бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Маргинальная культура в средневековой Европе бесплатно рефераты

греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и

сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не

лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он

должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы

сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего

сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать

общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру

Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской

литературе.

Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг светской

культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила широкое

распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При

дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, прославлявшая

интимные чувства и культ служения «прекрасной даме». Этот культ занимал

центральное место в творчестве трубадуров — провансальских поэтов, среди

которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди. Поэзия

трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из

ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни, политические

песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие скорбь

поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека,

песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, плясовые песни,

связанные с весенними обрядами.

Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести

на любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и

легенд. Главная из них — история короля бриттов Артура и его рыцарей,

живших в V—VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд

составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и

святом Граале.

Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл французский поэт

Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными приключениями героев,

заколдованными людьми, чудесными странами. У него были также произведения,

открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств, к ним относится роман о

Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний.

Популярность этого романа в европейской литературе ХII-ХIII вв. объясняется

тем, что центральное место в нем отводится земной, человеческой любви,

привлекавшей внимание средневековых поэтов. В целом можно сказать, что

рыцарская литература, несмотря на ее ограниченный характер, способствовала

развитию средневековой культуры, появлению интереса к личности человека и

его переживаниям.

Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества,

определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным

образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной

архитектуры. И не только потому что церковь была главным заказчиком

художественных произведений, а потому что средневековое искусство

формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках

церкви могучим средством влияния на массы в силу его доступности для всех --

и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула

«искусство — библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего

средневековья.

С необычной яркостью средневековые художники изображали картины

страданий и бедствий. Но необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись

средневековых храмов нужно рассматривать не только как воплощение

религиозных догматов, но и в свете их доступности широким массам. Церковь

выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения

простые ремесленники, поэтому народное творчество вплеталось в декоративное

убранство храмов — иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству

(жонглеры, охотники, звери, чудовища).

За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных

стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень

разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый

архитектурный стиль, церковь напоминает крепость, что естественно для

бурного, тревожного времени раннего средневековья. Готический стиль в

архитектуре связан развитием средневековых городов. Главный феномен

искусства готики — ансамбль городского собора, который был центром

общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь не только

исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты,

совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам

университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.

В целом же следует отметить, что средневековая культура Западной

Европы имела весьма своеобразный, противоречивый характер, что из ее глубин

выросла блестящая культура эпохи Возрождения.

4.1.Ереси

Ересь, еретики - На языке церковной догматики Ересь

означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно

выраженного и формулированного догмата веры христианской, и вместе с тем

- выделение из состава церкви нового общества. Ересь нужно различать:

от

1) раскола, который означает также обособление от состава церковного

союза или общества верующих, но вследствие несогласия подчиняться

данному Иерархическому авторитету, по разногласию, действительному или

мнимому в обрядовом учении.

2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, происшедших

вследствие того, что тот или другой вопрос самою церковью не был, в

данное время, предусмотрен и предрешен символически.

Такие ошибочные мнения встречаются нередко притом у многих

авторитетных учителей и даже отцов церкви (напр. у Дионисия Великого,

особенно у Оригена) в первые три века христианства, когда имела

место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного

учения не были еще формулированы в символах и подробных

вероизложениях соборов вселенских и поместных. Источниками Е.

обыкновенно были:

1) нежелание иудеев и язычников, а также последователей

восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться

со своим прежним религиозным и философским мировоззрением, и усилия

скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими.

Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство, Е.

Вардесана, монтанизм, мессалиан и мн. др. секты, в несколько изменившемся

виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы,

богомилы и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма

возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись еще

апостолы и отцы церкви II III вв.; из стремления скомпилировать в

одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (учение о

Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили

свое начало Е. Рационалистические III и IV в. ( монархиане ,

субординационисты и т. д.).

2) Стремление более сильных умов поставить христианское учение,

данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием

античного мира, обосновать его на философских и диалектических методах

последнего. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе

вещей неисполнимое, и привело к рационализму, каковым и была самая

сильная Е. всех времен - арианство, с его отраслями.

