бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культурология бесплатно рефераты

Ашрамы – стадии человеческой жизни.

1. Ученик.

1. Домохозяин.

1. Лесной отшельник.

1. Аскет, отрекшийся от мира.

Учитель – вместитель божественных знаний, мудрости (Гуру).

Отношения коммуникации, при помощи которых традиция переходит

из поколения в

ученика и – поколение.

учителя

Посвящение давало право приобщения к таинствам и к изучению ведов.

«Рамаяна» – первая эпическая поэма (воплощение бога Вишну).

В поэме мы можем увидеть идеальные образцы традиционной культуры: сын

должен повиноваться отцу, жена – мужу, ученик – учителю, поданные –

правителю.

Рама – идеальный сын-муж-правитель; жена его – Сита – воплощенная

женственность.

Канонический текст – авторитет для данного сообщества. (3 век д.н.э.)

Текст – латинское слово «ткань», «соединение» – последовательность

символов, образующих ...

Функции текста:

1. Сообщение, направленное от носителя информации к субьекту.

1. Коллективная память.

1. Общение читателя самим с собой.

1. Текст как собеседник.

5.

Контекст – латинское слово «соединение», «согласование», «связь» –

общий смысл социально-

исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое

значение результатов деятельности человека.

3. «Будда» – просветленный.

Путь к истине идет через страдание.

Человек, устремленный к небу – приближение к нирване.

4. В Индии в 5 веке д.н.э. появился трактат, в котором выделяют 8

основных человеческих чувств:

1) Любовь.

1) Смех.

1) Печаль.

1) Удивление.

1) Отвращение.

1) Страх.

1) Мужество.

8)

Наука о любви появляется в период вед наряду с математикой,

грамматикой и астрономией.

Кама – наслаждение предметом при помощи 5 основных чувств:

1) слуха

1) речи

1) зрения

1) вкуса

1) запаха

в соответствии с диктатами разума, их созвучия с душой.

Влечение ума порождает

Влечение души порождает дружбу;

Влечение тела порождает вожделение;

А соединение всех трех порождает любовь.

Танец: бог Шива – космический танцор, т.к. его разрушительная энергия

реализуется во время

танца с открытием нового цикла.

В Кама-сутре мужчина находится во второй стадии – стадии домохозяина.

Шрингара – любовь, переживаемая эстетически – слияние воображений –

любовь без обладания.

Любовь, долг, благо – три ценности для всех индусов.

Характерные черты традиционной культуры Индии:

1) Традиционная культура развила человеческие чувства;

1) Вера в незыблемые авторитеты;

1) Обращенность к прошлому;

1) Преобладание конона;

1) Особый способ передачи знания: учитель – передатчик божественной

мудрости.

Культура Китая.

1) Особенности китайской культуры.

1) Культура Древнего Китая.

1) Культура даосов.

1) Конфуцианство.

2) в III-IV тысячелетии д.н.э. возникла культура Древнего Китая.

С 3 тысяч лет д.н.э. находят первые глиняные изделия – чаши, для

которых очень хорошо делали

обжиг, прекрасно полировали. Жилища были глинобитные.

Дракон олицетворял силы огня.

Главное божество для китайцев – это небо, которое они представляли

как круг.

Чжунгд – срединное государство.

Китаецентризм – характерная черта китайской культуры.

Считали, что идти по пути «дэ» – значит приближаться к «дао».

Китайский император должен обязательно быть литератором, т.е. быть

культурно развитым.

Литература и традиции мыслились делом великим – конвой

государственности, а запечатлевшие ее иероглифы – символ благодати.

Во II тысячелетии в Китае появилась геометрия. К I тысячелетию

находят очень крупные города (население около 5000).

Китайцы – первоизобретатели бумаги, фосфора.

Найдена крупная погребальная камера (2 уровня: 1-ый – 400 кв.м., 2-ой

– 400 кв.км)

(3 век д.н.э.) Шихуанди.

Захватчики, приходившие на территорию Китая, ассимилировались

китайской культурой.

Император – сын неба. Дворцы и усадьбы всегда прямоугольного

основания с входными галереями – особенность китайских строений.

С III-V веков д.н.э. в Китае наблюдается период «борющихся царств» с

одновременным развитием культуры (монеты, подносы, музыкальные шкатулки,

столики, орнамент).

Самая высокая пагода имеет высоту 60 метров.

Цветы и птицы изображаются как великое в малом: одна птица, одна

ветка, один цветок – олицетворение Вселенной.

Пион – символ богатства;

Сосна – долголетие;

Гранат – многочисленное потомство;

Бамбук – стойкость, мудрость;

Сосна, бамбук и декоративная слива – вечная дружба;

Персик – бессмертие.

