бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета бесплатно рефераты

Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета

МАГНИТОГОРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЁТА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

Тема: «СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА

ПЕТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА

В ЖАНРЕ ПОРТРЕТА»

Cтудента 3 курса литфака

группы № 306 (мхк)

Фролова Олега Валерьевича.

Рецензент-

Соловьёва Ирина

Евгеньевна

[pic]

Магнитогорск-97.

Когда мы слышим имя Рубенса, перед нашим внутренним взором возникают

громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые

златокудрые красавицы- плоть и кровь старинной цветущей Фландрии.

Эти образы заслоняют подчас другие стороны плодотворной художественной

деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста. В течение

своей жизни ему пришлось написать много портретов. Причём если некоторые

крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской с помощью

многочисленных учеников, хранили только иногда следы собственноручной

работы, то портреты, особенно родных и друзей, он писал сам от

первоначального эскиза до окончательного завершения.

Рубенс широко известен. Его имя стоит в одном ряду с именами величайших

художников мира- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана,

Рембрандта, Веласкеса. «Король живописцев и живописец королей»,- такая

метафора родилась в суждениях современников о Рубенсе и закрепилась в

последующие времена.

Необыкновенная творческая щедрость и плодовитось- около трёх тысяч

произведений, созданных самим Рубенсом и с помощью его учеников, а также

широкий тематический диапазон художественной деятельности и высочайшее

профессиональное мастерство были основанием для звучных сравнений и

метафор: «Апеллес не только своего века, но и всех времён», «Рубенс-это

Шекспир в живописи».

Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников,

любителей и ценителей искусства. Интерес к его творчеству сохранился до

наших дней. Картины и рисунки Рубенса заинтересованно и пристально

изучались и пристально изучаются до сих пор. Основой этого научного

интереса является великолепная коллекция работ Рубенса в Государственном

Эрмитаже, собранная в основном во второй половине 18 века.

Произведения Рубенса имеются во многих музеях мира. Исследователь

творчества Рубенса М.В.Алпатов писал:» Рубенс принадлежал к числу тех

универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или

иного жанра, но умеют откликнутся на самые различные стороны жизни. Он

проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и

алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им

созданы замечательные шедевры.»

Однако среди равных ему художников многие искусствоведы уделили значительно

больше широкого и глубокого научного внимания другим знаменитым живописцам

и меньше писали о Рубенсе. Может быть, аристократизм и гедонизм творчества

Рубенса стали причиной всё-таки довольно скромной, ограниченной в основном

эрмитажным собранием, исследовательской литературы о Рубенсе в

искусствознании.

В этой связи приходят на память и некоторые обстоятельства нашей, русской

художественной жизни. Начиная со второй половины 19 века, в период

утверждения передвижников в русском изобразительном искусстве значительно

больше внимания художники и исследователи уделяли голландскому искусству,

творчеству Рембрандта и «малых голландцев» и меньше интересовались

Рубенсом и фламандцами. Эта направленность в какой-то мере сохранилась и в

советское время. А если вспомнить, что на протяжении долгих лет, в 30-50-е

годы, на наших выставках не появлялись картины, изображающие обнажённую

натуру, то можно яснее понять, почему творчество Рубенса было в какой-то

мере на периферии искусствоведческих интересов в то время.

Рубенс прославился алтарными и мифологическими композициями, циклами

картин, украшавшие королевские дворцы Франции, Испании, Англии. Среди этих

прославленных произведений его портреты менее заметны и занимают как бы

второстепенное место. Сам художник, обучаясь в Италии, придавал им особое

значение, стремясь в первую очередь к исполнению крупных многофигурных

композиций по заказам королевских семейств Европы и высокопоставленных

церковнослужителей.

Возможно именно по этой причине отношение самого Рубенса к портрету

сказалось на мнении многих исследователей его творчества, которые уделили

рассмотрению портретного жанра в искусстве Рубенса меньше внимания, чем его

основным произведениям. «Портретные работы,- писала М.Я.Варшавская,- не

занимали центрального места в творчестве Рубенса. Но портретистом Рубенс

начинал свою деятельность, на портретных работах он воспитал своё

непосредственно-реалистическое мироощущение, портретные работы и в

дальнейшем были органической частью того грандиозного космоса, каким

является его огромное по диапазону творчество».

Рубенс был крупнейшим портретистом в истории западноевропейского искусства.

Приступая к изучению литературы, связанной с анализом творчества Рубенса,

можно обнаружить определённую, а точнее, недооценку, его качеств

портретиста, которая будет в какой-то степени расходиться с тем, что я

попытаюсь здесь сказать. Например, вот мнение о портретах Рубенса

крупнейшего искусствоведа В.Н.Лазарева, хотя в его суждении, на мой взгляд,

имеется не только отрицательная оценка, но и признание некоторых достоинств

портретного искусства Рубенса.

