бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Монашество в Буддизме бесплатно рефераты

Монашество в Буддизме

[pic]

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых

распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют

преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако

сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара:

его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем

количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии,

Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым

мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм,

Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых

религий - результат длительного развития политических, экономических и

культурных контактов между различными странами и народами.

Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им

перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.

Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого,

всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном

образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным

богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической

среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов.

Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы

получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил

людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму

книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни

странствующего проповедника Сиддхартхи, и назвавшего себя Буддой (санскр.

buddha), что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной".

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений,

вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки; это

слово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнее три корзины). Типитака

была кодифицирована около III в. Текст Типитаки разделён на три части;

посвящен правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах,

содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни

Будды и его изречений по различным поводам, а также включает проповеди и

поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив

в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи,

собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета),

пять из которых обязательны для каждого буддиста.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные

учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая

городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы

искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами

мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений

превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры

(середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более

поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться

те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили

литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и

ритуальной практики ведами.

Субъективно буддизм возник как реакция некоторых слоев древнеиндийского

общества на учения, признающие авторитет Вед и их толкований, протест

против брахманизма, сковавшего дальнейшее развитие производительных сил и

общественных институтов, однако объективно он заимствовал и развил многие

фундаментальные положения последнего.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18

сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г

до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и

привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну

(“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”). Это разделение было

вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в

отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом,

признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается

достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из

возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян,

причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на

вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от

Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии,

породив множество толков и течений; именно поэтому в данной работе будет

больше внимания уделено этому направлению ( в контексте рассмотрения

монашества ).

В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в

Нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь

в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым

требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядностью. Её главным элементом

является культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с

рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым

сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды

добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены

молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения,

возник пышный ритуал, обогатил религиозную практику приемами, относящимся к

области индивидуального культа, добавила также такую форму религиозного

поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с

целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее

распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”( в Китае ) и

“дзен” ( в Японии ). Многие исследователи считают, что этика в Буддизме

занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим,

философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит

расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо

адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так

последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие

главными очагами распространения религии.

При рассмотрении проблемы распространения и восприятия какого-либо

учения в другой культуре (под ней в данном случае имеются в виду некоторые

районы, пространственно отделённые от места возникновения учения),

необходимо учитывать, что, для того чтобы это учение могло быть воспринято,

между взаимодействующими культурами должна существовать определённая

однородность. В культуре реципиенте должны сложиться исторические условия,

сходные с теми, которые существовали в исходной культуре в момент

возникновения учения.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком

рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, а также

противопоставлением идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.

К XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего

возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с

учетом местных условий.

В данной работе будет рассмотрен институт буддийского монашества в

трех главных направлениях: «классическом» индийском буддизме, чань-буддизме

и дзэн-буддизме.

Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не

только в восточной , но и в мировой религиозной традиции. Чань — это

китайское название, хотя в мире оказалось более распространено японское

прочтение иероглифа, обозначающего это направление буддизма, — дзэн.

Китайское слово “чань” происходит от санскритского термина “ дхьяна ” ( по-

китайски — чаньна ). Буквально это означает « созерцание », « медитация »,

что достаточно точно передаёт характер чаньской практики. Созерцательное

направление возникло ещё в индийских школах буддизма. В основном дхьяна

базировалась на сложной йогической практике, которая порой продолжалась

долгими часами. Но в Китае дхьяна приобрела несколько иной характер,

последователи чань не стали ограничивать себя только молчаливым

самоуглублением в уединении. Они бродили по стране, занимались каллиграфией

и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу,

сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни.

Что касается дзэн-буддзима, то первые идеи пришли в Японию из Китая

уже в VIII-IX вв. Для Японии это было время глубокого общественного

кризиса, жестоких междуусобиц, падения авторитета императорской власти,

выдвижение на первый план воинского сословия самураев, с их суровым культом

стойкости перед любыми лишениями, верности сёгуну, презрения к смерти и

страданиям. Практик дзэн хорошо, совместимая с занятиями воинскими

искусствами пришлась этим людям как нельзя более кстати и получила среди

них широкое распространение. Дзен был не особенно популярен среди крестьян,

и вообще число его последователей не превышало 10% от общего числа; кстати,

самураи в эпоху своего расцвета тоже не превышали десятой части населения

страны. Вначале учение строго копировало китайское, но позже пришлось

учитывать и местное влияние синтоизма (для дзэн подстроиться под синто —

традиционную систему религиозных верований в Японии — было не сложно, ведь

и в Китае чань-буддизм многое вобрал в себя из даосизма). Эта система

уделяет особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех

его проявлениях. Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции

аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью

японскими по своим культурным особенностям.

Буддийское монашество.

Посвящение.

