Культурология
Ашрамы – стадии человеческой жизни.
1. Ученик.
1. Домохозяин.
1. Лесной отшельник.
1. Аскет, отрекшийся от мира.
Учитель – вместитель божественных знаний, мудрости (Гуру).
Отношения коммуникации, при помощи которых традиция переходит
из поколения в
ученика и – поколение.
учителя
Посвящение давало право приобщения к таинствам и к изучению ведов.
«Рамаяна» – первая эпическая поэма (воплощение бога Вишну).
В поэме мы можем увидеть идеальные образцы традиционной культуры: сын
должен повиноваться отцу, жена – мужу, ученик – учителю, поданные –
правителю.
Рама – идеальный сын-муж-правитель; жена его – Сита – воплощенная
женственность.
Канонический текст – авторитет для данного сообщества. (3 век д.н.э.)
Текст – латинское слово «ткань», «соединение» – последовательность
символов, образующих ...
Функции текста:
1. Сообщение, направленное от носителя информации к субьекту.
1. Коллективная память.
1. Общение читателя самим с собой.
1. Текст как собеседник.
5.
Контекст – латинское слово «соединение», «согласование», «связь» –
общий смысл социально-
исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое
значение результатов деятельности человека.
3. «Будда» – просветленный.
Путь к истине идет через страдание.
Человек, устремленный к небу – приближение к нирване.
4. В Индии в 5 веке д.н.э. появился трактат, в котором выделяют 8
основных человеческих чувств:
1) Любовь.
1) Смех.
1) Печаль.
1) Удивление.
1) Отвращение.
1) Страх.
1) Мужество.
8)
Наука о любви появляется в период вед наряду с математикой,
грамматикой и астрономией.
Кама – наслаждение предметом при помощи 5 основных чувств:
1) слуха
1) речи
1) зрения
1) вкуса
1) запаха
в соответствии с диктатами разума, их созвучия с душой.
Влечение ума порождает
Влечение души порождает дружбу;
Влечение тела порождает вожделение;
А соединение всех трех порождает любовь.
Танец: бог Шива – космический танцор, т.к. его разрушительная энергия
реализуется во время
танца с открытием нового цикла.
В Кама-сутре мужчина находится во второй стадии – стадии домохозяина.
Шрингара – любовь, переживаемая эстетически – слияние воображений –
любовь без обладания.
Любовь, долг, благо – три ценности для всех индусов.
Характерные черты традиционной культуры Индии:
1) Традиционная культура развила человеческие чувства;
1) Вера в незыблемые авторитеты;
1) Обращенность к прошлому;
1) Преобладание конона;
1) Особый способ передачи знания: учитель – передатчик божественной
мудрости.
Культура Китая.
1) Особенности китайской культуры.
1) Культура Древнего Китая.
1) Культура даосов.
1) Конфуцианство.
2) в III-IV тысячелетии д.н.э. возникла культура Древнего Китая.
С 3 тысяч лет д.н.э. находят первые глиняные изделия – чаши, для
которых очень хорошо делали
обжиг, прекрасно полировали. Жилища были глинобитные.
Дракон олицетворял силы огня.
Главное божество для китайцев – это небо, которое они представляли
как круг.
Чжунгд – срединное государство.
Китаецентризм – характерная черта китайской культуры.
Считали, что идти по пути «дэ» – значит приближаться к «дао».
Китайский император должен обязательно быть литератором, т.е. быть
культурно развитым.
Литература и традиции мыслились делом великим – конвой
государственности, а запечатлевшие ее иероглифы – символ благодати.
Во II тысячелетии в Китае появилась геометрия. К I тысячелетию
находят очень крупные города (население около 5000).
Китайцы – первоизобретатели бумаги, фосфора.
Найдена крупная погребальная камера (2 уровня: 1-ый – 400 кв.м., 2-ой
– 400 кв.км)
(3 век д.н.э.) Шихуанди.
Захватчики, приходившие на территорию Китая, ассимилировались
китайской культурой.
Император – сын неба. Дворцы и усадьбы всегда прямоугольного
основания с входными галереями – особенность китайских строений.
С III-V веков д.н.э. в Китае наблюдается период «борющихся царств» с
одновременным развитием культуры (монеты, подносы, музыкальные шкатулки,
столики, орнамент).
Самая высокая пагода имеет высоту 60 метров.
Цветы и птицы изображаются как великое в малом: одна птица, одна
ветка, один цветок – олицетворение Вселенной.
Пион – символ богатства;
Сосна – долголетие;
Гранат – многочисленное потомство;
Бамбук – стойкость, мудрость;
Сосна, бамбук и декоративная слива – вечная дружба;
Персик – бессмертие.
Поры года – единство Вселенной (горы, воды).
