бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Питирим Сорокин бесплатно рефераты

Питирим Сорокин

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

АГУ им. Абая

Кафедра: Социологии

Реферат

На тему:

Питирим Сорокин

Выполнила:

Студентка 2 МТР

Михайлова А.Н.

Проверил:

________________

Алматы 2001 г.

Содержание:

V Введение

V “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина

V Юность

V Революционная деятельность, студенческие годы

V Научная и преподавательская деятельность

V Взгляд на общество

V Последние годы жизни в России

V “Американский” период жизни П.Сорокина

V Литература

Введение

Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества

направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и

законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и

закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача

социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся

социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу;

Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического

характера, реализовать идеал "описательной науки".

Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и

социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные

модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения

социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда

присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные

ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и

неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России

не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией

российской социологической мысли.

В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих

собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она

испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного

аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И

несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,

появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных

социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по

социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,

появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

«Русский» период жизни и творчества П. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог

20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с

начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже

около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из

мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского

уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми,

крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник

приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом

на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился

грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской

второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-

учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой,

помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию

социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я

познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители

культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных

политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики),

монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря

контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и

стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе

неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”

Юность

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п.

Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после

освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. “зайцем”

проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и

поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране

кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких,

как “Вестник Знания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и

гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по

совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и

Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы,

когда студент был лектором.

Революционная деятельность, студенческие годы

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди

студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание

ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г.

был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных

работ, из которых многие, в частности книга “Преступление и кара, подвиг и

награда”, обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки.

В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них

такие, как “Анатомия национальностей и единство государства”, “Формы

правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др.

Научная и преподавательская деятельность

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к

профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала

1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации

была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с

Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических

событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После

ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской

крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После

освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания

и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской

миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась

успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах.

Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и

самом себе и избавился от многих “соблазнительных иллюзий”. Именно тогда,

вероятно, им было написано его “отречение” - открытое письмо, в котором он

признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии

эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к

расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на

допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”.

По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской

ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина

закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в

Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце

1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина

возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована

работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на

публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,

на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру

социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность

людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной

деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы

основные задачи изучения социологии”

П.А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях

огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую

общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество…

Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация

продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы

хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она

следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными

бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить

совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой

практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.

Взгляд на общество

Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и

взаимоотношения в нем. Для этого он использовал свои методы.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с

точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального

явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной

комбинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех

сил, которыми оно вызывается и определяется.

3. социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные

исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с

точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную

политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал

Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,

опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы

человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их

сообразно поставленным целям”.

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к

описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они

существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что

простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух

индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,

их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,

химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп

являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2) взаимодействие сходных и несходных лиц

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,

организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,

сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,

образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной

группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья

или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это

представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих

людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется

из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и

длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и

антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных

и волевых”.

“Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на

очерченные процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей

представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство...

Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание

рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно

существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,

взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой

суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность

взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.” “Всякую группу

людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным

единством или короче коллективом”.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения

и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и

распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические

2. биологические

1. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и

бессознательный) установления организации группы и обычные приемы

поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь

представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и

исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает

существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между

частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к

исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её

другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,

а означают только, что форма, порядок и организация последнего

изменилась!”

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он

подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено

из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного,

единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества

групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями

последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные

группы. Сложные группы бывают:

> а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

> б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба любого

населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких