Романтизм как направление в искусстве
перекрестным движением головы и плеч. Он подчеркивает неправильное строение
лица Дюпора, его всклокоченные волосы, имея целью создать самодовлеющий в
своей неповторимой, случайной характерности портретный образ.
"Пейзаж должен быть портрет", - писал К. Н. Батюшков. Этой установки в
своем творчестве придерживалось большинство художников, обращавшихся к
жанру пейзажа. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу
фантастическому, были А. О. Орловский ("Морской вид", 1809); А. Г. Варнек
("Вид в окрестностях Рима", 1809); П. В. Басин ("Небо при закате в
окрестностях Рима", "Вечерний пейзаж", оба - 1820-е). Создавая конкретные
виды, они сохраняли непосредственность ощущения, эмоциональную
насыщенность, достигая композиционными приемами монументального звучания.
Молодой Орлрвский видел в природе лишь титанические силы, не
подвластные воле человека, способные вызывать катастрофу, бедствие. Борьба
человека с разбушевавшейся морской стихией – одна из излюбленных тем
художника его “бунтарского” романтического периода. Она стала содержанием
его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. трагическая сцена
показана в картине “Кораблекрушение”(1809(?)). В кромешной тьме,
опустившейся на землю, среди бушующих волн тонущие рыбаки судорожно
карабкаются на прибрежные скалы, о которые разбилось их судно. Выдержанный
в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Грозны набеги
могучих волн, предвещающих шторм, и в другой картине – “На берегу
моря”(1809). В ней также огромную эмоциональную роль играет грозовое небо,
которое занимает большую часть композиции. Хотя Орловский не владел
искусством воздушной перспективы, но постепенность переходов планов решена
здесь гармоничнее и мягче. Более светлым стал колорит. Красиво играют на
рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Беспокойна и
тревожна морская стихия в акварели “Парусная лодка”(ок.1812). И даже когда
ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели
“Морской пейзаж с кораблями”(ок.1810), зрителя не покидает предчувствие,
что за штилем последует буря.
При всем драматизме и взволнованности чувств морские пейзажи Орловского
не столько плод его наблюдений над атмосферными явлениями, сколько
результат прямого подражания классикам искусства. В частности Ж. Верне.
Иной характер носили пейзажи С. Ф. Щедрина. Их наполняет гармония
сосуществования человека и природы ("Терраса на берегу моря. Капуччини
близ Сорренто", 1827). Многочисленные виды Неаполя и окрестностей его
кисти пользовались необычайным успехом и популярностью.
Создание романтического образа Петербурга в русской живописи связано с
творчеством М. Н. Воробьева. На его полотнах город предстал окутанным
таинственными петербургскими туманами, мягкой дымкой белых ночей и
пропитанной морской влагой атмосферой, где стираются контуры зданий, и
лунный свет завершает таинство. То же лирическое начало отличает и
исполненные им виды петербургских окрестностей ("Закат солнца в
окрестностях Петербурга", 1832). Но северная столица виделась художникам и
в ином, драматическом ключе, как арена столкновения и борьбы природных
стихий (В. Е. Раев "Александровская колонна во время грозы", 1834).
В блистательных картинах И. К. Айвазовского ярко воплотились
романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью
человеческого духа и умением сражаться до конца. Тем не менее большое место
в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным
местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно
воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью, и где
живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных
световых эффектов ("Вид Одессы в лунную ночь", "Вид Константинополя при
лунном освещении", оба - 1846).
Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, - излюбленная
тема романтического искусства, по-разному трактовалась художниками 1800-
1850-х годов. Работы были основаны на реальных событиях, но смысл
изображений не в объективном их пересказе. Типичным примером может служить
картина Петра Басина "Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима" (1830). Она
посвящена не столько описанию конкретного события, сколько изображению
страха и ужаса человека, столкнувшегося с проявлением стихии.
Корифеями русской живописи этой эпохи были К.П.Брюллов (1799 –1852
г.г.) и А.А. Иванов (1806 – 1858 г.г.). Русский живописец и рисовальщик
К.П. Брюллов, еще будучи учеником Академии художеств, овладел несравненным
мастерством рисунка. Творчество Брюллова обычно делят на до “Последнего дня
Помпеи” и после. Что же было создано до….?!