Поры года – единство Вселенной (горы, воды).

В 1-ом тысячелетии в Китае появляются книги, первой из них являлась

«Книга перемен» и «Книга песен» (300 шт.), позже возникают «Исторические

записки» (авторские).

3) Основой китайской культуры является даосизм. «Дао» – путь ко

Вселенной.

Представление об изменчивости: «янь» – мужское начало, «инь» –

женское начало.

«Природа изменчива, но устойчива при наличии гармонии «янь» и

«инь»», – считали китайцы.

Поведение человека должно направляться естественными законами

Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире наступит хаос и гибель.

Юнг считает, что «дао» – средний путь между внутренним и внешним.

Большое значение для китайцев имеет любовь: «Истинная радость любви –

в экстазе двух тел и душ, смешивающихся и объединяющихся в поэзии».

Секс без любви – биологическая функция.

Фаллос – нефритовый ствол;

Женские – нефритовые ворота;

Половые органы

Открытие китайских даосов: выяснили, что для человека есть 2

эликсира:

внешний эликсир – алхимия;

внутренний – умение наслаждаться любовью.

Даосизм – душа китайцев.

4) Конфуцианство – «верхняя одежда» китайцев.

Учитель – Кун-цзы.

Конфуцианство – дух рационализма, но идеал мудрости и справедливости.

Главное для конфуцианства – управлять своими эмоциями, исполнять свой

долг перед другими

людьми и перед самим собой.

А) Долг требует верности семье, государству, усилий, направленных на

учебу, самосовершенствование.

Б) Сыновья почтительности – «сяу» – сын должен заботится о своих

родителях.

Чиновник должен прекрасно знать конфуцианство, при становлении на

службу он сдает письменный экзамен.

«Платить добром за добро, а обиду воздавайте по справедливости».

Конфуций большое значение придает ритуалу.

Ритуал (в обыденном понимании) – стандартная устойчивая деятельность,

имеющая церемониальный характер.

Когда даосизм превращается в религию, то монахи утверждают, что жизнь

– иллюзия, а смерть – возвращение к «дао».

В Китае ведущую роль занимает буддизм.

Конфуцианство, в котором главное – человеколюбие, утверждает:

«Человек всегда ощущает себя частью целого – рода, клана, семьи,

государства, и любое свое действие он определяет в пользу целого».

Античная культура.

«Античный» – древний.

Культура Древней Греции.

1. Особенности культуры древней Греции.

1. Картина мира.

1. Взлет греческой культуры.

1. а) в III тысячелетии – XII в. д.н.э. возникает цивилизация –

Эгейская культура – Критомикенская культура.

б) Между XI-VIII в. д.н.э. – Гомеровский период.

Гомер «Илиада» (Троянская война)

«Одиссея»

в) VII в. д.н.э. – VI – архаика.

«Ордер» (лат. слово) – порядок, строй.

Пясть, ступня, локоть – выбирали один модуль.

Создавались строения, форма которых напоминает современные здания.

«кора» – девушка (неподвижная)

«курас» – юноша (идущий)

г) V-IV в. – классика.

Иногда этот период делят на раннюю, высокую классику.

д) III-I в. – эллинистический период.

Во II в. греческая культура поглотила римскую.

2. Картина мира была мифологической.

Космос – то, что можно окинуть взором.

Боги для греков находятся рядом:

Зевс – владелец стихий, громовержец, выразитель мужской потенции.

Апполон – бог света.

Терпсихора – муза танца.

Мельпомена – муза театра.

Красота для греков – то, что останавливает Зевса и войну – самая

главная ценность для греков.

Одной из характеристик греческой картины мира является ананке.

В Греции обязательным было образование, в первую очередь, для

мальчиков (с 7 лет).

От мифологического сознания к рациональному мышлению лежит путь через

философию.

Мифологическое сознание не знает абстракций.

Греки как бы встраивают природу в свой мир: кентавр – соединение

человека и животного.

Состязательность – главная черта античной греческой культуры.

Греки во всех странах заимствовали знания: создали театр, поэзию.

Отношения богов и греков: боги могут помогать, но могут и сердиться,

греки поклоняются богам.

Представления греков:

Небо – Голова

Земля – Туловище

Аид – Ноги

Греки всегда являются гражданами Полиса.

Дифирамбы (трагосы – козлиные песни) в них рассказывается о жизни

Диониса.

В трагедии герой всегда идет по пути своей воли.

Эсхил – древнегреческий драматург.

Софокл – хранитель казны.

Еврипид – миф «Прометей».

Культура Греции – основание европейской культуры.

«Человек – мера всех вещей»,– говорил Протагор.

Общение греков с богами было непосредственным.

3. Вотивы – дары.

Сохранилось много скульптур Афродиты.

