бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Русская культура 17 века бесплатно рефераты

Русская культура 17 века

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 4

4. Научные знания .................................. 8

5. Литература .......................................... 10

6. Зодчество ............................................ 11

7. Скульптура и резьба ......................... 12

8. Живопись ........................................... 13

9. Музыка театр ..................................... 14

10. Заключение ....................................... 15

11. Список литературы .......................... 16

ВВЕДЕНИЕ

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию надо верить.

Ф.И. Тютчев

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное

разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.

Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-

ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-

готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была

комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде

всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)

и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,

в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-

лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на

протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-

щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

них.

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-

не, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. По-

является неудержимое стремление к описательности, декоративности.

Художественное творчество из священного занятия превращается в ре-

месло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

традиционной : от саобытного типа культуры страна не отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодально-

го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-

чальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-кре-

постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-

ного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-эконо-

мической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало про-

мышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значи-

тельной территории Российского государства и подрыву его матери-

альной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдви-

ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-

бенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значи-

тельному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерст-

вом выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено произ-

водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-

на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных ме-

таллов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золо-

той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-

товлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Осо-

бенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

также производство поташа. Возникли центры массового производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-

ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

обуви, крупным центром которого стал Углич.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами раз-

витие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготов-

лялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

достигла высокого уровня.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

творцами и создателями были многие тысячи народных масте-

ров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицирован-

ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-

водство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

выполняли сложные технические работы с большим искусством.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас,

благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном

творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными

конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был

временем значительного подъема народного творчества. Характерно ши-

рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу-

бокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины,

песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца

XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческ-

их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за

гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические

отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-

го дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:

"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота шиороки, а со

бвора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при-

воз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что

рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества

стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его

имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды,

песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и

Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец ока-

зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание

как праздник:

На матушке Волге праздник -

Сходись, голытьба, на праздник.

Готовтесь, бояре на праздник.

Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и

антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на

письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой

развития демократического, светского направления в литературе XVII

века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело од-

ной из важных своих предпосылок значительное расширение количества

грамотных людей в семнадцатом веке.

Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться

неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. зна-

чительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие го-

родской жизни, а также системы государственного управления вызвало

боьшую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,

сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России

среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей

- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Мож-

но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в

различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови-

не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-

гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-

ные учреждения, приказы и тем самым освободитться от тягла. К концу

семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450

подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые "площадные

подьячие", которые за плату составляли всякие челобитные и другие

документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-

щее делопроизводство.

Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее

распространение получали и рукописные книги. Несмотряна развитие

книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим

спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду с изготов-

лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди

хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники,

в которых модержались различные материалы - и духлвенского, и

светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях

были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями. Часть

книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло

письменное делопроизводство государственных учреждений - московских

приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" -

своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производст-

ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумаж-

ные мельницы", отданные правительством на оброк голандским предпри-

нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос-

сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Гол-

ландии.

Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились

берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.

Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, при-

сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-

зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с

Воробьевых гор.

Книги "одевали" в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы-

вались различные металлические украшения. В виде украшений выполня-

лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры-

вались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукопис-

ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого

века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в

этой период широкое распространение наряду со старопечатным орна-

ментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому

стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", ха-

рактерной чертой которого было сочетание изображения раститель-

ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.

Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициала-

ми царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-

транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял

собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работа-

ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200

названий книг. Распространение книг приобрело значительно более

широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах

распространялась переводная литература. Стали составлять обширные

библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, поль-

ском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Го-

лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

Дальнейшее распространение рукописности печатной литера-

Туры выдвигало потребность более организованного обучения

грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц,

подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в

семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания

учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-

терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-

вались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"

патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -

Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации

школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обу-

чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие

представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в

самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные

школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий

Страницы: 1, 2