Обряд бракосочетания на Руси
Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким
иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители
невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и,
расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать?
Давайте свадьбу стряпать!)
При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого,
включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана
недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда,
постельное белье.
Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи
приданого обычно через неделю назначались смотрины.
Смотрины.
Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В силу
того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли жениться
на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать
себе невесту из подданных.
У русской красоты было:
Белое лицо, как бы белый снег,
Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,
Черные брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены;
Ясные очи, как бы у сокола…
Она ростом то высокая.
У ней кровь-то в лице словно белого зайца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки…
Ходит она словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день…
Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое
понятие о физическом цветущем здоровье.
В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему
способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера,
благотворительные мероприятия.
Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в
театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой
ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю,
«запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли
тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На
смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители
выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин
устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не
велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на
который можно было либо согласиться, либо нет.
Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и
круговой обход стола.
Сговор.
После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в
предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки.
Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное
веселье,
т. к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух
семейств.
Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать
женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить
сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в
документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от
брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему
супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался
дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.
В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты.
Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом.
Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на
почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о
причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после
чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в
такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее
должны выдать и дать за ней такое-то приданое.
При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее
близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты
подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених
невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств.
Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и
венчанием проходило несколько месяцев.
Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после
помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До
помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.
Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской
среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и
невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту
и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.
В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме
родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и
влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и
невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по
степени знатности, подходили с официальными поздравлениями.
Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без
присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли
жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся
отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.
Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте
кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд
вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха.
Девишник имел место только у групп населения наиболее близких к
крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и
прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед
свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к цыганам
песни.
И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов,
инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было
освятить союз.
День свадьбы.
В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть
невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоилась фата,
восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца – если ими не
обменялись при помолвке. После принесения шкатулки начиналась подготовка
невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала. Платье –
обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае – любого цвета, кроме
черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье в Париже. Фата –
длинная и широкая. Головной убор – венок из цветов померанца и миртовых
веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой
родственник. Он же и подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки,
провожал до свадебной кареты и нес шлейф. Жених военный облачался в
парадный мундир, штатский – в черную фрачную пару с белым галстуком и
белыми перчатками.
Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если
предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было.
Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не
обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь.
Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во
время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное
застолье.
Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в
экипаж вместе со свахой, девушками-провожаткамии и мальчиком-светчим,
которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят
аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и
освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник
отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха
становились справа.
Венчание
Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо
весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении
молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из
цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые
песни и устраивали веселые игры.
Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили
вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до
наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».
С приходом христианства народное венчание было заменено церковным -
церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра
I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи
считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание
всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста,
накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания
состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник
при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их
добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во
время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет
общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой
вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты,
священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем
молодые обмениваются обручальными кольцами.
Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами,
цветами и колокольчиками.
Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками,
сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и
только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или
вечеринка со свадебным столом.
В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся
из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать –
каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали
благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании
церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а
гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На
поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с
подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно
сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал
застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был
поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».
На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для
устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели
под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой
весьма рискованного содержания.
На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и
на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю
этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-
минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому
поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями
и десерт.
Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные»
письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное
значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме,
образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался
цикл городской свадьбы.
Заключение.
Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных
задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак –
одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание
совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего
обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба,
утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е.
заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В
западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку
относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении
столетий.
Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным
средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое
(обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих
членов народа друг с друга.
Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения
событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется
соответствующим образом.
К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после
Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета.
Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не
прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную
регистрацию в районом загсе и скучный банкет в ресторане, нередко
заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю
жизнь праздника.
Список использованной литературы.
1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,
1985.
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.
3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.
4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.
М., Наука, 1990.
5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского
народа. М., 1996.
6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.
7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.
8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.
-----------------------
[1] Вардиман Е Женщина в древнем мире. М., с. 27, 1990
[2] Там же, с. 41
[3] Энциклопедия обрядов и обычаев, Санкт-Петербург, 1996, с. 112
[4] Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.
М., 1996, с. 125
Страницы: 1, 2
|