Греческие скульптуры занимали большое пространство многих городов.(В

Акрополе – 30000)

Скульптуры изображали богов и спортсменов. Гениальный скульптор Мирон

создал сложнейшую

скульптуру, т.е. спортсмена в движении, который собирается метнуть диск.

У Фидия – сидящий Зевс.

У Поликлета – трактат «Конон», где он разработал идеальные пропорции

человеческого тела (скульптура Дорифор – воплощение идеальных пропорций

человеческого тела).

Лаоккон – жрец, который говорил троянцам, чтобы не вводили

деревянного коня.

Повседневная жизнь греков:

1) дом делился на 2 части: мужскую половину и женскую.

1) Греческая женщина не имела прав.

1) Мальчики становились самостоятельными уже в 7 лет.

1) В каждом доме существовал свой бог, которому поклонялись и

приносили в жертву не только

домочадцы, но и гости; пили только разбавленное с водой вино.

5)

Из Греции к нам пришли комедии:

Аристофан – написал комедию «Облака» (главный герой Сократ),

«Птицы», а также «Лисистрата» (имеет современную

постановку).

Катарсис (Аристотель) – ощущение от зла и злых помыслов у

человека во время сопереживания героям трагедии.

Символ греческой культуры – кентавр.

Боннар – автор исследования «Греческая цивилизация». Он считал, что

греки подарили миру 2

ещи: науку и демократию.

1) наука для греков – это философия.

В VI – VII в. сформировался Полис, в котором каждый греческий

житель имел свой земельный

надел.

Аристотель: «Полис – есть совокупность семей, территорий, имуществ,

способная сама обеспечить себе благую жизнь. Люди объединились в

полис ради справедливости».

2) Греческий идеал счастья – служение государству.

Геродот был зажиточным человеком, во время войны умер во славу

своего города и похоронен за государственный счет – это есть

греческое истинное счастье.

3) Нигде права народа не были такими гарантированными, чем в Греции.

Культура Рима.

1. Общая характеристика.

1. Понятие античности.

1. Античность в истории.

1. Рим – священная территория, на которой правят боги и справедливость

(по словам римлян).

Римляне считали, что варвары живут за пределами римской земли.

Понтифики обращались к богам, гадали на внутренностях животных,

птиц, они являлись государственными служителями; принятые ими решения

исполнялись в точности.

Рим подарил миру собственное право («юрист»). Римляне жили в

соответствии с римским

правом.

Вода для римлян – священная (после походов воины обязательно

обмывались). Воду никогда

не перекрывали.

Термы имели три залы: с холодной водой, горячей, средней. При

термах был гимнастический зал, библиотека.

Для триумфов строили триумфальные арки (арка Тита), колонны

(колонна Траяна), храмы (пантеон – храм всех богов).

Характерное для римской культуры – почитание предков.

Впервые в Риме была создана конная статуя.

В Риме появились коллегии – форма объединения людей и

землячество.

В Древнем Риме утверждена традиция почитания предков (чем больше

масок хранили, тем древнее род и уважаем).

Рим подарил миру великолепные дороги, которые сохранились до

наших веков.

Фамилия – семья – ядро, состоящее из кровных родственников и

клиентов.

Очень значима абсолютная власть патрона – отца. Он мог продать

своего сына в рабство, владел всеми средствами семьи.

Именно в Древнем Риме наблюдалось жестокое владычество мужчин.

2. История.

Феномен античности: занимает следующий период III в. д.н.э.- III в.

н.э.

Античность характеризует полис («цивитас») – основание античной

культуры.

В античной общине не было сокральной власти царя; у граждан сложилось

понятие свободы как отсутствие подчинения чьей-либо власти,

сочетавшейся с чувством долга перед общиной, гарантирующей эту

свободу.

Во II в. д.н.э. появляется храм свободы.

Полис – общественная форма, наиболее полно соответствующая уровню

развития производительных сил.

Основа производства – земля.

Гражданин полиса – владелец земли.

У семьи есть 2 покровителя – Лары и Пенаты.

Семейный культ делает семью самостоятельной.

Отличительные черты античной культуры:

1) Понятие высокой гражданской нормы – всякое действие человека

оценивается с точки зрения общины. Идеалом счастья являлось

сочетание семейного благополучия и государственного почитания.

1) Классика – характеристика античной культуры. Термин «классика» мы

рассматриваем с точки зрения Гегеля: «Такое общественное состояние,

при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с

целями и ценностями индивида, т.е. как некое гармоническое

состояние, которое уравновешивают друг друга».

Луцилий (I в. д.н.э.): «надо сначала о благе Отчизны подумать, а

после – о благе семьи, а потом только о нас».

Страницы: 1, 2, 3