“Итальянское утро” (1823), “Эрмилия у пастухов” (1824) по поэме
Торкватто Тассо “Освобождение Иерусалима”, “Итальянский полдень”
(“Итальянка, снимающая виноград”,1827), “Всадница” (1830), “Вирсавия”
(1832) – все эти картины проникнуты светлой, нескрываемой радостью жизни.
Подобные произведения были созвучны ранним эпикурейским стихам Пушкина,
Батюшкова, Вяземского, Дельвига. Старая манера, основанная на подражании
великим мастерам , не удовлетворяла Брюллова и он “Итальянское утро”,
“Итальянский полдень”, “Вирсавию” писал на открытом воздухе.
Работая над портретом, Брюллов писал с натуры только голову. Все
остальное нередко ему подсказывало воображение. Плодом такой вольной
творческой импровизации является “Всадница”. Главное в портрете -- контраст
разгоряченного, взвившегося животного с раздутыми ноздрями и сверкающими
глазами и грациозной всадницы, спокойно сдерживающей иступленную энергию
коня (укрощение животных -- излюбленная тема классических скульпторов,
Брюллов решил ее в живописи).
В “Вирсавии” художник использует библейский рассказ как предлог для
показа обнаженного тела на открытом воздухе и передачи игры света и
рефлексов на светлой коже. В “Вирсавии” он создал образ юной женщины,
полной радости и счастья. Обнаженное тело светится и сияет в окружении
оливковой зелени, вишневой одежды, прозрачного водоема. Мягкие упругие
формы тела красиво сочетаются с белеющей тканью и шоколадным цветом арабки,
прислуживающей Вирсавии. Текучие линии тел, водоема, тканей придают
композиции картины плавную ритмичность.
Новым словом в живописи стала картина “Последний день Помпеи”(1827-
1833). Она сделала имя художника бессмертным и очень знаменитым при жизни.
Ее сюжет, по-видимому, был избран под влиянием брата Александра,
усиленно изучавшего помпейские развалины. Но причины написания картины
более глубоки. Гоголь подметил это, а Герцен говорил прямо, что в
“Последнем дне Помпеи” нашли свое место, может быть, бессознательное
отражение мысли и чувства художника, вызванные поражением восстания
декабристов в России. Недаром среди жертв разбушевавшейся стихии в гибнущей
Помпее Брюллов поместил свой автопортрет и придал черты своих русских
знакомых другим персонажам картины.
Сыграло свою роль и итальянское окружение Брюллова, которое могло ему
поведать о революционных бурях, прокатившихся по земле Италии в предыдущие
годы, о печальной участи карбонариев в годы реакции.
Грандиозная картина гибели Помпеи проникнута духом историзма, здесь
показана смена одной исторической эпохи другой, подавление античного
язычества и наступление новой христианской веры.
Ход истории художник воспринимает драматически, смену эпох как
потрясение человечества. В центре композиции упавшая с колесницы и
разбившаяся насмерть женщина олицетворяла, по-видимому, кончину античного
мира. Но возле тела матери художник поместил живого младенца. Изображая
детей и родителей, юношу и старуху мать, сыновей и дряхлого отца, художник
показывал старые, уходящие в историю поколения и новые, идущие им на
смену. Рождение новой эры на обломках старого, рассыпающегося в прах мира-
вот подлинная тема картины Брюллова. Какие бы переломы не приносила
история, существование человечества не прекращается, а его жажда жизни
остается неувядаемой. Такова основная идея “Последнего дня Помпеи”. Картина
эта – гимн красоте человечества, остающегося бессмертным во всех
круговоротах истории.
Полотно было выставлено в 1833 г. на Миланской художественной
выставке, оно вызвало целый шквал восторженных откликов. Видавшая виды
Италия была покорена. Ученик Брюллова Г. Г.Гагарин свидетельствует: «Это
великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм. Города, где
картина была выставлена, устраивали художнику торжественные приемы, ему
посвящали стихи, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами… Везде
его принимали с почетом как общеизвестного, торжествующего гения, всем
понятного и оцененного».
Английский писатель Вальтер Скотт (представитель романтической
литературы, прославившейся своими историческими романами) провел в студии
Брюллова целый час, о которой он сказал, что это не картина, а целая поэма.
Академии художеств Милана, Флоренции, Болоньи и Пармы избрали русского
живописца своим почетным членом.
Полотно Брюллова вызвало восторженные отклики у Пушкина и Гоголя.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом—пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают!..