В 1-ом тысячелетии в Китае появляются книги, первой из них являлась
«Книга перемен» и «Книга песен» (300 шт.), позже возникают «Исторические
записки» (авторские).
3) Основой китайской культуры является даосизм. «Дао» – путь ко
Вселенной.
Представление об изменчивости: «янь» – мужское начало, «инь» –
женское начало.
«Природа изменчива, но устойчива при наличии гармонии «янь» и
«инь»», – считали китайцы.
Поведение человека должно направляться естественными законами
Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире наступит хаос и гибель.
Юнг считает, что «дао» – средний путь между внутренним и внешним.
Большое значение для китайцев имеет любовь: «Истинная радость любви –
в экстазе двух тел и душ, смешивающихся и объединяющихся в поэзии».
Секс без любви – биологическая функция.
Фаллос – нефритовый ствол;
Женские – нефритовые ворота;
Половые органы
Открытие китайских даосов: выяснили, что для человека есть 2
эликсира:
внешний эликсир – алхимия;
внутренний – умение наслаждаться любовью.
Даосизм – душа китайцев.
4) Конфуцианство – «верхняя одежда» китайцев.
Учитель – Кун-цзы.
Конфуцианство – дух рационализма, но идеал мудрости и справедливости.
Главное для конфуцианства – управлять своими эмоциями, исполнять свой
долг перед другими
людьми и перед самим собой.
А) Долг требует верности семье, государству, усилий, направленных на
учебу, самосовершенствование.
Б) Сыновья почтительности – «сяу» – сын должен заботится о своих
родителях.
Чиновник должен прекрасно знать конфуцианство, при становлении на
службу он сдает письменный экзамен.
«Платить добром за добро, а обиду воздавайте по справедливости».
Конфуций большое значение придает ритуалу.
Ритуал (в обыденном понимании) – стандартная устойчивая деятельность,
имеющая церемониальный характер.
Когда даосизм превращается в религию, то монахи утверждают, что жизнь
– иллюзия, а смерть – возвращение к «дао».
В Китае ведущую роль занимает буддизм.
Конфуцианство, в котором главное – человеколюбие, утверждает:
«Человек всегда ощущает себя частью целого – рода, клана, семьи,
государства, и любое свое действие он определяет в пользу целого».
Античная культура.
«Античный» – древний.
Культура Древней Греции.
1. Особенности культуры древней Греции.
1. Картина мира.
1. Взлет греческой культуры.
1. а) в III тысячелетии – XII в. д.н.э. возникает цивилизация –
Эгейская культура – Критомикенская культура.
б) Между XI-VIII в. д.н.э. – Гомеровский период.
Гомер «Илиада» (Троянская война)
«Одиссея»
в) VII в. д.н.э. – VI – архаика.
«Ордер» (лат. слово) – порядок, строй.
Пясть, ступня, локоть – выбирали один модуль.
Создавались строения, форма которых напоминает современные здания.
«кора» – девушка (неподвижная)
«курас» – юноша (идущий)
г) V-IV в. – классика.
Иногда этот период делят на раннюю, высокую классику.
д) III-I в. – эллинистический период.
Во II в. греческая культура поглотила римскую.
2. Картина мира была мифологической.
Космос – то, что можно окинуть взором.
Боги для греков находятся рядом:
Зевс – владелец стихий, громовержец, выразитель мужской потенции.
Апполон – бог света.
Терпсихора – муза танца.
Мельпомена – муза театра.
Красота для греков – то, что останавливает Зевса и войну – самая
главная ценность для греков.
Одной из характеристик греческой картины мира является ананке.
В Греции обязательным было образование, в первую очередь, для
мальчиков (с 7 лет).
От мифологического сознания к рациональному мышлению лежит путь через
философию.
Мифологическое сознание не знает абстракций.
Греки как бы встраивают природу в свой мир: кентавр – соединение
человека и животного.
Состязательность – главная черта античной греческой культуры.
Греки во всех странах заимствовали знания: создали театр, поэзию.
Отношения богов и греков: боги могут помогать, но могут и сердиться,
греки поклоняются богам.
Представления греков:
Небо – Голова
Земля – Туловище
Аид – Ноги
Греки всегда являются гражданами Полиса.
Дифирамбы (трагосы – козлиные песни) в них рассказывается о жизни
Диониса.
В трагедии герой всегда идет по пути своей воли.
Эсхил – древнегреческий драматург.
Софокл – хранитель казны.
Еврипид – миф «Прометей».
Культура Греции – основание европейской культуры.
«Человек – мера всех вещей»,– говорил Протагор.
Общение греков с богами было непосредственным.
3. Вотивы – дары.
Сохранилось много скульптур Афродиты.
