форму тоталитарного реализма , являющейся как бы визуализацией
сложных процессов в политике , экономике и культуре , в результате которых
Россия с конца 1929-го года заняла своё место в ряду тоталитарных
государств .*
Битва за искусство в СССР и Германии закончилась одновременно : в
Германии конец ей положил приход к власти нацизма , а в СССР -
постановление ЦК ВКП(б) от 23-го апреля 1932-го года « о перестройке
литературно-художественных организаций » , в котором говорилось : наличие в
советской литературе различных группировок стало тормозом в её развитии , в
силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый союз
советских писателей , в 3-ем пункте говорилось « провести аналогичное
изменение по линии других видов искусств » .
Период с 1932-го по 1934-ый в СССР и Германии явился решающим поворотом
в сторону тоталитарной культуры :
1. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства : в
СССР это социалистический реализм , а в Германии -« принципы фюрера »
2. И в СССР , и Германии был окончательно отстроен сходный по структуре
аппарат управления искусством и контроля над ним .
3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям ,
формам , тенденциям отличающимся от официальной догмы .
Иначе говоря в художественную жизнь вошли и полностью определили её три
специфических феномена , как главные признаки тоталитаризма : идеология ,
организация и террор .
Идеология
Ни один европейский политический деятель не говорил столько о культуре
как Гитлер: его высказывание скомпонованное так или иначе в теоретический
трактаты, нацистских идеологов, они составили то, что получило в Германии
название принципов Фюрер и обрело характер непреложных догм, управляющих
развитием искусства третьего рейха.
« Искусство - не мода, не бессмысленная чередование на поверхности
исторического процесса сиюминутных измов, оно не есть выражение какой бы
то ни было тенденции капитализма , напротив … оно выражает душу (народа) и
общественные идеалы ». Поэтому « ни одна эпоха не может считать себя
свободной от долга поддержать искусство, особенно во время потери народом
веры в свое величие и в свое будущее». В такие моменты задача искусства «
вновь поднять эту веру, указывая на внутренние бессмертные народные
ценности, которые не в состоянии разрушить ни какой политический или
экономический упадок ». Эти положения Гитлер развернул свое выступление на
открытии Дома немецкого искусства. Фюрер выдвинул концепцию искусства, как
форму отражения действительности » , а также указывал на те формирующий
силы , которые будучи наиболее ярким проявлением этой действительности ,
должны быть и главными объектами ее отражения в искусстве: лидеры, борцы ,
творцы истории должны были занять место в центре официоза тоталитарной
художественной культуры. Осуществить всю грандиозность поставленных эпохой
задач художник может только при помощи партии и государства и только под их
непосредственным руководством.
Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством,
которое уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого
руководства, которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше
политики » - создания нового человека, более сильного и прекрасного.
Страницы: 1, 2, 3
|