Нидерландская живопись 16 века
Нидерландская живопись 16 века
Реферат по культурологии
на тему: «Нидерландская живопись XVIв.»
Нидерландская живопись, пройдя путь своеобразного национального и в
общих чертах единого развития от Яна ван Эйка до Мемлинга, в XVI веке
представляла собой сложное, противоречивое, носящее международную окраску
явление. Долгое время считали, что по сравнению с искусством двух великих
столетий – предшествовавшего и последовавшего – нидерландская живопись XVI
века находилась в состоянии упадка. Однако в результате исследований
последних четырех-пяти десятилетий было обнаружено множество новых
материалов, произведена переоценка прежних суждений, и стало ясно, что и в
этом столетии рождались превосходные и многообразные художественные
достижения, так что прежнее невысокое мнение об искусстве этого периода
выглядит необоснованным.
В сложившихся в XIX веке художественных собраниях нидерландская
живопись XVI века представлена, как правило, значительно слабее, чем,
например, живопись последующего периода, что в значительной степени связано
с характерной для прошлого столетия недооценкой ее. Фламандское и
голландское искусство XVII века больше отвечало вкусу и эстетическим
взглядам прошлого столетия, чем сложное, проблематичное и в значительной
мере маньеристское искусство XVI века. Так что в собрании Эстерхази,
которое составило самую ценную и значительную часть Галереи старой живописи
будапештского Музея изобразительных искусств, нидерландское искусство
рассматриваемого столетия почти не представлено, за исключением нескольких
художников-пейзажистов самого конца XVI – начала XVII века. Большая часть
материала нидерландской живописи XVI века, имеющегося в Музее
изобразительных искусств, является результатом закупок и пожертвований.
Численно этот материал невелик, и, к сожалению, многие выдающиеся мастера,
как например, Скорель, Флорис, Конинкслоо, Паулус Бриль в нем не
представлены. Творчество Квинтена Массейса, Босха, Госсарта и Лукаса ван
Лейдена также представлено лишь копиями и работами их учеников.
В 1508 году художник Ян Госсарт в составе свиты герцога Филиппа
Бургундского приехал в Рим, чтобы, выполняя волю своего мецената, сделать
там рисунки с античных скульптур. Эта поездка явилась как бы вступлением к
тем большим и тесным связям, которые возникли в ходе XVI века между
нидерландским и итальянским искусством. Уже в XV веке многие нидерландские
живописцы ездили в Италию, однако эти поездки не оказали существенного
влияния на развитие искусства их родины. В XVI веке поездка в Италию стала
для художников почти что обязательной, превратилась в основное требование
хорошей художественной подготовки, стоящей на уровне современных той эпохе
требований. Проникновение иностранного – итальянского – влияния в
нидерландское искусство оказалось возможным и даже необходимым отчасти
благодаря притягательной силе блестящих достижений итальянского Ренессанса,
отчасти же благодаря постепенному наступлению застоя в развитии
нидерландской поздней готики. Первые признаки этого художественного кризиса
можно было наблюдать уже в 1470 – 1480-е годы в работах малых фламандских
мастеров.
Пример итальянского искусства сыграл большую и важную роль в поисках
пути, выводящего из средневековых условностей, из закостенелого
традиционализма, превратившегося в рутину, пути, ведущего от устаревших
изобразительных средств к новому художественному мировоззрению и новой
практике. Покоряющая сила итальянского Ренессанса таилась в том, что для
тех больших общественных, экономических, мировоззренческих и культурных
преобразований, которые в XV – XVI веках в большей или меньшей степени
охватили всю Европу, итальянцы создали такие общедейственные и вместе с тем
стоящие на высоком уровне философские, литературные и художественные формы
выражения, которые могли послужить побудительной силой и образцом для всех
культурных народов. Так, применяя в изобразительном искусстве
основывающееся на математике понятие перспективы, учение о пропорциях
человеческого тела и теорию цвета, итальянцы достигли таких результатов,
которые вызвали революционное преобразование всего изобразительного
искусства. В 1508 – 1509 годах, когда Госсарт находился в Риме, итальянский
Ренессанс достиг своей вершины: Леонардо уже создал кар тины для «Битвы при
Ангиари», Рафаэль работал над фресками ватиканских станс, а Микельанджело
расписывал потолок Сикстинской капеллы. Однако поразительные достижения
итальянского Ренессанса не оказали на Госсарта особого воздействия.
Позднеготические, коренящиеся еще в традициях XV века художественные
взгляды фламандского художника слишком сильно отличались от мировоззрения,
нашедшего выражение в шедеврах зрелого Ренессанса, для того, чтобы могло
проявиться плодотворное влияние последнего. Подобно большинству
нидерландских художников своего времени, Госсарт лишь медленно, постепенно
и при посредстве, главным образом, произведений Дюрера и итальянских
гравюр, подошел к тому, что стал понимать и использовать в своем творчестве
великие достижения Ренессанса. Сперва в нидерландском изобразительном
искусстве стали встречаться элементы ренессансной архитектуры и орнамента,
позднее появились и новые, классические по темам произведения, и
одновременно с этим начались эксперименты по решению в новом духе и
живописных задач.
