бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Панк как субкультура бесплатно рефераты

Панк как субкультура

Российский государственный торгово-экономический университет

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Культурология

на тему: « Панк как субкультура»

выполнила: Стромская О.П.

группа: РГБ-13д

преподаватель: Ефимова И.Н.

Москва 2003

План работы.

1. История панка.

2. Стрейт-эдж.

3. Эволюция панка.

4. Скейтбординг.

Панк как субкультура

История панка

Для того чтобы понять внешнее проявление данной субкультуры, стоит

познакомиться с историей формирования панковской идеологии и возникновения

панка.

Punk - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом

значении слово встречается в пьесе У. Шекспира "Мера за меру". В Америке в

начале XX века его относят уже к заключённым - "шестеркам". Позже слово

вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь",

"гнилье", "отбросы". Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком".

Он появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones

возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно

варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в

основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами

доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить -

впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась "своя" музыка.

Респектабельные и совершенно безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола

Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на

рубеже 60-х годов, испугавшись, как бы рок-революция не зашла слишком

далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи

лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах дух свободы

помыслов и действий.

Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в историю рок-

музыки под вышеупомянутым названием "гаражного рока". Откуда появилось

такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы

репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было деваться.

"Гаражные" панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов

и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их

творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории

(школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет

едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы одну

грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали

возможность раскрепоститься от заложенной обществом и родителями

закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому

вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу.

Сегодня судить о "гаражном роке" можно только по немногим уцелевшим

записям тех лет. Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп

60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом числа

музыкальных групп и расширением границ рок-музыки, переходом к

прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками

новых стилей и направлений, которые были предопределены стремительным

прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967

года все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными в

прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х годов течения,

идейно близкого гаражному року, не существовало. Однако стремление играть

простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покидало отдельных

представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная

бескомпромиссность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля

оказались щедро разбросаны по всей Америке.

Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте,

где во второй половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и

Iggy and the Stooges. Эти ансамбли со временем стали общепризнанными

предтечами панк-рока 70-х годов. MC5 (Motor City Five - "Пятерка из города

моторов", то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США)

обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой

музыкантов выражался в текстах песен и поступках исполнителей. Их

деятельность в общих чертах очень походит на классический вариант более

поздней панк-группы, за исключением маленькой детали: MC5 в духе 60-х годов

были уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что угодно...

Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более

удивительным ансамблем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и

лозунгов типа "непротивления злу насилием", они поднимали в своих

произведениях темы, на которые было наложено табу: половые извращения,

растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость

общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи.

Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти от них

в мир собственных иллюзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground

явственно слышалось разрушающее действие современной цивилизации, звучал,

что называется, набат.

Stooges олицетворяли собой третью составную часть панк-рока -

визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене: он

мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать себе грудь до

крови, или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны. Первое

выступление Iggy Pop & the Stooges в 1967 году в городе Эрр Арбор (штат

Мичиган) описывается американскими критиками таким образом: "Игги извивался

всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу

кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом

с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под примитивный

и очень громкий рок".

К счастью или к сожалению, но в те годы заряд ненависти, выплеснутый в

эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушателей

тогда не приняли ни музыки, ни идей MC5, Velvet Underground и Stooges.

Мнение было общепризнанным: хуже не бывает. Однако среди американской элиты

нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп. Среди

них были вполне известные в США личности: например, авангардист, художник

поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл, который на первых порах взял "под свое

крылышко" Velvet Underground. Может быть, богемные "мальчики" просто

пресытились роскошной и беззаботной жизнью и решили вкусить чего-нибудь

эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое: интеллектуальная богема

оказалась в состоянии первой почувствовать обострение застарелого кризиса в

развитых странах мира, особенно в США: кризиса морали, человеческих и

общественных взаимоотношений, кризиса власти. Волна наркомании,

захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного

провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не привели к

уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия по прежнему не

желала расстаться с идеей о "мировой революции", жестокий экономический

кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт - вот вехи

разочарования молодежи в собственном обществе и в тех кто им управляет.

Факел, зажженный "гаражниками" и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом,

подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-

Йорка. Они собираются по вечерам в двух клубах - "CBGB" и "Max's Kansas

City". Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Talking Heads, New

York Dolls, Ramones, которые представляются теперь первыми панк-музыкантами

второй, настоящей волны панк-рока.

Пока деятельность американских панков не выходит за границы клубных

вечеринок. Они остаются в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке

и авангардистской литературе - символизме, футуризме. В общем,

интеллигенция развлекается. Ничего страшного. Так все и думали, пока гроза

панк-рока не грянула над Великобританией два года спустя - в 1976 году.

Англичане точно скопировали американцев - и ошеломили респектабельную

Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю. А

всему зачинщиком стал не очень известный содержатель лондонского магазина

супермодной одежды и побрякушек Малькольм Макларен. В самом конце карьеры

New York Dolls он подвизался у них в качестве менеджера, тонко уловил

основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил использовать этот опыт

на родине. Результат получился ошеломляющим. Назывался он - Sex Pistols.