Посвящение в монашеский орден в Индии было двухэтапным: первый этап — приём

в монашескую общину — pravrajya, второй — собственно посвящение — upasam

pada. Это два различных и отделенных во времени акта. Для осуществления

первого необходимо было лишь достичь 15 лет; для второго — 20-ти плюс

разрешение родителей. Для первого вполне достаточно, чтобы монах обучил

новичка основам поведения и 10-и запретам, а также принял от него обет. Для

второго — собрание монахов, на котором наставник(-ца) задаёт вопросы,

касающиеся обстоятельств, предшествовавших посвящению. Затем Затем

посвящаемому сообщают 5 заповедей, запрещающих воровство, убийство,

нарушение целомудрия, ложь, опьянение. Он вступает в убежище Дхармы,

клянётся сохранять своё тело и разум чистыми и вести совершенный образ

жизни.

Анализ санскритского, сакского, согдийского и тохарского текстов

вместе с сообщением И-цзина, а так же относящимся к новому времени

описаниями, позволяет реконструировать эту церемонию достаточно полно. В

целом она была очень близка той, что нашла отражение в « Винас » и других

древних текстах, отличаясь незначительными деталями.

Иначе обстояло дело в Японии.

В VIII в. сложился порядок официального утверждения монашеских

санов государственными светскими учреждениями. Ещё в конце VII в. была

определена ежегодная квота кандидатур (10 человек), которые после

соответствующих экзаменов получали специальные дипломы из « гэмбарё »,

свидетельствующий об их принадлежности к буддийскому духовенству.

Пополнение буддийских монашеских общин не ограничивалось только такими

ежегодными утверждениями. Немало (весьма возможно, чуть ли не подавляющее

большинство) монахов появлялось в храмах во время массовых “обращений” в

честь какого-либо знаменательного события (рождение наследников,

выздоровление после болезни “императора или членов его семьи, после

успешного вызывания дождя и т. п.); увеличивалось монашество и за счет

внеурочных посвящений.

Порядок экзаменов для монахов регулировался правительственными указами; в

частности, известен такой указ от 11-й луны 6-го года Тэмпё (734 г.).

Постриг в монахи разрешался в том случае, если кандидат усваивал

определенный набор доктрин, мог декламировать сутры и в течение трех лет

вел надлежащий, с точки зрения буддийской этики и “Сонирё”, образы жизни,

“выполняя чистые деяния” .

В государственном храмовом архиве Сёсоин сохранились документы, по

которым можно судить об экзаменационных требованиях к будущим монахам. В

732 г. от экзаменующихся требовалось умение декламировать отрывки “из

Лотосовой сутры, “Сутры золотого света” и др. и полностью “Сутру о

Вималакирти”. Наизусть нужно было знать один свиток из “Сутры о Якуси”,

главу о Каннон из Лотосовой сутры, а также “десять заклинаний” из “Сутры

сердцевины о „праджня-парамите” (большинство указанных текстов

рассматривается в следующей главе) В 742 г. требования к монахам возросли:

помимо названных сутр надлежало декларировать “Сутру о сетях Брахмы” (яп.

“Боммокё”) с комментариями.

Поскольку декламации сутр (и прежде всего “сутр, защищающих страну”)

придавалось в VIII в. сакральное значение, то неудивительно, что от монаха

и монахини требовалось в первую очередь знание как текста, так и ритуала

его чтения.

Но такая строгость присутствовала не везде: в то время как во всех

странах монашеские обеты принимаются на всю жизнь, в Таиланде возник обычай

принятия обета на определенный срок. В начале XIV в. король Лугай на

протяжении трех месяцев вел монашескую жизнь в одном из мужских монастырей,

что положило начало уникальному тайскому обычаю, согласно которому мужчины

имеют право принимать монашеские обеты на короткое время. В Таиланде есть

люди, регулярно принимающие обеты на год или на несколько месяцев. Ничего

подобного мы не находим ни в одной буддийской стране. Более того, тайской

культуре присуща вера в духов. В этом контексте буддизм использовался

следующим образом: монахи начитывали различные священные тексты, чтобы

защитить людей от злых духов. Монахи считались избранными и высоко

уважаемыми людьми, получавшими пропитание в виде подаяния, население

преданно поддерживало их регулярными приношениями. Поскольку любой человек

мог стать монахом, хотя бы на короткое время, это никогда не

рассматривалось как экономически тягостное явление.

Вывод: Из трех направлений явно выделяется Дзэн (в отношении посвящения в

монашескую общину). Не трудно заметить, что такой подход к профессиональной

подготовке монашества непосредственным образом соотносился с генеральной

тенденцией развития японского буддизма как государственной идеологии.

Система отбора монахов и экзаменов давала возможность центральной власти

достаточно гибко управлять кадрами в буддийских монастырях, чего не скажешь

об Индии и Китае, где монашество было как бы ”автономным” институтом и

посвящению не уделялось особого внимания, тем более со стороны государства.

Хотя следует заметить, что в Китае трудности всё же присутствовали:

желающий постричься в монахи, должен был приобрести соответствующую одежду

на свои средства, а позволить себе это мог не каждый .

1. Запреты и правовые нормы.

Монастырская жизнь была строго регламентирована; этот регламент опирался

на определённый важный документ — монастырский устав, в Индии, а позднее и

в Китае это был «Винаи», в Японии — «Сонирё».

Правовое положение монашества в Японии (и шире — дзэн-буддийской церкви)

регулировал специальный раздел «Тайхорё» — «Сонирё» («Указы относительно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5