В своей статье, посвящённой творчеству художника, он писал:» Уже Фромантен

отмечал, что Рубенс не был крупным портретистом

так как его слишком импульсивная натура не могла долго задерживаться на

изучении индивидуальных явлений. И действительно, мы никогда не найдём у

Рубенса особо сильных портретов с углублённой психологической

характеристикой. Лишь в виде исключения среди его работ встречаются такие

крепкие реалистические вещи, как портреты Яна Вермулена, Николаса Респеня,

неизвестного францисканского монаха, доктора ван Тульдена и этюд с натуры,

изображающий головы негров. Обычно Рубенс идеализировал модель приближая её

к своему излюбленному типу. На ряду с подобного рода «официальными»

портретами Рубенс писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты

своей первой и второй жены. По свежести восприятия, особой ароматности

красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее

совершенным творениям Рубенса.»

Не останавливаясь подробно на этом суждении, отмечу только, что сам

перечень В.Н.Лазарева « в виде исключения... крепких реалистических»

портретов Рубенса, которых другому художнику хватило бы, чтобы считать себя

признанным портретистом, уже само по себе говорит о богатом наследии

портретов, созданных фламандским живописцем. А портреты его жён отмечены

В.Н.Лазаревым как наиболее совершенные творения мастера.

Биография Рубенса имеет прямое отношение к его портретному искусству. Его

отношение к родным, близким и друзьям, широкое гуманитарное образование,

знание шести языков, длительная поездка в Италию, многочисленные

путешествия и дипломатические миссии в крупнейших королевских дворах

Европы, знание огромного количества людей различного ранга, звания и

общественного положения- всё это непосредственно на его мастерстве

портретиста.

Такая одарённая, прожившая активную общественную жизнь натура не могла

ограничиться при написании портретов только лестью «сильным мира сего» и

идеализацией дорогих и близких сердцу людей. Рубенс создаёт обширную

портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют

дети, неизвестные монахи, старуха с жаровней и камеристка инфанты Изабеллы.

События жизни очертили широкий круг его духовных интересов и человеческих

привязанностей, далеко выходящих за рамки, определённые придворному

художнику.

Петер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген, где семья

его родителей жила в изгнании. Образованность отца и мудрость матери

сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Будущие его успехи - в

искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии- во многом состоялись

благодаря заботам матери. Она определила его, вернувшись в Антверпен после

смерти мужа и приняв католичество, в латинскую школу, где преподавали

учёные иезуиты. Здесь он обучился языкам, теологическим наукам, античной

мифологии. Возможно, она устроила его в пажи к вдове графа Филиппа де

Лаленга- Маргарите де Линь, где он усвоил дворянский этикет и обходительные

манеры.

Рубенс стал учиться живописи согласно своим наклонностям и способностям, и

мать не препятствовала, а способствовала развитию его природного дарования,

хотя сама была дочерью купца, а отец художника юристом. Живопись захватила

Рубенса целиком. Всё остальное стало сопутствующим его главному занятию-

постижению тайн изобразительного искусства.

Его учителями были Тобиас Ферхарт, Адам ван Ноорт и Отто Веен. У двух

последних Рубенс получил своё основное художественное образование,

окончательно завершённое во время его длительного путешествия в Италию с

1600 по 1608 год, к которому подготовил его и практически и духовно Отто

Веен, сам побывавший и поучившийся в Италии.

Эжен Фромантен, рассказывая об учителях Рубенса, писал: «Нет, ничего более

противоположного, чем контраст, представляемый ван Нортом и Вениюсом, этими

двумя столь неодинаковыми по характеру и , следовательно, столь различными

по оказываемому ими влиянию индивидуальностями. Нет ничего более

причудливого, чем судьба, призвавшая их, одного за другим, к разрешению

столь ответственной задачи, как воспитание гения. Заметьте, что

противоположности их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые

сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколь и

дерзновенной. В отдельности они представляли собой противоречивые,

непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили

всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нем возможностей, с его

гармонией, равновесием и единством, но только без его гения.»

Заключая свою характеристику, Фромантен подводит итог: «Без этих

наставников вряд ли и Рубенс был таким, каким мы его видим.

Вероятно, его искусство было бы лишено той единственной черты-

простонародного акцента, которая связывает его с народными массами и делает

его столь же понятным им, как и умам утончённым. Как бы то ни было, но

природа действовала здесь будто ощупью, когда с 1557 по 1581 год

подыскивала ту форму, в какую должны были вылиться элементы нового

искусства во Фландрии. Можно сказать, что она испытывала Норта и Веена,

колебалась относительно Иорданса и только в Рубенсе нашла то, что ей нужно

было».