В творчестве Госсарта первые серьезные признаки этих изменений
обнаруживаются только через семь лет после его поездки в Рим, когда он
начинает писать небольшие по размеру картины на мифологические темы.
Духовная атмосфера, сложившаяся в миддельбургской, а позже утрехтской
резиденциях покровителя Госсарта – герцога Филиппа Бургундского, человека
гуманистически образованного, состоявшего в связи с выдающимися гуманистами
этой эпохи, в том числе и с Эразмом Роттердамским, благоприятствовала
знакомству с идеалами итальянского искусства. Однако из-за основополагающих
различий между итальянским и нидерландским способами художественного
выражения, осуществление новых художественных задач, чуждых
позднеготическому северному художественному мировоззрению и его
художественной практике, представляло собой весьма сложную проблему.
Идеализирующие, типизирующие художественные принципы итальянского
Ренессанса были прямо противоположны нидерландскому искусству,
подчеркивающему индивидуальные особенности и стремящемуся к реалистической
передаче деталей. В произведениях фламандских и голландских мастеров,
начиная с позднего Средневековья, все большую роль приобретает изображение
повседневной жизни, бытовой обстановки, подчеркивание мирских настроений. В
то время как в итальянском искусстве XV века чувствовалось сильное влияние
науки, и у самих художников наблюдалась склонность к теоретизированию, к
теоретическим проблемам, нидерландские живописцы оставались скорее
эмпириками и строили свои композиции на основе визуального опыта, а не
исходя из опирающейся на математику перспективы. Столь же различными были и
их представления о форме: у итальянцев – монументально-пластические, у
голландцев – живописные. Различной была и основная область применения
живописи у этих двух народов. У итальянцев значительные художественные
нововведения и величайшие достижения проявились во фресковой живописи, в
соответствии с чем на первом плане оказались вопросы монументальной
композиции и создания крупномасштабных форм. В Нидерландах же в XV веке
основной художественной ветвью была станковая живопись, которая уже по
самому материалу и технике отличается от фресковой. Кроме того,
нидерландская станковая живопись была тесно связана с искусством миниатюры,
поэтому и характер ее стиля, и сам процесс работы в мастерских определялись
малыми размерами картин, подробной, детализирующей манерой изображения и
совершенством технического исполнения.
Уже эти несколько основных противоречий показывают, какие трудные и
многообразные художественные проблемы возникли при стремлении совместить
нидерландский и итальянский способы художественного выражения, и почему
попытки гармонического разрешения этих проблем длились целое столетие.
Мастеров, побывавших в Италии и находившихся под влиянием
художественных идеалов итальянского Ренессанса, в Нидерландах называли
«романистами», ибо в обновлении нидерландского искусства решающая роль
принадлежала искусству Рима. Правда, это объяснялось еще и тем, что целью
путешествий большинства художников, особенно в первую половину XV столетия,
был Рим. В Вечном городе они испытывали одинаково сильное воздействие
памятников древнего Рима, шедевров Ренессанса и маньеристских произведений
современников. К ренессансным принципам изображения человека – гармонии в
пропорциях тела, пластичности, передаче движений – нидерландские художники
приближались при посредстве изучения и копирования античных статуй и
барельефов. Некоторые из них под влиянием изучения классических авторов
начали размышлять над художественными проблемами нового типа, а это
означает, что в Нидерландах ренессансные художественные устремления тесно
переплетались с гуманистической культурой.
Влияние итальянского искусства заключалось, однако, не просто в
пассивном восприятии его. Нидерландские мастера переняли некоторые
формальные элементы и композиционные методы итальянцев именно потому, что
их художественные цели были сходны с целями итальянского искусства.
Ренессансные устремления составили в истории нидерландского искусства лишь
сравнительно короткий эпизод и никогда не проявлялись в таких чистых
формах, как в Италии, ибо ренессансные представления о форме лишь с трудом
сочетались с продолжавшими еще жить в искусстве северных стран
позднеготическими традициями. Сближение итальянского и нидерландского
искусства стало более возможным при развитии нового стиля – маньеризма. В
ходе XVI века устремления тогда только появившегося маньеризма постепенно
вытесняли ренессансную каноническую обусловленность, гармоничность и
уравновешенность. Маньеризм с его идеей прекращения поклонения классике
гораздо больше соответствовал основным специфическим особенностям
нидерландского искусства, благодаря чему и получил в Нидерландах пышное
развитие. Именно поэтому итальянские художники-маньеристы оказали на
искусство Нидерландов более сильное и разнообразное влияние, чем искусство
Ренессанса.