Греческие скульптуры занимали большое пространство многих городов.(В
Акрополе – 30000)
Скульптуры изображали богов и спортсменов. Гениальный скульптор Мирон
создал сложнейшую
скульптуру, т.е. спортсмена в движении, который собирается метнуть диск.
У Фидия – сидящий Зевс.
У Поликлета – трактат «Конон», где он разработал идеальные пропорции
человеческого тела (скульптура Дорифор – воплощение идеальных пропорций
человеческого тела).
Лаоккон – жрец, который говорил троянцам, чтобы не вводили
деревянного коня.
Повседневная жизнь греков:
1) дом делился на 2 части: мужскую половину и женскую.
1) Греческая женщина не имела прав.
1) Мальчики становились самостоятельными уже в 7 лет.
1) В каждом доме существовал свой бог, которому поклонялись и
приносили в жертву не только
домочадцы, но и гости; пили только разбавленное с водой вино.
5)
Из Греции к нам пришли комедии:
Аристофан – написал комедию «Облака» (главный герой Сократ),
«Птицы», а также «Лисистрата» (имеет современную
постановку).
Катарсис (Аристотель) – ощущение от зла и злых помыслов у
человека во время сопереживания героям трагедии.
Символ греческой культуры – кентавр.
Боннар – автор исследования «Греческая цивилизация». Он считал, что
греки подарили миру 2
ещи: науку и демократию.
1) наука для греков – это философия.
В VI – VII в. сформировался Полис, в котором каждый греческий
житель имел свой земельный
надел.
Аристотель: «Полис – есть совокупность семей, территорий, имуществ,
способная сама обеспечить себе благую жизнь. Люди объединились в
полис ради справедливости».
2) Греческий идеал счастья – служение государству.
Геродот был зажиточным человеком, во время войны умер во славу
своего города и похоронен за государственный счет – это есть
греческое истинное счастье.
3) Нигде права народа не были такими гарантированными, чем в Греции.
Культура Рима.
1. Общая характеристика.
1. Понятие античности.
1. Античность в истории.
1. Рим – священная территория, на которой правят боги и справедливость
(по словам римлян).
Римляне считали, что варвары живут за пределами римской земли.
Понтифики обращались к богам, гадали на внутренностях животных,
птиц, они являлись государственными служителями; принятые ими решения
исполнялись в точности.
Рим подарил миру собственное право («юрист»). Римляне жили в
соответствии с римским
правом.
Вода для римлян – священная (после походов воины обязательно
обмывались). Воду никогда
не перекрывали.
Термы имели три залы: с холодной водой, горячей, средней. При
термах был гимнастический зал, библиотека.
Для триумфов строили триумфальные арки (арка Тита), колонны
(колонна Траяна), храмы (пантеон – храм всех богов).
Характерное для римской культуры – почитание предков.
Впервые в Риме была создана конная статуя.
В Риме появились коллегии – форма объединения людей и
землячество.
В Древнем Риме утверждена традиция почитания предков (чем больше
масок хранили, тем древнее род и уважаем).
Рим подарил миру великолепные дороги, которые сохранились до
наших веков.
Фамилия – семья – ядро, состоящее из кровных родственников и
клиентов.
Очень значима абсолютная власть патрона – отца. Он мог продать
своего сына в рабство, владел всеми средствами семьи.
Именно в Древнем Риме наблюдалось жестокое владычество мужчин.
2. История.
Феномен античности: занимает следующий период III в. д.н.э.- III в.
н.э.
Античность характеризует полис («цивитас») – основание античной
культуры.
В античной общине не было сокральной власти царя; у граждан сложилось
понятие свободы как отсутствие подчинения чьей-либо власти,
сочетавшейся с чувством долга перед общиной, гарантирующей эту
свободу.
Во II в. д.н.э. появляется храм свободы.
Полис – общественная форма, наиболее полно соответствующая уровню
развития производительных сил.
Основа производства – земля.
Гражданин полиса – владелец земли.
У семьи есть 2 покровителя – Лары и Пенаты.
Семейный культ делает семью самостоятельной.
Отличительные черты античной культуры:
1) Понятие высокой гражданской нормы – всякое действие человека
оценивается с точки зрения общины. Идеалом счастья являлось
сочетание семейного благополучия и государственного почитания.
1) Классика – характеристика античной культуры. Термин «классика» мы
рассматриваем с точки зрения Гегеля: «Такое общественное состояние,
при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с
целями и ценностями индивида, т.е. как некое гармоническое
состояние, которое уравновешивают друг друга».
Луцилий (I в. д.н.э.): «надо сначала о благе Отчизны подумать, а
после – о благе семьи, а потом только о нас».
Страницы: 1, 2, 3
|