-- писал Пушкин под впечатлением картины.
Начиная с Брюллова, переломные моменты истории стали главным предметом
русской исторической живописи, где изображались грандиозные народные сцены,
где каждый человек – участник исторической драмы, где нет главного и
второстепенного.
“Помпея” принадлежит, в общем, к классицизму. Художник мастерски выявил
на холсте пластику человеческого тела. Все душевные движения людей
передавались Брюлловым прежде всего на языке пластики. Отдельные фигуры,
данные в бурном движении, собраны в уравновешенные, застывшие группы.
Вспышки света подчеркивают формы тел и не создают сильных живописных
эффектов. Однако композиция картины, имеющая в центре сильный прорыв
вглубь, изображающая чрезвычайное событие в жизни Помпеи, навеяна была
романтизмом.
Романтизм в России как мироощущение существовал в своей первой волне с
конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Линия романтического в русском
искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для
искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников "Голубой
розы". Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты.
Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных
стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение
или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.
Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно
молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно
живёт в мировом искусстве.
в) Музыка
Романтизм в чистом виде – это явление западноевропейского искусства. В
русской музыке XIX в. от Глинки до Чайковского черты классицизма
сочетались с чертами романтизма, ведущим элементом являлось яркое,
самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет
тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два
композитора XX в., Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты
романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Поэтому
XIX в. называют веком музыкальной классики.
Время (1812 год, восстание декабристов, последовавшая реакция) наложило
отпечаток на музыку. Какой бы жанр мы не взяли – романс, оперу, балет,
камерную музыку – везде русские композиторы сказали свое новое слово.
Музыка России при всей ее салонной изящности и строгой приверженности
традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-
симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и
ритмическом строе русского фольклора. Одни - широко опирается на бытовую
песню, другие - на оригинальные формы музицирования, а третьи – на
старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.
Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. До
сих пор звучит и радует слушателей скромная искренняя лирика Александра
Александровича Алябьева ( 1787-1851). Он писал романсы на стихи многих
поэтов, но бессмертными являются “Соловей“ на стихи Дельвига, “Зимняя
дорога”, “Я вас люблю” на стихи Пушкина.
Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим
спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный сарафан”,
”На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.
Александр Львович Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и
педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно звенит
колокольчик”, “На заре туманной юности” и др.
Самое видное место здесь занимают романсы Глинки. Никто другой тогда
еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина,
Жуковского.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – современник Пушкина (на 5 лет
моложе Александра Сергеевича), классик русской литературы, стал
основоположником музыкальной классики. Его творчество – одна из вершин
русской и мировой музыкальной культуры. В нем гармонично сочетаются
богатства народной музыки и высочайшие достижения композиторского
мастерства. Глубоко народное реалистическое творчество Глинки отразило
мощный расцвет русской культуры 1-й половины XIX в., связанный с
Отечественной войной 1812 и движением декабристов. Светлый,
жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота выразительно-певучих
мелодий, разнообразие, красочность и тонкость гармоний – ценнейшие качества
музыки Глинки. В знаменитейшая опере “Иван Сусанин”(1836) получила
гениальное выражение идея народного патриотизма; моральное величие русского
народа прославляется и в сказочной опере “Руслан и Людмила“. Оркестровые
сочинения Глинки: “Вальс-фантазия”, “Ночь в Мадриде” и особенно
“Камаринская”, составляют основу русского классического симфонизма.
Замечательна по силе драматического выражения и яркости характеристик
музыка к трагедии “Князь Холмский”. Вокальная лирика Глинки (романсы ”Я
помню чудное мгновенье”, ”Сомнение”) -- непревзойденное воплощение в музыке
русской поэзии.
6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ
а) Живопись
Если родоначальницей классицизма была Франция, то “чтобы отыскать
корни… романтической школы, -- писал один из современников, -- нам следует
отправиться в Германию. Там родилась она, и там образовали свои вкусы
современные итальянские и французские романтики”.
Раздробленная Германия не знала революционного подъема. Многим из
немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они
идеализировали средневековье. Отдавались безотчетным душевным порывам,
рассуждали о брошенности человеческой жизни. Искусство многих из них было
пассивным и созерцательным. Лучшие свои произведения они создали в области
портретной и пейзажной живописи.
Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777—1810). Портреты этого
мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной
внутренней жизнью.
Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Он внимательно
разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьезного, полного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|