бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Понятие культуры по работе К. Юнга Архетип и символ бесплатно рефераты

Понятие культуры по работе К. Юнга Архетип и символ

Содержание

Введение

1. Культура.

2. Структура менталитета современности.

3. Сущность механизмов проявлении индивидом в окружающей его

действительности исходя из этнической принадлежности.

4. Анализ ценностей в системе западной и восточной концепции человека.

Заключение.

Введение

Данный реферат будет небольшой по объему. Попытался изложить общею

структуру культурологии по работе К. Юнга «Архетип и символ». При анализе

смысла культуры с ужасом убеждаюсь, что над горизонтом уже клубиться,

сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще боле грозной, войны еще

более опустошающей.

“А может все обойдется – чувство духовного голода обостриться,

поскольку он является единственным стимулом к самостоятельному познанию, к

размышлению”

“Системное” изучения специфики выражения посредством языка дает

возможность определить форму, особенности индивида, а также

психологический климат межнациональных отношений.

Динамика времени определяется и выражается господствующими в обществе

архетипами; смена времен означает смену архетипов или, по крайней мере,

способов их проявления. Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и

опосредованы социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными

представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение -

просто потому, что это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не

является предметом обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно

своего химического состава, к которому нужно заново адаптироваться или,

если это оказывается невозможным, качественно его менять. Сейчас, однако,

меняются не только формы социальной жизни больших коллективов - меняется

сам человек, меняются варианты судеб индивидов и коллективов и становится

несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и

Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие

раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся

доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную

харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения,

но все же открывая ее всем стремящимся.

Сознавая всю сложность задачи и понимая, что содержание проблем, их

выбор, структуру представления, форма подачи информации требует дальнейшего

совершенствования.

1. Культура

Культура – это результат деятельности каждого отдельного человека.

Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея

представления о культуре и потребность в ней.

Общество или государство могут только способствовать развитию, но они

никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры.

Немножко истории. Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно

обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Следовательно,

слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только

обработку, но и почитание. Позднее в ХVII в. понятие «культура»

обозначает результат деятельности общественного человека. В современности

термин «культура» связан с разнообразием различных определений – наука.

Культура, как жизнь: она существует лишь потому что, что она – разная,

однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.

Карл Густав Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских

предрассудков. Прежде всего К. Юнг изучал поведения индивида в различных

областях менталитета. Юнг выделял две крайности, которые, с его

точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия

человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических

культах, где личностное начало растворяется в коллективном

бессознательном. Другая крайность - это западное

индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, подавляется

коллективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг

развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и

бессознательного начал психики индивида через символическое

толкование и субъективное проживание своих архетипических структур таких

как:

Время и архетипы.

Динамика времени меняет не только формы социальной жизни больших

коллективов но и меняется сам человек, меняются архетипические варианты

судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама

природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента

воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении

узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем

желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь

из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее

всем стремящимся.

Поиск и первичное описание ведущих (активных) архетипов эпохи - задача

культурологии и философии, но без подробного изучения их влияния на психику

отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как

именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно.

Архетипы и модальности.

Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении человека не напрямую,

а через определенную модальность, то есть через качество происходящих

внутри и вне человека процессов.

Универсальные и частные архетипы.

Как правило, высшие архетипы не существуют поодиночке: они появляются

родственными группами (если угодно, кланами), тесно связанными друг с

другом, как на философском плане, так и в индивидуальной психологии, и

именно так, системно, их естественно описывать. Поэтому, учась правильно

балансировать соответствующие частные архетипы, человек если и не решает

свою наболевшую проблему кардинально, то, по крайней мере, существенно

оздоравливает больную почву, на которой она выросла.

Холистический архетип.

Этот универсальный архетип состоит из двух частных архетипов, глобального и

локального.

Глобальному архетипу соответствует взгляд на объект в целом, когда он

рассматривается как единая замкнутая система, существующая изолированно от

остального (внешнего) мира - это, если угодно, архетип рамки, которая

наводится на определенный фрагмент мира, отделяет его от окружающего

пространства глухой стеной и объединяет в единое целое, делая его при этом

моделью мира.

Локальный архетип рассматривает объект как выделенную часть (деталь)

некоторого целого, с другими частями (деталями) которого он связан

различными связями. При этом как целое само по себе, так и остальные его

детали, видятся словно в сильном тумане, как бы подразумеваются, а весь

фокус внимания направлен на данный объект.

Диадический архетип

Этот универсальный архетип также состоит из двух архетипов, которые в

китайской традиции называются инь (женское начало) и ян (мужское начало); в

западной традиции им приблизительно соответствуют понятия материи и духа.

Янское (мужское) начало традиционно описывается как активное,

стимулирующее, творящее, воплощающееся; иньское (женское) начало предстает

как инертное, реактивное (реагирующее на воздействия), восприимчивое,

подвергающееся воздействию, материал для творения (воплощения).

Таким образом, можно сказать, что ян воздействует, а инь подвергается

воздействию; при этом все, что относится к характеристикам воздействия, -

замысел, энергия, инструменты - суть янские атрибуты, а все, что относится

к объекту воздействия, - его качества, способы и аспекты реагирования -

суть атрибуты иньские.

Диалектический архетип

Этот универсальный архетип включает в себя три частных архетипа,

соответствующие трем фазам существования объекта: творению, осуществлению и

растворению.

Индивидуальность и модальности.

Каждый человек нуждается в обретении и раскрытии своей уникальной

индивидуальности (даже если он этого не осознает или вытеснил

соответствующую потребность в подсознание). Эта индивидуальность

проявляется, как правило, в тонкостях и акцентах, которые возникают

спонтанно и как бы ниоткуда, и окрашивают его поведение, мироощущение и

самовыражение в определенные тона и оттенки.

