бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Определение культуры, роль личности в ее развитии бесплатно рефераты

Определение культуры, роль личности в ее развитии

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «КУЛЬТРОЛОГИЯ»

на тему:

«Определение культуры, роль личности в ее развитии»

Выполнила: МОЛЬКОВА Юлия Викторовна

группа 32юсв

Проверил: ВАВИЛОВА И.В.

Санкт-Петербург

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

КУЛЬТУРЫ. ……………………………………………………..2

2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

КУЛЬТУРЫ………………………………………………………4

3. ЗАКОННОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…………....5

4. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ ……….……………8

5. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ………………………… ..…………………...11

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………13

7. ЛИТЕРАТУРА……….………………………………………….15

1.ВВЕДЕНИЕ:

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)

издавна применяется для обозначения

того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин

употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной

научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты

по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста

основных определений и сгруппировали их следующим образом:

Описательные определения - это определения которые восходят в своей основе

к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя

книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и

природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию,

которые складывались веками.

Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального

наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития

человечества. Генетические определения примыкают к историческим и

утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее

входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от

поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,

взгляды, верования.

Нормативные определения акцентируют значение принятых

2

правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемый

социальным окружением.

Ценностные определения - культура - это материальные

и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции

поведения.

Психологические определения исходят из решения человеком определенных

проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление

людей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтому

складывается из всех результатов такого приспособления.

Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому

человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Структурные определения выделяют важность

моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой

систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и

нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных

потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

культуры.

Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,

переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с

помощью слов или подражаний.

Символические определения: культура – это организация различных феноменов

(материальных предметов, действий,

3

идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные

черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и

деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,

избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально

воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств

не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые

имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции,

Киевской Руси или современной России.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

КУЛЬТУРЫ

Историю можно рассматривать как целесообразную деятельность людей и

такой деятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такое

культура?

Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видов

преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов

этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир

ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические,

эстетические и др. системы.

Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие

исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под

материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и

форм их производства и способов овладения ими.

4

Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления,

сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов

деятельности по созданию духовных ценностей.

Но обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальный

характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она

неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без

культуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то или

иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е.

совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства.

Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной : сильной

или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного

исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается

человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,

нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных

теории культуры.

Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость

каждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально,

исходя, скажем, из механистической причинности, а только иррационально,

посредством мистического проникновения в их божественную первопричину. Но

существует ли некая божественная первопричина культуры?

В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил

5

перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к

высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на

большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе

каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя

только то, что соответствует ее характеру и особенностям. С течением

времени возможности модели исчерпываются и она уже не может оказывать