Культура романтизма
Культура романтизма
«Культура романтизма»
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение. 2
общая Характеристика культуры романтизма 4
История романтизма 6
Эстетико – идеологические принципы и поэтика романтизма. 9
Проблема свободы в музыке романтической эпохи 10
… в изобразительном искусстве. 12
… в литературе 14
Заключение. 22
Используемая литература: 24
ВВЕДЕНИЕ.
СЕГОДНя В СОВРЕМЕННОМ НАМ ОБЩЕСТВЕ МЫ ПЫТАЕМСя ВОССТАНОВИТЬ ЦЕННОСТЬ
СВОБОДЫ ЛИчНОСТИ, КОТОРАя ФОРМАЛЬНО ВОСПРИНИМАЕТСя НАМИ КАК ОДНО ИЗ ПРАВ
чЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОНяТИЕ “СВОБОДА ЛИчНОСТИ” ВСЕ чАЩЕ УПОТРЕБЛяЕТСя В
СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, В ВЫСТУПЛЕНИяХ ПОЛИТИчЕСКИХ ЛИДЕРОВ,
ДЕКЛАРИРУЕТСя КОНСТИТУЦИЕЙ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. ОДНАКО СМЫСЛ, ВКЛАДЫВАЕМЫЙ В
ЭТО ПОНяТИЕ РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ, РАЗЛИчЕН, ЗАчАСТУЮ ПРЕДЛАГАЮТСя САМЫЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИя ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ чЕЛОВЕчЕСКОЙ ЛИчНОСТИ. НО ПРИ
ЭТОМ САМА КАТЕГОРИя СВОБОДЫ НЕ ПОДВЕРГАЕТСя ДОСТАТОчНО СЕРЬЕЗНОМУ АНАЛИЗУ.
Свобода – осознанная необходимость и действия человека в соответствии
со своими знаниями , возможность и способность выбора в своих действиях. На
познании и использовании объективных законов покоиться и свобода людей по
отношению к природе, возрастающая по мере научного и технического
прогресса.
Проблема свободы традиционно сводилась к вопросу , обладает ли человек
свободой воли.
Свобода воли – философская проблема, которая при первой общей
постановке формулируется как вопрос о свободе человека в своих действиях.
Со свободой воли связана судьба высших духовных ценностей ; от ее решения
зависит признание вины , ответственности , творчества ; она стоит в центре
проблемы личности.
Проблема свободы встает, прежде всего, как практическая проблема – в
связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение
свободы воли есть необходимое основание нравственности , условие
возможности вменения. Если человек не мог поступить иначе , чем он поступил
, если каждое его действие необходимо, т. е. строго обусловлено и исключает
возможность выбора, то ему нельзя это действие вменить в вину или поставить
в заслугу – здесь всякая нравственная оценка неправомерна и излишня.
Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода
выбора. Но последнее возможно лишь в том случае, если понятие свободы
рассматривается не только в качестве отрицательного, но и как
положительное, что означает иной, отличный от природной причинности способ
существования бытия, и приводит к антиномии свободы и необходимости. Таким
образом проблема свободы воли, первоначально сформулированная как вопрос о
свободе человека в своих действиях, В своих действиях, превращается в
вопрос о не обусловленности воли из вне в качестве конечной причины.
Свобода воли выступает как понятие тесно связанное с понятием знание. В
определении свободы «познанной необходимости» смысловым стержнем является
понятие по знаниям, при помощи которого можно осуществить сознательное и
планомерное господство человека над природой над общественными отношениями.
Иначе говоря, свобода выступает здесь как состояние индивидов, овладевших
объективными закономерностями на основе их познания и практического
использования.
Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд,
ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся
только неумолимым законам природы. Только понимание свободы как
потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как
возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и
желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает
личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого
себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи
совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного
совершенства”[1].
Идея свободы личности у Н.А. Бердяева окрашена прямо противоположными
настроениями: трагизмом и решимостью совершить “революцию духа”,
переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством
падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу
человеческой свободы.
Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных
условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или даже
быть лишены ее ; они могут обладать свободой в ордних сферах деятельности
и быть лишены ее в других ; наконец , и степень их свободы может быть
весьма различной – от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств
до свободного приспособления к действительности.
«…Личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в
рамках господствующего класса , и лишь постольку, поскольку они были
индивидами этого класса»[2].
На протяжении всей истории человечества борьба людей против кастовых,
сословных, классовых и др. социальных ограничений своей свободы, в какие бы
идеологические формы она ни облекалась, была движущей силой общественного
прогресса. На протяжении веков требования свободы и равенства были взаимно
обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по – разному.