Архетипы и жизненные сюжеты.

Любой человек рано или поздно обнаруживает, что его жизнь не представляет

собой хаотического набора случайностей, но, наоборот, подчинена

определенным закономерностям, или сюжету, выйти за рамки которого

чрезвычайно трудно, если вообще возможно. При этом фактическое наполнение

жизни может меняться, но некоторые психологически наиболее существенные ее

черты и закономерности сохраняются, несмотря ни на что.

Проработка универсального архетипа

Таким образом, работа человека, заключающаяся в отслеживании и правильном

использовании модальностей высших архетипов, может привести к изменению

даже глобальных жизненных сюжетов.

Конечной целью индивидуального развития является достижение

личностной целостности и неповторимости.

Развитием культуры сопровождается стремлением осознать, понять и

оценить как единый процесс – культурная система.

Какая же система взглядов на личность, на ее ценность, на ее права и

долженствование, на пути ее совершенствования будет способствовать

водворению нового психологического климата, ускорит наступление этого

“золотого” века?

Именно в том факте, что личность содержит единородные с Божеством

способности творчества и любви, заключена ее абсолютная ценность.

Относительная же ценность зависит от стадии ее восходящего пути, от суммы

усилий – ее собственных и Провиденциальных, затраченных на достижение ею

этой стадии, и от того, в какой степени она эти способности богосотвочества

и любви выявляет в жизни.

Последние века западных культур, столь богатые проявления гениальности

во всех областях искусства, в науке и философии, научили нас многому:

отношению к человеческому творчеству и уважению к человеческому труду.

Безрелигиозный дух способствовал тому, что: человеку – творцу сделалась

свойственная гордыня своим творческим баром, как если бы самый этот дар он

создал в себе сам.

Впрочем, эта самость создала себе гнездо не столько в душах подлинных

гениев и тем более духовных вестников, сколько в ряду второстепенных

деятелей наук и искусств.

2. Структура менталитета современности

Понятие «ментальность» появилось в современной отечественной

психологической науке сравнительно недавно. Большой словарь Уэбстера дает

два значения данного слова:

- интеллектуальный потенциал индивида;

- способ мышления, свойственный определенному социуму.

Ментальность определяется как характеристика либо одной личности, либо

определенного общества или сообщества в целом. Существенный вклад в

разработку проблемы ментальности внес К.Г.Юнг. Предложенный им термин

«архетип»( греческое слово архетип в переводе означает первообраз) по

своему содержанию близок к менталитету. Динамика времени определяется и

выражается господствующими в обществе архетипами; смена времен означает

смену архетипов или, по крайней мере, способов их проявления и акцентуации.

Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и опосредованы

социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с

которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что

это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не является предметом

обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно своего химического

состава, к которому нужно заново адаптироваться или, если это оказывается

невозможным, качественно его менять. По этой причине не вдаваясь в их

анализ, под менталитетом будем понимать определенную совокупность тех

компонентов сознания, которые обусловливают его структурную целостность и

качественную социальных (этнических) общностей.

В структуре менталитета, представленного на рис.1, его компоненты

образуют диалектические взаимосвязанные и взаимодействующие крайне острые

противоречия, различные ментальные типы и соответственно отражают

этнические особенности общества. С одной стороны, ментальность является

результатом взаимодействия последнего с менталитетом, с другой – врожденные

способности делают его предрасположенным к конкретным типам поведения и

деятельности. Но реальное формирование ментальности происходит под

Структура менталитета. Рис.1.

непосредственным влиянием среды. Понятие среды включает в себя эпоху и

место проживания, культуру, религию и философию общества.

По этой причине имеет смысл выделить в качестве основных элементов

содержания менталитета общества ряд таких особенностей общественного

сознания, как :

- действенность общества как духовной основы объединения народов

различных уровней (таких как доктринальная – определяющий,

философский – доминирующий и психотехнический – имплицированный);

- влияние культурной системы связывающие обширные массы типичных

личностей и групп людей этнической общности;

- политика общества с системой отношений;

- харизматическое отношение к власти.

Процесс влияния менталитета функционально обеспечивает:

- передачу информации о системных свойствах этнической общности,

позволяющих этнофорам адекватно реагировать;

- систему способов оценки и взаимодействия в виде готовности

предрасположенностей и установок к определенному поведению,

мыслями, чувствами и восприятию мира;

- фильтрацию системы воздействий посредством определения их

соответствия менталитету с последующим их восприятием, модификацией

или отторжением;

- границы раскодирования представляемой информации.

В контексте изложенного ментальность приобретает ряд объективированных

характеристик, представляющий интерес с точки зрения выявления

особенностей специфических культурных условий, в которых мы живем. В

действительности культурные условия не только придают тот или иной вес и

окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их

форму.

Национальная психология в последние годы вызывает все больший интерес,

который объясняется не только связанное с расширением международных

контактов, а требует разработки новых подходов в изучении нацеленных,

прежде всего, на выявление и раскрытие сущности этнопсихологических

феноменов. По мнению большинства исследователей национальной психологии, ее

структура выражает структурообразующую сторону этнопсихологии, а

национально-психологические особенности – динамическую. Именно исследование

динамической стороны этнопсихологии дает возможность понять состояние того

или иного современного этноса и выявлять направления его развития в

культурного процесса.

Психология нации как явление представляет собой компонент

общественного сознание, и включают в себя психические черты и свойства,

совокупность которых позволяет изучать системный подход к культурологии. В

конечном счете данное, или модель, соотноситься с реальным положением

культуры, на основе чего могут выть выработаны рекомендации, шаги

практических действий.

Важное место в структуре психического склада нации занимает

национальное чувство, которое придает своеобразную окраску любому

межэтническому контакту и определяет эмоционально-оценочное отношение к

Страницы: 1, 2