Несмотря на то, что многое в британском панке действительно воспринимается

с трудом, кажется диким, необузданным, подчас каким-то животным порывом, он

видится закономерным явлением как в жизни современного общества, так и в

рок-музыкальной субкультуре. Панк стал реакцией "поколения без будущего" не

только на нелегкие условия жизни и невозможность полной реализации духовных

сил, но одновременно с этим и потребительско-мещанской сущности на

интенсификацию общественно-политических и информационно-технологических

процессов. Очень быстро он превратился в протест - форму, подходящую для

любых столкновений на любой почве: идеологической, социальной, музыкальной.

Поначалу напуганные власть имущие объявили панков хулиганами. Но когда

хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому - бунт. Причем бунт этот

возник из трансформированного конфликта "отцов и детей". Поразительно:

детей не устраивали те отцы, которые когда-то, 20 лет назад, повздорили с

собственными родителями. Вспомните появление рок-н-ролла. А теперь уже

новоявленные панк-бунтари из группы Generation X пели: "Пытаюсь выкинуть из

головы всякое воспоминание о вашем поколении. Использую любую возможность

для этого. Цель оправдывает средства. Ваше поколение ничего для меня не

значит."

Однако теперь все было куда сложнее. Старые мечты рухнули - новым никто

не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и

нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей

с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того,

чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже

послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года

добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума.

Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков. В кожаных куртках и

нарочито разорванных джинсах на коленках, со шпильками в ушах и кольцами в

носу, бритоголовые или ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с

размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через

плечо на манер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы и кафе. Они

хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и

задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в

котором родились и выросли. Философия панков была философией "потерянного

поколения", простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями.

Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на

жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего не стало. Об этом,

например, пели Sex Pistols: "Боже, храни королеву! Ведь это фашистский

режим. Он сделал из тебя болвана - потенциальную водородную бомбу. Боже

храни королеву! Ведь она не живое существо. И нет будущего в мечтах

англичан. Нет будущего, нет - для тебя. Мы - цветы в мусорном ящике. Мы -

яд человечества. Мы - будущее. Ваше будущее."

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе,

установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль

оказалась повернутой на 180 градусов: все, что считалось аморальным у

нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением

"нравственности". Это отчетливо выразила группа Slits в песне "Враг номер

1": "Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я

буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты

дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я

принесу ножи и цепи."

Этакий дух противоречия встает за этими строками. Высмеять все привычное

и устоявшееся, разрушить создаваемое веками, раз оно на пользу не всем, а

лишь тем, кто в бриллиантах, - так и пробила себе дорогу идеология панков -

идеология противления злу насилием... над собой и окружающими. Но здесь

важно отметить, и об этом еще будет сказано ниже, что нового внес панк-бунт

в молодежный рок-протест по сравнению с предыдущими годами и даже "первой

рок-революцией". Удар наносился не только и не столько по знакомым

"мишеням" - религии и так называемой буржуазной морали, что обычно

выливалось в пропаганду секса и свободной любви, но и по основным

общественным устоям вообще - истеблишменту, милитаризму, королевской семье

и т. д. Это, например, звучит у Clash. Вот слова из песни "Белое

восстание": "Вся власть у тех, кто в состоянии купить ее. Мы ходим по

улицам, как цыплята... И все делают то, что им говорят. Я хочу, чтобы

восстали люди с белым цветом кожи. Белое восстание - мое восстание."

Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 года началась

вторая рок-революция. В этот день в Лондоне в Колледже искусств Святого

Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля с вызывающим

названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять композиций собственного

сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество.

Концерт длился 10 минут. Несмотря на неудачи, о Sex Pistols заговорили. В

основном благодаря скандалам, которые сопутствовали появлению музыкантов в

любых местах. Их ругали и костили, как никого еще не ругали и не костили в

рок-музыке. "Мелоди Мейкер", ведущий английский еженедельник, обрушился на

них с разгромной рецензией. Ответственный работник корпорации грамзаписи

"WEA" Дейв Ди в интервью дал им такую оценку: "С музыкальной точки зрения

это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины - поэтому

у меня не может проснуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого

направления есть хоть какое-нибудь будущее". А великий труженик рок-музыки

Фил Коллинз небрежно отмахнулся: "Да у них просто нет таланта". Конечно! И

даже больше: у них не только не было таланта - они играть-то на музыкальных

инструментах умели кое-как. В этом и заключалась идея панк-рока! Они играли

свои песни не ради музыки, или развлечения, или денег, а ради таких же, как

они сами, уличных мальчишек и девчонок. Они одевались так же, думали так

же, действовали (читай: хулиганили) так же. Плоть от плоти - улица (между

прочим, так начинали многие рок-борцы: Beatles выходили на сцену с

унитазными сиденьями на шее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую

аппаратуру, Rolling Stones выгоняли из ресторанов и отелей за внешний вид -

они были героями своего поколения. Они одевались так же, как все, были

рядом и доступны. Это покорило молодежь. Равенство и братство - наивно и

немного романтично, но, возможно, так оно и было. А кто же еще мог стать во

главе молодежи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против

всего"? Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли

в тоннах электроинструментов и другой аппаратуры, их опусы в домашних

условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или

Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led

Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках,

Страницы: 1, 2