бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура ХХ века бесплатно рефераты

Культура ХХ века

План реферата:

1. Введение 2

2. Основные тенденции развития культуры в XX веке 2

3. Заключение 16

1.Введение

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения

человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов

развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой

культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и

взаимообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо

рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность и

традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной

культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных

культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре

XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее

ценности, диалектика национального и общечеловеческого).

Таким образом, культура XX столетия едина в своем многообразии. К

общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира

человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных

культур.

2.Основные тенденции развития культуры XX в.

Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было

открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло человечество к

концу XX в.

Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения

и мировосприятия отсеяло «сито времени», какие базисные культурные ценности

были восприняты XX столетием?

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические

принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие.

Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого

человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его

мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.

Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он

адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь,

благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический

гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных

«мирах» современного общества -экономическом, нравственном, политическом,

художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление

политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной

политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и

гражданина» (1789 г.). Сравните два документа XVIII и XX вв. и вы увидите,

как идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются

сейчас в качестве идеала всеми государствами Организации Объединенных

Наций.

Конечно, идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос

учил: перед Богом все равны, ибо каждый человек, независимо от своего

социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская идея

равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не в реальной

жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест,

подобно Христу, так как существующие неравенства социальной, классовой

жизни, имущественные различия предопределены Богом.

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии,

является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней

социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки

того, что наука стала, мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей.

Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к

преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных

странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало

экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара

передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями

растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из

выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными

формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на

различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более

трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти

80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни

современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-

технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации

и коммуникации.

Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не

духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX

в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли,

воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты,

послужило основой для возникновения характерного для человека XX в.

ощущения космичности своего бытия.

Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры,

значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего

тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского,

Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической

роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической

ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи

возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры

характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и

одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

Каковы основные идеи новой космической культуры?

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество

взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные

эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты

выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса;

когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития,

человек берет на себя ответственность за

космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов

во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами,

запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения,

гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не

на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития

культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти

идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-

естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии,

-В.Л. Вернадским.

Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» -

отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к

эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и

культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель

приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение

в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера

закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова

«ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции,

но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая

и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?

Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом

экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил

полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического

тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные

стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества.

Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является

прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным

пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура;

современные средства передвижения и передачи информации сближают людей;

научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на

войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к

единению.

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся

мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф

жизни и прекрасное гармоническое будущее людей. Эволюция живого вещества,

его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежные.

«Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его

не выпустим».

Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила

техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип

цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному господству

безличных экономических технологических, политических структур над живой

человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ

организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе

гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй

половине XX в. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель

мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних

царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом

оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком

технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни,

навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью.

«Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает

бессубъектные социокультурные формы.

«Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства

механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное

с душевными переживаниями и верой, допускается лишь

при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек

сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной

обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -

человек, - теперь становится средством»3.

Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального

познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность человеческого «Я»,

культурного контекста в развитии социума, инженерное мышление с ее

стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном

познании.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации,

возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась

на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться

из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство

человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и

научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства

человека над природой стали главными целями общественного развития. В

результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального

богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие

эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в, с тревогой говорили о процессе

деградации культуры.

«Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших

общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является

предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также,

что на определенном этапе внешняя организация общества начинает

осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть

институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и

поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает

блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект

уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в

дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и

первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее

проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало.

Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в

экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации

управления»4.

В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в

противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей

культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все

проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические,

политические, моральные и т.д.

Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание,

наука. Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно,

современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая

собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику,

административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например,

существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него

характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что

она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный.

Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал

Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная интеллигенция, на другом -

ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их

разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и

вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное

представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и

тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»5.

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему

миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития

его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация

основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором

природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации,

причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно

выразить одним словом: больше.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ,

богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе

социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще

представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации

человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому

представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних

десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.

Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического

развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между

людьми. Известный философ Ю.Бохеньский, рассматривая современную духовную

ситуацию, выделил четыре наиболее важных вопроса стоящих перед

Страницы: 1, 2