Человек никогда не сможет выйти за пределы своих физических и духовных
способностей, а также исторических ограничений свободы общества; однако его
индивидуальная свобода может быть умножена благодаря индивидуальной свободе
солидарных с ним остальных членов такого общества.
общая Характеристика культуры романтизма
РОМАНТИЗМ - (ФРАНЦ. ROMANTISME), ИДЕЙНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА 18 – 1-Й ПОЛОВИНЫ
19 ВВ. ФРАНЦУЗСКИЙ ROMANTISME ВЕДЕТ РОДОСЛОВНУЮ ОТ ИСПАНСКОГО ROMANCE (ТАК
НАЗЫВАЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ИСПАНСКИЕ РОМАНСЫ, А ЗАТЕМ И РЫЦАРСКИЙ РОМАН),
чЕРЕЗ АНГЛ. ROMANTIC (РОМАНТИчЕСКИЙ), ПЕРЕДАВАЕМОЕ ПО - ФРАНЦУЗСКИ
ROMANESQUE, А ЗАТЕМ ROMANTIQUE И ОЗНАчАВШЕЕ В 18 ВЕКЕ «СТРАННОЕ»,
«ФАНТАСТИчЕСКОЕ», «ЖИВОПИСНОЕ». В НАчАЛЕ 19 ВЕКА СЛОВО РОМАНТИЗМ СТАНОВИТСя
ТЕРМИНОМ ДЛя ОБОЗНАчЕНИя НОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИя, ПРОТИВОПОЛОЖНОГО
КЛАССИЦИЗМУ.
В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и
другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком
смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не
воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение
идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к
демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.
Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого
слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения,
прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально –
идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в
социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые
контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное
опустошение личности.
Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и
английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и
античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность
индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос.
Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к
тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному,
бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип
личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки
индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной
десницы истории государств.
История романтизма
ТЕРМИН РОМАНТИЗМ ИМЕЕТ ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ. ПЕРВОНАчАЛЬНО СЛОВО ROMANCE В
ИСПАНИИ ОЗНАчАЛО ЛИРИчЕСКУЮ ГЕРОИчЕСКУЮ ПЕСНЮ- РОМАНС; ЗАТЕМ БОЛЬШИЕ
ЭПИчЕСКИЕ ПОЭМЫ О РЫЦАРяХ – РОМАНЫ. В XVII ВЕКЕ ЭПИТЕТ «РОМАНТИчЕСКИЙ»
СЛУЖИТ ДЛя ХАРАКТЕРИСТИКИ АВАНТЮРНЫХ И ГЕРОИчЕСКИХ СЮЖЕТОВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
НАПИСАННЫХ НА РОМАНСКИХ яЗЫКАХ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ
НА яЗЫКАХ КЛАССИчЕСКИХ. В XVIII ВЕКЕ ЭТО СЛОВО ВХОДИТ В ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ОБИХОД АНГЛИИ ДЛя ОБОЗНАчЕНИя ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬя И ВОЗРОЖДЕНИя .
В конце XVIII века в Германии и в начале XIX века во Франции, а также в
ряде других стран (Италия ,Польша, Россия) слово «романтизм» становится
названием художественного направления, противопоставившего себя
классицизму. Сами участники нового литературного движения предали слову
«романтизм» значение термина, и он прочно закрепился за молодым искусством.
Однако уже первые теоретики романтизма трактовали этот термин и по-
другому, расширив его топологическое значение. «Подлинным содержанием
романтического, - писал Гегель развивая идеи теоретиков немецкого
романтизма, - служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой
– духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и
свободу».[3]Термин «романтизм» обрел, таким образом, еще более широкое,
нравственно-философское истолкование.
В России оно своеобразно переломилось. У В.Д. Белинского, который
распространил понятие романтизма на всю историю духовной жизни
человечества: «Романтизм-принадлежность не одного только искусства, не
одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и
поэзии - в жизни…В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм
есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его
сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или
действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера
романтизма - «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все
неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе
удовлетворение в идеалах, творимых фантазию»[4]. Трактовка Белинского
оказала сильное влияние на советскую литературу и критику.
Так как само понятие романтизм возникло в связи с определенным
литературным направлением и получило в нем наиболее полное воплощение, то в
центре изучения проблемы романтизма стоит конкретное историческое явление:
романтизм литературы конца XVIII – первой половины XIX веков.
