Культура ХХ века
Культура ХХ века
План реферата:
1. Введение 2
2. Основные тенденции развития культуры в XX веке 2
3. Заключение 16
1.Введение
Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения
человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов
развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой
культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и
взаимообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо
рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность и
традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной
культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных
культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре
XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее
ценности, диалектика национального и общечеловеческого).
Таким образом, культура XX столетия едина в своем многообразии. К
общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира
человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных
культур.
2.Основные тенденции развития культуры XX в.
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было
открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло человечество к
концу XX в.
Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения
и мировосприятия отсеяло «сито времени», какие базисные культурные ценности
были восприняты XX столетием?
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические
принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие.
Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого
человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его
мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.
Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он
адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь,
благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический
гуманизм.
Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных
«мирах» современного общества -экономическом, нравственном, политическом,
художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление
политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной
политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и
гражданина» (1789 г.). Сравните два документа XVIII и XX вв. и вы увидите,
как идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются
сейчас в качестве идеала всеми государствами Организации Объединенных
Наций.
Конечно, идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос
учил: перед Богом все равны, ибо каждый человек, независимо от своего
социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская идея
равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не в реальной
жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест,
подобно Христу, так как существующие неравенства социальной, классовой
жизни, имущественные различия предопределены Богом.
Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии,
является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней
социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки
того, что наука стала, мировой, объединив усилия ученых разных стран.
Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей.
Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к
преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных
странах, и объединению их в новую экономическую систему.
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало
экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара
передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями
растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из
выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными
формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на
различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более
трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти
80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни
современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-
технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации
и коммуникации.
Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не
духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX
в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли,
воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты,
послужило основой для возникновения характерного для человека XX в.
ощущения космичности своего бытия.
Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры,
значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего
тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского,
Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической
роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической
ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи
возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры
характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и
одновременно укорененной во всеобщем, в целом.
Каковы основные идеи новой космической культуры?
Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество
взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные
эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты
выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса;
когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития,
человек берет на себя ответственность за
космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.
Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов
во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами,
запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения,
гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не
на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития
культуры и самой природы.
С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти
идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-
естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии,
-В.Л. Вернадским.
Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» -
отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к
эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и
культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель
приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение
в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера
закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова
«ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции,
но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая
и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.
В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?
Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом
экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил
полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического
тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные
стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.
Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества.
Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является
прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным
пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура;
современные средства передвижения и передачи информации сближают людей;
научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на
войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к
единению.
Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся
мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф
жизни и прекрасное гармоническое будущее людей. Эволюция живого вещества,
его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежные.
«Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его
не выпустим».
Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила
техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип
цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному господству
безличных экономических технологических, политических структур над живой
человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ
организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе
гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй
половине XX в. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель
мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних
царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом
оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком
технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни,
навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью.
«Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает
бессубъектные социокультурные формы.
«Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства
механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное
с душевными переживаниями и верой, допускается лишь
при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек
сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной
обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -
человек, - теперь становится средством»3.
Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального
познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность человеческого «Я»,
культурного контекста в развитии социума, инженерное мышление с ее
стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном
познании.
В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации,
возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась
на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться
из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство
человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и
научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства
человека над природой стали главными целями общественного развития. В
результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального
богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие
эффективной экономической деятельности.
Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в, с тревогой говорили о процессе
деградации культуры.
«Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших
общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является
предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также,
что на определенном этапе внешняя организация общества начинает
осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть
институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и
поддерживать в них живое начало.
Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает
блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект
уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в
дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и
первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее
проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало.
Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в
экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации
управления»4.
В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в
противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.
В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей
культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все
проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические,
политические, моральные и т.д.
Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание,
наука. Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно,
современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая
собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику,
административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например,
существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.
Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него
характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что
она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный.
Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал
Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная интеллигенция, на другом -
ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их
разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и
вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное
представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и
тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»5.
Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему
миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития
его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация
основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором
природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации,
причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно
выразить одним словом: больше.
Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ,
богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе
социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще
представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации
человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому
представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних
десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.
Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического
развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между
людьми. Известный философ Ю.Бохеньский, рассматривая современную духовную
ситуацию, выделил четыре наиболее важных вопроса стоящих перед
Страницы: 1, 2
|