бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Театр как центр просвещения бесплатно рефераты

Театр как центр просвещения

эта работа была сделана на заказ!

список оригинальных работ( больше 100) в режиме off-line вы можете

посмотреть по адресу:

http://www.sinor.ru/~ranger/Ref

также вы найдете много учебной литературы и статей по всем предметам в

моей библиотеке on-line

http://www.sinor.ru/~ranger

Контрольная работа

По Культурологии

Театр – как центр просвещения

Студент:

Преподаватель:

Новосибирск 1999г.

Содержание

|Введение |Стр. 3 |

|1. Сущность театра , его назначение |Стр. 5 |

|2. Театральное искусство, его особенности |Стр. 6 |

|3. Театр средневековья |Стр. 8 |

|4. Театральное искусство в России 19 века |Стр. 9 |

|Заключение |Стр. 15 |

|Литература |Стр. 16 |

Введение

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения

театра.

Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря

следовало бы обозначить его первоначальную дату.

Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам

мерой — временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и

тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи

истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки

орудия первобытного труда, становился человеком.

Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал

обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия

мира.

В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих

крыльев, ее еще не коснулось мощное дыхание вольного полета. До какого-то

срока, до какой-то поры назначение ее сводилось только к подчиненному

сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины.

А когда подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического

существования, поэзия вырвалась на свободу, оборвав путы прежней

нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии

с судьбой театра.

В золотую пору детства человечества первые поэты земли — великие греческие

трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над

колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению

людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы,

нравственной энергии героизма. За прошедшие с той поры тысячелетия все

еще не померкло имя одного из первых героев театра. Им был Прометей Эсхила

— мятежный богоборец, осужденный 'Зевсом на вечные муки за служение людям,

за то, что добыл для них огонь, научил их ремеслам и наукам. Навечно

прикованный к скале, он гордо славил свободу и достоинство человека:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служение;

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть- прислужником Зевеса.

Героя Эсхиловой трагедии «Прометей прикованный» Маркс называл самым

благородным святым и

мучеником в философском календаре... Вместе с Эсхилом столь же страстно

славил чело-( века младший его современник, Софокл:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет.

За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид — самый

трагедийный поэт античного мира. И, быть может, самый бесстрашный.

Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные

характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами,

мыслями, переживаниями.

. Эсхил, Софокл и Еврипид положили — по свидетельству истории — великое

начало великому делу. Делу вечному! Столетие за столетием — во все

времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями,

театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества.

1. Сущность театра , его назначение

Какие только перемены не происходили на земле — эпоха следовала за

эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и

исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла

Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на

долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою, —

но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра.

Наидревнейшее творение человека, до наших дней сохраняет он неизменную

притягательную силу, неистребимую жизнестойкость, тот чудодейственный

эликсир молодости, секрет которого так и не открыли алхимики средневековья.

Во все предшествующие эпохи, сколько бы их ни насчитать — всегда, — жила

в человеке вечная потребность в театре. Та потребность, что зародилась

некогда на древних дионисовых празднествах винограда рей в честь

мифического божества земного плодородия

Театр нужен был человеку всегда!

(Десятки тысяч зрителе— чуть ли не все население городов-республик

—добирались на театральные представления в Древней Греции. И поныне

напоминанием о том служат полуразрушенные временем величественные

амфитеатры, сооруженные в бесконечно далекие от нас времена.

Как только не складывалась в прошлом судьбе театра! Он испытал, пережил

все, пока не обрел своего постоянного крова — театрального здания. его

представления давались всюду — на площадях и яр марках, на церковных

папертях, в замке знатного феодала, в монастырской обители, в раззолоченной

дворцовом зале, на постоялом дворе, в поместье вельможного крепостника, в

церковной школе, на сельском празднике...

Всякое бывало в его судьбе... Его проклинали, ненавидели, запрещали,

подвергали гонениям и издевательствам, наказаниям и преследованиям,

отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами, всеми небесными и земными

карами. Но в борьбе с ним сни кали его враги и гонители — короли, монархи,

государи, цари, императоры, невежественные властолюбцы.

Никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломили вечной жизнестойкости

театра.

В античные времена, еще более двадцати веков назад, о сокровенной сути

той силы, что так властно влечет человека в театр, размышлял греческий коме

диограф Аристофан. За что люди любят театр, за что так ценят его

мастеров?.. Они любят и ценят, отвечал первый комедиограф человечества, за

правдивые речи за добрый совет и за то, что разумнее и лучше делаю граждан

родной земли.

и Арнстофановых словах, не потускневших за длительную череду прошедших

столетий, познается высшее эстетически-нравственное, духовное, общественное

назначение театра.

назначение erо- — быть для людей школой жизни!

Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная- и эмоциональная, самая

праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, — вот что

такое театр!

Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в

России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании...

Кафедрой добра называл театр Гоголь.

Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов.

Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в

театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств,

способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и

сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то

непобедимую, фантастическую прелесть для общества.

По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр.

Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр

располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.

«Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл

театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.