События детства, юности и молодости Рубенса проходили в эпоху первой

буржуазной революции в Европе, начавшейся в Нидерландах во второй половине

16 века на территории современной Бельгии, части Франции, Люксембурга и

Голландии.

Семья Рубенса на себе испытывала все превратности судьбы в то время. Отец и

мать художника бежали из Антверпена в Германию, были близки ко двору

Вильгельма Оранского, призванного главы нидерландской оппозиции к Испании.

Рубен родился в вдали от родины своих предков. Затем вместе с матерью

вернулся во Фландрию, в Антверпен, там учился, долгое время прожил в Италии

и в 1608 году, накануне перемен, вернулся в родной город уже навсегда.

По своему образу жизни, по складу ума и роду занятий Рубенс был далёк от

борьбы за ценности нидерландской буржуазной революции. И тем не менее мы

можем в како-то мере почувствовать духовную связь между его искусством и

идеалами революции, стремившейся утвердить свободу и независимость для

своих сограждан. Сам Рубенс для себя добился внутренней свободы и полной

творческой независимости. В конце своей жизни он обладал почестями,

богатством, всеевропейской славой. Но его личные достижения не идут ни в

какое сравнение с теми вершинами европейской культуры, которых достигло его

творчество. Рубенс на все времена утвердил неповторимую самобытность

искусства Фландрии в мире, и в этом смысле он многогранно и полно выразил «

дух Фландрии».

Искусство Рубенса прославило Фламандцев, их трудолюбие, стремление к

свободе, жизнерадостность, исторический оптимизм, несокрушимое желание жить

в согласии и пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку благословенный

и щедрой природой.

Небольшой «ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ 26 ЛЕТ» исполненный на меди, из нью-йоркского

собрания Д. Лински, который иногда называют портретом архитектора или

портретом географа, в зависимости от того, как объясняют употребление

измерительных инструментов, которые находятся в руках модели, создан

Рубенсом до его отъезда в Италию.

На мой взгляд этот портрет интересен не только как показатель степени

мастерства молодого Рубенса, но и позволяет нам представить близость

художника к старой нидерландской манере живописи, прославленной начиная с

работ Яна ван Эйка. Особенно много сил и внимания он потратил, передавая

сходство и выражение лица. Рубенс, тщательно, даже скрупулёзно, отделывает

мельчайшие детали, приписывает все изысканные изгибы кружевного воротника.

В его руке нет ещё виртуозной лёгкости и свободного владения кистью и

красками, но уже чувствуется стремление к конкретности и живости при

передачи человеческого облика.

Сохранилось немного работ, созданных Рубенсом до отъезда в Италию, но они,

в сравнении с тем, что он создал после своего возвращения в Антверпен в

1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное

художественное влияние, которое Рубенс испытал в Италии, где его

способности получили гармоничное и естественное развитие.

Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил

Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе,

Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая,

богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие, полные

динамизма и необычных ракурсов композиции Тинторетто и особенно

универсальный живописный дар Тициана, заняли, пожалуй, наиболее

существенное место в художественном становлении Рубенса. Тициана он будет

изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс многими

приёмами, особенностями колорита, сверкающим золотом своей живописи обязан

урокам, полученным у картин Тициана.

Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании. Рубенс

был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы

обстоятельностью, размеренностью и внутренней педантичностью. В Италии он

не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского

искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники

скульптуры и декоративно- прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля,

сделал копию с картона «БИТВА ПРИ АНГИАРИ» Леонардо да Винчи. Постоянные

занятия рисунком и копирование живописных произведений были завершающей

школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно и

достиг своих вершин в зрелые годы художника. Но Рубенс не только учился, а

много и плодотворно работал, так, что к концу своего путешествия он

прославился и стал признанным живописцем в Италии.

В Италии Рубенс много работал над созданием алтарных картин, и впоследствии

этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве

наряду с работой над монументальными декоративными композициями, которые он

выполнял по поручению королей Испании, Франции и Англии. В этих работах

наиболее полно выразились принципы искусства барокко, виднейшим

представителем которого в Европе стал Рубенс. Исследователь творчества М.С.

Лебедянский подчёркивает, что одну из таких ранних композиций Рубенс

написал по заказу Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского,- три картины для

алтарной части церкви иезуитов в Мантуе. Впоследствии художник будет

исполнять многие заказы для церквей, и стиль барокко, развившийся в Италии

и усовершенствованный Рубенсом, станет ведущим в европейском искусстве 17

века.

Наиболее известен один фрагмент, который в настоящее время находиться в

собрании Венского музея истории искусства.

Наиболее вероятно, что этот венский портрет изображает младшего сына

Винченцо 1- будущего герцога Мантуи Винченцо 2 Гонзага. Можно считать, что

Страницы: 1, 2, 3