Мы не будем здесь останавливаться на сложных проблемах нидерландского
маньеризма и его итальянских связях, укажем лишь на то, что итальянское и
нидерландское маньеристское искусство в течение XVI века прошло в общих
чертах сходный путь. Благодаря этому, а также все более усиливающимся к
концу века взаимным влияниям, различия между этими двумя ветвями искусства
постепенно все более стирались. Около 1600 года этот процесс достиг своей
вершины в интернациональном маньеризме.
Духовный и культурный уровень нидерландских живописцев был довольно
высок, а их общественное положение весьма благоприятно и гораздо более
сходно с положением итальянских художников, чем немецких, которые едва
могли подняться из рядов ремесленников.
Цех святого Луки, в который входили голландские живописцы, уже в 1480
году слился с Редерийкерской камерой писателей и поэтов, что означало
признание живописи свободным искусством, а ее деятелей ставило в обществе в
равное положение с писателями и поэтами. (Главной задачей подобных
объединений была организация больших представлений, празднеств,
триумфальных шествий, в осуществление которых художники, писатели и
музыканты вносили вклад, соответствующий их области искусства.)
Влияние итальянского Ренессанса проявлялось в Нидерландах прежде всего
в творчестве живописцев, работавших при дворе, в резиденциях светских и
церковных магнатов. Первые попытки Госсарта совместить художественный язык
итальянской и нидерландской живописи относятся ко времени его службы при
дворе герцога Филиппа Бургундского. Другой характерный для этого времени
отличавшийся гуманистической образованностью живописец, Ламберт Ломбард
некоторое время находился на службе у льежского герцого-примаса. Иос ван
Клеве познакомился с итальянским искусством, находясь при французском
дворе, Барент ван Орлей – при брюссельском дворе, где, будучи живописцем
наместниц, сперва Маргариты, затем Марии, он превратился в разностороннего
художника романистского направления.
Официально Орлей стал придворным живописцем в 1518 году, но уже раньше
он писал портреты приближенных герцога. Писание портретов было важнейшей
задачей придворного живописца. Но особенно возросло значение портретов во
время расцвета семейной политики династии Габсбургов, когда в связи с
различными брачными проектами вошло в моду преподнесение портретов в
качестве подарков. Орлей не имел задатков врожденного портретиста, он был
гораздо более склонен к решению декоративных задач, как об этом
свидетельствуют многочисленные великолепные проекты стенных шпалер и
витражей. Из созданных им портретов хранящийся в Будапеште портрет Карла V
выделяется, во-первых, своим реализмом, во-вторых, – превосходной
пластичностью изображения.
Влияние итальянского искусства сказывалось в Нидерландах и на
портретной живописи, но не вызвало в последней такого кризиса, как в
фигурных композициях. Основное требование портретного жанра заключалось в
изображении индивидуальных особенностей портретируемых, так что здесь
меньше могло привиться стремление итальянского Ренессанса к типизации и
идеализации, наоборот, стимулирующе воздействовал свободный, ренессансный
по духу способ изображения. Изменения, которые претерпела нидерландская
портретная живопись в первой половине XVI века, можно обнаружить прежде
всего в подчеркивании духовного мира, интеллектуальных особенностей и
характера портретируемых. Взгляды гуманистов на человеческое достоинство,
на важность каждой отдельной личности, на ее свободное развитие оказали
значительное влияние и на портретную живопись. Основной задачей в этой
области стал психологический анализ изображаемых людей. Итальянцы сочетали
этот анализ с героизацией модели и с декоративным, импозантным ее
изображением, в то время как нидерландские художники придавали больше
значения объективности, передаче индивидуальных особенностей, чем и
достигали более непосредственного и реального воздействия.
Все эти обстоятельства и особенности способствовали тому, что как в
южных, так и в северных провинциях Нидерландов сложилась блестящая
портретная живопись. Идя по следам Кокси, Скореля, Лукаса ван Лейдена,
Вермейена, Питера Поурбюса и Гемскерка, нидерландское портретное искусство
стало искусством международного ранга.
Первым нидерландским портретистом, завоевавшим подлинную мировую
славу, был любимый живописец брюссельского, мадридского и лондонского
королевских дворов Антонис Мор. Исходным пунктом для развития его
творчества явились портреты написанные одним из наиболее значительных
живописцев той эпохи Яном ван Скорелем, свежий реализм которого, энергичный
колоризм и умение схватить характерные черты, чуть ли не целое столетие
влияли на развитие нидерландской портретной живописи. Мор, будучи верен
нидерландским традициям, подобно своему учителю, всегда сохранял в своих
портретах объективность, стремился проникнуть в глубь характера, в духовную
Страницы: 1, 2, 3, 4
|