3) Самобытное богословствование христианских учителей, на основании

Св. Писания и чистых начал разума, лишенное узаконенных церковью

руководительных начал - церковного предания и общего голоса вселенской

церкви, Отсутствие этих начал, при самомнении и

самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

Кроме указанных трех категорий учений - Ересей, расколов,

непреднамеренных ошибок церковных учителей, - вне состава

символического, общеобязательного для всех христиан учения церкви

находятся еще так называемая частные или личные мнения церковных учителей

и отцов церкви о разных детальных вопросах христианского учения,

которых церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает,

предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, напр.,

некоторые мнения Евсевия Кесарийского, Григория Нисского и др.).

Этим учением о дозволенных частных мнениях православная церковь

отличается от католической, которая во всем составе христианского

богословия хочет видеть лишь догматы. На пространстве церковной истории,

от начала церкви до наших дней, непрерывною вереницей тянется ряд

бесчисленных Е., древних и новых; из повторения старых условий

возникает повторение старых, лишь видоизмененных внецерковных учений о

христианск. догматах.

Церковь борется с ними, опровергает их, побеждает; а еретиков,

после безуспешных попыток обратить их к своему учению, предает

отлучению. Грекоримское государство, в интересах спокойствия, а также

"оберегаючи матерь свою, св. церковь", подвергает их уголовному

преследованию; еще более фанатические западноевропейские

средневековые католические государства предают их сожжению, иногда не

желая различать настоящих еретиков от людей науки, не имеющей

непосредственного отношения к церковным доктринам, но по теории

средневекового католичества долженствующих состоять в зависимости от

догматики; их примеру следует (Иосиф Волоцкий - ересь жидовствующих),

хотя и не в такой степени и не без протеста лучших представителей самой

церкви, древняя допетровская, а от части и послепетровская Русь. Значение

ересей и расколов в истории состоит в том, что, свидетельствуя

о наличности высших духовно-нравственных интересов в обществе в

данный исторический период, они, с другой стороны, вызывали на

усиленную интеллектуальную деятельность самую церковь, побуждая ее к

более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения,

наконец - к систематизации его, каковая для церкви Восточной сделана

была еще в VIII в. Иоанном Дамаскиным. Полное, вполне научное изучение

ересей, особенно древних, в настоящее время представляется еще не вполне

возможным; мы знаем их доктрины отчасти только по тем очеркам,

их какие находятся в ересеологических (описательных) сочинениях

древних церковных писателей (ереси трех первых веков), а ереси

четвертого и пятого веков - почти исключительно по их опровержениям

отцами церкви того времени. Сочинения самих еретиков (древних)

истреблялись церковью столь же ревностно, как истреблялись в века

языческих гонений списки Св. Писания и сочинения самих отцов церкви.

4.2.Алхимия и астрология

Особое место в культуре средневековья, в системе его знания, занимают

алхимия и астрология. Их роль была двойная: с одной стороны, теологически

они несовместимы с христианством и поэтому маргинальны в средневековой

культуре; с другой стороны, на эзотерическом уровне они имеют немало точек

соприкосновения, что порой приводит к странному симбиозу.

Похожие отношения складывались у алхимии и астрологии с вполне

рациональными формами знания и деятельности. Алхимия и астрология оказали

огромное влияние на формирование знаковой среды средневековья.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в

то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений

античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был

предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд

новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные

программы, подготавливая почву для науки Нового времени.

Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к

истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные,

обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше

не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и

свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага

человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход

природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными,

поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо,

как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком

ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в

античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет

право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское

мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от

созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной

науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а

теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто

практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы

только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто

прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она

утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное

знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради

самой истины, а не ради практических результатов.

Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия

четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания

- занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным

жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах

средневековой культуры успешно развивались такие специфические области

знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность

образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой

промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу

своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей

экспериментальной науки.

Ситуация в средневековой науке стала меняться в XII в., когда в

научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Тогда

наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением

этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание

права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной

на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все

опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались

лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной

достоверностью.

Не менее важными для становления современной науки были религиозные

обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку,

почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и

университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение

элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-

дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему

уровню Европейское Возрождение.

4.3.Бродячие артисты

Жонглеры, стоявшие вне всякой иерархии, происходили из разных

сословий, Среди них и их предков были разорившиеся крестьяне, ремесленники,

променявшие свои инструменты на виолу и арфу, безместные клирики, бродячие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5