Романтизм явился как бы высшей точкой антипросветительного движения
прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-
идеологическая предпосылка - разочарование буржуазно-позитивистской
цивилизации в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе,
принесшем новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и
бездуховность личности. «Установленные «победы разума» общественные и
политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование
карикатурой на блестящие обещания просветителей»[5]. Неприятие буржуазного
образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и
эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого
просветительства, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и
предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Современная
действительность предстала перед ними как неразумное, иррациональное,
полное тайн и вместе с тем - как враждебное природе человека и его
личностной свободе. Проблему свободы следует считать центральной для
культуры романтизма, именно ею обусловлены все основные сюжетные линии в
развитии этой культуры : интерес к средневековью, к народной культуре, к
творчеству, к трансцендентному.
В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются к религии и
искусству, к миру природы ми жизни экзотических народов, к истории и
фольклору – всему, что не похоже на прозаическую повседневность. В
противовес нивелирующему «разуму» просветителей с их предпочтением
«общего», «типичного», «детерминированного» они провозглашают суверенность
и самоценность отдельной личности, свободу воли. Неизменной материальной
практике они противопоставили жизнь духа , в которой видели наивысшую , а
подчас и единственную ценность. Поэтому главное внимание они уделяли не
обстоятельствам жизни человека , а его внутреннему миру.
Романтики впервые открыли необычайную сложность, противоречивость души
человека, ее неисчерпаемость. Человек для них – малая вселенная ,
микрокосмос. Погруженность в глубины духа, напряженный интерес к сильным и
ярким чувствам, грандиозным страстям, к тайным движениям души, к «ночной»
ее стороне , тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты
романтического искусства. Столь же характерно для романтизма повышенное
внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального,
который был как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в
буржуазном обществе.
Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазии
и отвергают нормативность в эстетике. Гений не подчиняется правилам, но
творит их – эта мысль И. Канта была твердо усвоена теоретиками романтизма.
Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа,
фантастической повести, лиро – эпической поэмы, решительно реформировали
сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Романтики
проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров,
взаимопроникновение искусств , синтез искусства, философии, религии. Они
заботились о музыкальности и живописности литературы , смело смешивали
высокое и неизменное, трагическое и комическое, обыденное и необыденное,
тяготели к фантастике , гротеску, демонстративной условности формы.
Художественные высшие достижения романтиков – гротеско-сатирическое
изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное
воссоздание природы и др.
Классической страной романтизма была Германия. События Французской
революции, ставшие решающей социальной предпосылкой инте6нсивного
общественного развития романтизма, были пережиты здесь преимущественно
«идеально».
Эстетико – идеологические принципы и поэтика романтизма.
РОМАНТИчЕСКАя ЭСТЕТИКА СОЗДАЛА СОБСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ КРАСОТЫ. ДЛя
РОМАНТИКОВ НОВОЕ – ОНО ЖЕ И ПРЕКРАСНОЕ. ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА ДЛя РОМАНТИКОВ – В
УМЕНИИ УЛОВИТЬ НОВОЕ В чЕЛОВЕчЕСКОМ МИРЕ, В СПОСОБНОСТИ ПРОчУВСТВОВАТЬ
НОВЫЕ, ЕДВА ВСТУПИВШИЕ В ДЕЙСТВИЕ СИЛЫ ЖИЗНИ ; НЕОБЫчАЙНОЕ, СТРАННОЕ,
НЕИЗВЕДАННОЕ – ЭТО И ЕСТЬ ИСТОчНИК РОМАНТИчЕСКОЙ ПОЭЗИИ.
Ф. Шлегель, а вслед за ним К. В. Ф. Зольгер и отчасти Жан Поль Рихтер
развили особую теорию романтического юмора – «романтической иронии». Почти
независимо от теоретиков позицию «романтической иронии» разработали в
художественной практике Л. Тик, К. Брентано, Гофман в Германии, Дж. Байрон
в Англии, А. Мюссе во Франции.
По Шлегелю, гениальный художник отдает себе отчет в невозможности
полного воплощения своей неповторимой уникальной субъективности в созданном
им художественном творении. Таким образом ирония позволяла художнику быть
свободным по отношению к тому что он создал. Романтический юмор состоит в
том, что подчеркивается относительность , едва ли не иллюзорность всяких
ограничительных по смыслу и значению форм жизни : бытовая косность,
классовая узость , идиотизм замкнутых в себе ремесла и профессии
изображаются как нечто добровольное , шутки ради принятое на себя людьми.
Жизнь играет, не зная для своих свободных сил каких – либо неодолимых
препон, перекидываясь через все преграды , вышучивая , выставляя в
Страницы: 1, 2
|