бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура XX века: противоречия и проблемы бесплатно рефераты

партии, при которой любая философская или иная система идей, которая

выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась

как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась

контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого

существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала

основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового

подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая

подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские

настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к

образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым

специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Этот принцип

еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество

представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке,

искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование

представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции.

Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый

урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.

Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство

относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты

профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие

союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов,

а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов. В конечном счете

это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в

России.

Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти

народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая

революционная символика рассматривалась как обязательное условие

продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены

исторических названий на имена живущих.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской

культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого.

Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей

коренной революционной перестройки социальной структуры и политической

организации общества приводило на практике как к отрицанию значения

классического художественного наследия, так и к попыткам использования в

интересах строительства новой социалистической культуры только новых

модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками

складывающихся функций художественной культуры.

Для многих культурологических концепций того периода характерен

классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве

деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной

культуре особо выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт - это культурно-просветительная и литературно-художественная

организация, возникшая накануне Октябрьской революции. Теоретики

Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что

пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего

класса. На основании классового подхода все писатели и художники прошлого

были разделены на прогрессивных, демократических, творчество которых

следует изучать, и реакционных, классово чуждых, наследие которых можно

оставлять в забвении или подвергать уничтожающей критике.

Гипертрофирование задач борьбы за светлое будущее, за нового человека

вело к уничтожению ценнейших явлений культуры, к репрессиям против

представителей старой интеллигенции. Результатом такой политики была

массовая эмиграция представителей русской культуры. В 1922 году было

отправлено за границу около 200 писателей, ученых, философов,

придерживающихся собственных взглядов на происходящее внутри страны

(Л.Карсавин, И.Ильин, П.Сорокин, И.Лапшин и другие). За пределами России

оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты, имена

которых по праву стали достоянием мировой культуры. По разным причинам и в

разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус,

Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М.Цветаева,

А.Толстой, П.Милюков, П.Струве, Н.Бердяев, Н.Лосский, П.Сорокин, А.Бенуа,

К.Коровин, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели

русской культуры.

В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение.

Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный

официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с

"капиталистическим окружением" и "построения социализма в отдельно взятой

стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес",

отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в

духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной

политики в области культуры становится формирование "социалистической

культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к

творческой интеллигенции.

Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне

подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной

автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы,

профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была

поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в

России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в

бюрократическое учреждение.

Проработки "несознательных" интеллигентов стали нормальной практикой с

начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими

запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения

интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой

интеллигенции России. В широких слоях общества распространилась социальная

трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к

общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы

классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов

сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в

философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

Основными чертами этой системы были следующие:

утверждение нормативных культурных образцов в различных видах

творчества;

следование догмату и манипулирование общественным сознанием;

партийно-классовый подход в оценке художественного творчества;

ориентация на массовое восприятие;

образование номенклатурной интеллигенции;

создание государственных институтов культуры (творческие союзы);

подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность

делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам,

культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина,

законопослушность и интернационализм.

В апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских

писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А.

Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в

социалистическом обществе. В августе 1934 года был создан единый Союз

писателей СССР, затем союзы художников, композиторов, архитекторов. Так

были созданы творческие союзы, поставившие под жесткий контроль

деятельность творческой интеллигенции страны. Исключение из союза вело не

только к утрате определенных привилегий, но и к полной изоляции от

потребителей искусства.

Наступил новый этап в развитии художественной культуры. С относительным

плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и

искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-

единственный художественный метод социалистического реализма.

Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно

верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение

соцреализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров

человеческих душ". Тем самым художественной культуре, искусству придавался

инструментальный характер, то есть отводилась роль инструмента формирования

"нового человека". После утверждения культа личности Сталина давление на

культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство

были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде.

Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность,

помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление

режима к самоутверждению и самовозвеличению.

В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма

способствовало объединение художников - рьяных противников всяких новшеств

в живописи - в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), члены

которой, руководствуясь принципами "партийности", "правдивости" и

"народности", разъезжались по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты

вождей и писали их портреты. единственным средством существования и даже

стимулом работы стали государственные заказы. Эти заказы были приурочены к

важным политическим событиям: к юбилеям революции, памятным датам, победам

на фронте или на ниве народного хозяйства. Списки лучших произведений (с

позиций социалистического реализма) утверждались партийными комитетами и

представлялись на всесоюзные выставки, о которых газеты писали, что это

«смотры наивысших художественных достижений страны». Всесоюзные

художественные выставки вначале устраивались в залах Третьяковской галереи,

а потом в огромном зале бывшего Манежа.

Для поощрения деятелей искусства, прославляющих в своих произведениях

деятельность партии и ее вождей, показывающих трудовой энтузиазм народа и

преимущества социализма перед капитализмом были учреждены в 1940 году

Сталинские премии. После смерти Сталина эти премии были переименованы в

Государственные. Списки сталинских лауреатов составлялись государственной

комиссией Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров, а

впоследствии при Министерстве культуры СССР, и согласовывались с

соответствующим отделом ЦК ВКП(б), затем - КПСС. Лауреаты сталинских премий

(золотой значок и 100 тыс. руб. - за первую степень, серебряные значки и

меньшие суммы денег - за 2-ю и 3-ю степени) составляли художественную

элиту, охраняющую принципы социалистического реализма.

Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную

практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее

этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в "Правде"

26 января 1936 года статью "Сумбур вместо музыки" с критикой творчества Д.

Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда,

заклейменного ярлыками формализма и натурализма.

В послевоенное надеждам на освобождение культуры от давления

официальной политики и идеологии не суждено было осуществиться. Литература

и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В

искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны

были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства. В кино

такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. На экране

значительное место заняли историко-биографические фильмы, зачастую

схематичные и помпезные. Самое выдающееся кинопроизведение на историческую

тему - фильм С. Эйзенштейна "Иван Грозный", законченный в 1945 году был

запрещен (запрет относился ко второй серии фильма).

В сложном положении оказались театры. Аншлаги военных лет сменились

полупустыми залами. В большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр.

Огромное негативное влияние на развитие всей отечественной культуры

послевоенного времени оказали массовые идеологические кампании.

Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины

становились высказывания руководителей. Изоляционистская политика

советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией

борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов

заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское.

Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-

технических открытиях.

Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь.

Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось

целиком упадническим. В 1948 году был закрыт Музей нового западного

искусства. В 1947 году прошла дискуссия по философии, в 1950 году - по

языкознанию, в 1951 году - по политэкономии. В первой дискуссии партию

представлял член Политбюро ЦК, занимавшийся вопросами идеологии, А.А.

Жданов, в двух других - И. В. Сталин. Их участие исключало возможность

свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие

указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры.

Так, в четвертое издание сочинений В.И. Ленина не вошли работы "Письмо к

съезду", "О придании законодательных функций Госплану" и "К вопросу о

национальностях или об "автономизации", которые не отвечали официальным

идеологическим взглядам и могли подорвать престиж руководителей Советского

государства. Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные

кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие

нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с

формализмом и космополитизмом. В 1948 году состоялся первый Всесоюзный

съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской

музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить

композиторов на реалистов и формалистов. Причем в формализме в очередной

раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян.

События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной

эстрады - оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять

свою ориентацию.

В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике

режиссеры С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Г. М. Козинцев.

Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и

антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против

"безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное

вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и

искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями.

Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты.

Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения

поддерживали в обществе атмосферу страха. После смерти Сталина черты

тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные

условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году

культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч

репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции,

ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё

это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи,

Страницы: 1, 2, 3