Определение культуры, роль личности в ее развитии
Определение культуры, роль личности в ее развитии
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «КУЛЬТРОЛОГИЯ»
на тему:
«Определение культуры, роль личности в ее развитии»
Выполнила: МОЛЬКОВА Юлия Викторовна
группа 32юсв
Проверил: ВАВИЛОВА И.В.
Санкт-Петербург
1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ. ……………………………………………………..2
2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
КУЛЬТУРЫ………………………………………………………4
3. ЗАКОННОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…………....5
4. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ ……….……………8
5. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ,
ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ………………………… ..…………………...11
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………13
7. ЛИТЕРАТУРА……….………………………………………….15
1.ВВЕДЕНИЕ:
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для обозначения
того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин
употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной
научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты
по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста
основных определений и сгруппировали их следующим образом:
Описательные определения - это определения которые восходят в своей основе
к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя
книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и
природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию,
которые складывались веками.
Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального
наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития
человечества. Генетические определения примыкают к историческим и
утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее
входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от
поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,
взгляды, верования.
Нормативные определения акцентируют значение принятых
2
правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемый
социальным окружением.
Ценностные определения - культура - это материальные
и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции
поведения.
Психологические определения исходят из решения человеком определенных
проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление
людей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтому
складывается из всех результатов такого приспособления.
Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому
человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
Структурные определения выделяют важность
моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой
систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и
нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)
культуры.
Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,
переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с
помощью слов или подражаний.
Символические определения: культура – это организация различных феноменов
(материальных предметов, действий,
3
идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные
черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и
деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,
избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств
не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые
имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции,
Киевской Руси или современной России.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
КУЛЬТУРЫ
Историю можно рассматривать как целесообразную деятельность людей и
такой деятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такое
культура?
Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видов
преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов
этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир
ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические,
эстетические и др. системы.
Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие
исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под
материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и
форм их производства и способов овладения ими.
4
Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления,
сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов
деятельности по созданию духовных ценностей.
Но обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальный
характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она
неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без
культуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то или
иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е.
совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства.
Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной : сильной
или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного
исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается
человечество, от возможностей, которыми оно располагает.
3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,
нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных
теории культуры.
Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость
каждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально,
исходя, скажем, из механистической причинности, а только иррационально,
посредством мистического проникновения в их божественную первопричину. Но
существует ли некая божественная первопричина культуры?
В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил
5
перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к
высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на
большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе
каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя
только то, что соответствует ее характеру и особенностям. С течением
времени возможности модели исчерпываются и она уже не может оказывать
|