2. Театральное искусство, его особенности

Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей — он

узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед

ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания

И пусть театр, по эстетической природе своей, искусство условное, как и

другие искусства, на сцене возникает перед зрителем не сама реальная

действительность, а только ее художественное отражение. Но в отражении том

столько правды, что она воспринимается во всей своей безусловности, как

самая доподлинная, истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность

существования сценических героев. Восклицал же великий Гёте: «Что может

быть больше природой, чем люди Шекспира!»

Не в этом ли и сокрыта чудодейственная духовная, эмоциональная энергия

театра, неповторимое своеобразие его воздействия на наши души...

Вам приходилось когда-либо видеть на концерте симфонической музыки

веселого, заразительно хохочущего человека?..

Можно, пожалуй, сказать уверенно: нет, не приходилось!

Вы не встречали в картинной галерее рыдающего человека, который не в

силах был сдержать горьких слез перед картиной живописца?..

Нет, тоже, наверное, не встречали!

А в театре?..

А в театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое

представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое

негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие,

презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, —

словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души

человеческой.

Не потому ли и не сопоставимо ни с чем столь непосредственное, душевно

открытое восприятие театрального действия?

Оно несопоставимо с творчеством писателя. Его книга — уже законченное

литературное произведение, и принимать ее следует такой, какая она есть,

какой вышла из-под пера автора, не считаясь с тем, из века в век.

Оно несопоставимо и с творчеством художника. Eго картина, его гравюра или

акварель — тоже уже за конченный процесс творчества. Художник может

экспонировать их на выставке, в картинной галерее, художественном музее,

может продавать их и дарит или хранить у себя в мастерской.

В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр

зритель становится не созидателем уже созданного, а непосредственным

соучастником творчества. Он активно вовлечен театром живой и волнующий

процесс самого создания сценического произведения — спектакля. Ведь

спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когд. раскрывается

перед зрителем театральный занавес И перестает существовать, когда занавес

закрывается когда пустеет зрительный зал и потухают театральны огни.

Хороший спектакль надолго сохраняется в театральном репертуаре. Но всякий

раз, при каждой ново] встрече со зрителем он заново возникает, заново рож

дается. А потом, как и положено, его не станет: артисты разойдутся по

домам, со сцены уберут декорации унесут реквизит и бутафорию, и на

опустевшей сцен от спектакля, который только что так волновал и трогал

зрителя, ничего не останется.

Но сколько бы ни прошло после того времени, день, обозначенный на

театральной афише, он возник нет, как не однажды возникал и ранее. Между

сценой и зрительным залом опять возгорится чудесны! огонь взаимосвязи души

и мысли. И накал этого эмоционального, духовного взаимообмена непременно

скажется и на актерском исполнении, и на всей атмосфере зрительного зала.

В последующие дни, недели и месяцы все повторится снова и снова. Но

постоянно повторяемый спектакль не будет одним и тем же. Всякий раз, в

зависимости от сегодняшнего внутреннего состояния зрительного зала, от

сегодняшнего душевного настроя актеров и от множества других причин и

обстоятельств, способных повышать или же снижать эмоциональный тонус

творчества, он чем-то будет отличаться.

Один и тот же спектакль может идти при удивительно горячем, взволнованном

восприятии зрительного зала, при праздничном воодушевлении актеров,

импровизационном блеске их мастерства. И он же может пройти уныло, при

неожиданном зрительском равнодушии, без всякого подъема, словно кто-то

подменил актеров, только еще вчера с таким воодушевлением выступавших в том

же самом спектакле, в тех же самых ролях.

3. Театр средневековья

В недрах культуры Ренессанса сформировались в эмбриональном виде

мировоззрение и стиль барокко. Эпоха барокко наступила после глубокого

духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В эту эпоху

своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают

всепроникающий образ: весь мир — это театр. Для всех знающих английский

язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии «Как

вам это понравится». Но его можно найти во всех крупных произведениях

европейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской

театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего

голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и

каждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании

современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр

«Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном

смысле.

Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего

мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою

жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в живописи,

скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи

барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в

камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет. Произведение эпохи

барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и в

то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей.

Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к

театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее

проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах

французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого

писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить

забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих.

Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литература эпохи барокко могла

быть и другой — темной и пронзительной. Римский император Тит в трагедии

Корнеля «Тит и Берени-ка» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти».

4. Театральное искусство в России 19 века

Литейный театр.

В 1908 году прошли первые слухи о том, что В.А. Казанский строит на

Литейном проспекте театр, где будет работать кинематограф и предполагается

постановка одноактных пьес”. Он первый открыл в России театр одноактных

пьес. Театр на Литейном был третим театром антрепренера (после “Невского

фарса” и “Модерна” в Ново-Васильевском), который казанский намеревался

держать в сезоне 1908/09 г. “Невский фарс” начал сезон 9 сентября 1908

года. Ново-Васильевский - в конце декабря. Лишь о Литейном долго не было

никаких известий. И только в начале 1909 года появилось первое сообщение:

Страницы: 1, 2