бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основные достижения культуры Древнего Китая бесплатно рефераты

Основные достижения культуры Древнего Китая

Южно-Сахалинский Институт Экономики Права и Информатики

ДОКЛАД

По дисциплине: “Культурология”

На тему: «Основные достижения культуры Древнего Китая».

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы ЭП-11

SQWELL

Преподаватель:

Г. Южно-Сахалинск.

2004 год.

ПЛАН

I.

ВВЕДЕНИЕ................................................................

.................................3

II.

ПИСЬМЕННОСТЬ............................................................

....................…3

III. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.........................3

IV. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:

1.

КУЛЬТЫ..........................................................

....................4

2.

КОНФУЦИАНСТВО...................................................

......5

3.

ЛЕГИЗМ..........................................................

....................5

4. КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И

ОБРАЗОВАНИЕ....................................................

.............6

5. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР

ЖИЗНИ

КИТАЯ..........................................................

.....7

6. ДАОСИЗМ И

БУДДИЗМ..........................................................7

7.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО...............................................

.8

8.

СЕКСТАНСТВО.....................................................

............9

V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:

1. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...........................9

2. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ.....................................10

3. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ....................11

4. ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ....11

5. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН....................................12

6. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

СУН.........................................12

7. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

МИН........................................13

8. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

ЦИН.........................................14

V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................

.............................15

VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ЛИТЕРАТУРА...........................................................16

Введение.

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и

отличается не только богатством своих материальных и духовных

ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные

войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура

Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру

завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала

своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох

оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и

разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и

ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия

Китая.

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-

политическими, экономическими и другими особенностями данного

исторического периода и представляет собой определённый этап

развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько.

История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до

н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода

династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь

и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических

периода: период Южных и Северных династий и период объединения

Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв.

включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а

также период монгольских завоеваний и правления династии Юань.

Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а

также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской

династии Цин.

Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой

посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство

свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше

яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на

которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.

Письменность.

Изобретение письменности является важнейшим признаком того,

что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху

цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить

процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической

письменности.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких

бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге,

впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с

этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных

текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись

знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее

большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения

предметов или сочетания изображений, передающих более сложные

понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В

китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться

отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие

слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными

иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть

и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго

классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной

письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы,

рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу,

прежде всего историческую.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145

- 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским

настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не

могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие

историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии

к полководцу, оклеветанному перед императором Уди, Сыма Цянь был

приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее,

он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью -

завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё

замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) -

сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от

древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую

китайскую историографию, но и на общее развитие литературы

В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В

элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика

поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью

и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре

создан труд “ История династии Хань” и многие другие.

КУЛЬТЫ

Сохранившиеся литературные источники, по большей части

произведения так называемой классической литературы древнего Китая,

позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской

религии, философии, права и возникновение очень древних социально-

политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении

целого тысячелетия.

Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех

народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа

природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей

мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но

китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не

Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная,

строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя

слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.

Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует,

кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с

буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория

религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской

трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая

Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому

Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией

верховной всеобщности в Китае.

Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один

существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент -

незначительная и социально не существующая роль духовенства,

жречество.

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной

структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи

Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они

почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том

числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди

этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное

божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди

воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего

народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций

первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль:

именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к

усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании

культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы

Китая.

У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание

Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил

Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо

перешло представление о прямой генетической связи божественных сил

с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул

сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу

Небо в его основной функции верховного контролирующего и

регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём

культу этого божества был придан не только сакрально-теистический,

сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает

недостойных и вознаграждает добродетельных.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -

прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого

культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми

человеческими жертвами.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли,

тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и

шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае

сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской

цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий

рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный

накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и

умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не

духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее

бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие

свои административные функции, частью которых были регулярные

религиозные отправления. Все эти специфические особенности,

складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за

тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к

восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в

историю под наименованием конфуцианства.

КОНФУЦИАНСТВО

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху

больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский

Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.

Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве

модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя

важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством

долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и

искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов

(ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного

Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный

социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций

сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы

видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -

государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире

хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права

и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно

состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто

трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и

второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. )

считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной

древности.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было

строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,

наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего,

подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию -

это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,

что это учение базировалось на слегка изменённых древних

традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым

тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали

его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный

традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и

налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были

справедливее, и правители мудрее...

ЛЕГИЗМ

В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в

Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,

конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.

Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления

Страницы: 1, 2, 3