бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура романтизма бесплатно рефераты

Культура романтизма

«Культура романтизма»

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение. 2

общая Характеристика культуры романтизма 4

История романтизма 6

Эстетико – идеологические принципы и поэтика романтизма. 9

Проблема свободы в музыке романтической эпохи 10

… в изобразительном искусстве. 12

… в литературе 14

Заключение. 22

Используемая литература: 24

ВВЕДЕНИЕ.

СЕГОДНя В СОВРЕМЕННОМ НАМ ОБЩЕСТВЕ МЫ ПЫТАЕМСя ВОССТАНОВИТЬ ЦЕННОСТЬ

СВОБОДЫ ЛИчНОСТИ, КОТОРАя ФОРМАЛЬНО ВОСПРИНИМАЕТСя НАМИ КАК ОДНО ИЗ ПРАВ

чЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОНяТИЕ “СВОБОДА ЛИчНОСТИ” ВСЕ чАЩЕ УПОТРЕБЛяЕТСя В

СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, В ВЫСТУПЛЕНИяХ ПОЛИТИчЕСКИХ ЛИДЕРОВ,

ДЕКЛАРИРУЕТСя КОНСТИТУЦИЕЙ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. ОДНАКО СМЫСЛ, ВКЛАДЫВАЕМЫЙ В

ЭТО ПОНяТИЕ РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ, РАЗЛИчЕН, ЗАчАСТУЮ ПРЕДЛАГАЮТСя САМЫЕ

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИя ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ чЕЛОВЕчЕСКОЙ ЛИчНОСТИ. НО ПРИ

ЭТОМ САМА КАТЕГОРИя СВОБОДЫ НЕ ПОДВЕРГАЕТСя ДОСТАТОчНО СЕРЬЕЗНОМУ АНАЛИЗУ.

Свобода – осознанная необходимость и действия человека в соответствии

со своими знаниями , возможность и способность выбора в своих действиях. На

познании и использовании объективных законов покоиться и свобода людей по

отношению к природе, возрастающая по мере научного и технического

прогресса.

Проблема свободы традиционно сводилась к вопросу , обладает ли человек

свободой воли.

Свобода воли – философская проблема, которая при первой общей

постановке формулируется как вопрос о свободе человека в своих действиях.

Со свободой воли связана судьба высших духовных ценностей ; от ее решения

зависит признание вины , ответственности , творчества ; она стоит в центре

проблемы личности.

Проблема свободы встает, прежде всего, как практическая проблема – в

связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение

свободы воли есть необходимое основание нравственности , условие

возможности вменения. Если человек не мог поступить иначе , чем он поступил

, если каждое его действие необходимо, т. е. строго обусловлено и исключает

возможность выбора, то ему нельзя это действие вменить в вину или поставить

в заслугу – здесь всякая нравственная оценка неправомерна и излишня.

Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода

выбора. Но последнее возможно лишь в том случае, если понятие свободы

рассматривается не только в качестве отрицательного, но и как

положительное, что означает иной, отличный от природной причинности способ

существования бытия, и приводит к антиномии свободы и необходимости. Таким

образом проблема свободы воли, первоначально сформулированная как вопрос о

свободе человека в своих действиях, В своих действиях, превращается в

вопрос о не обусловленности воли из вне в качестве конечной причины.

Свобода воли выступает как понятие тесно связанное с понятием знание. В

определении свободы «познанной необходимости» смысловым стержнем является

понятие по знаниям, при помощи которого можно осуществить сознательное и

планомерное господство человека над природой над общественными отношениями.

Иначе говоря, свобода выступает здесь как состояние индивидов, овладевших

объективными закономерностями на основе их познания и практического

использования.

Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд,

ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся

только неумолимым законам природы. Только понимание свободы как

потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как

возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и

желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает

личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого

себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи

совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного

совершенства”[1].

Идея свободы личности у Н.А. Бердяева окрашена прямо противоположными

настроениями: трагизмом и решимостью совершить “революцию духа”,

переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством

падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу

человеческой свободы.

Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных

условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или даже

быть лишены ее ; они могут обладать свободой в ордних сферах деятельности

и быть лишены ее в других ; наконец , и степень их свободы может быть

весьма различной – от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств

до свободного приспособления к действительности.

«…Личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в

рамках господствующего класса , и лишь постольку, поскольку они были

индивидами этого класса»[2].

На протяжении всей истории человечества борьба людей против кастовых,

сословных, классовых и др. социальных ограничений своей свободы, в какие бы

идеологические формы она ни облекалась, была движущей силой общественного

прогресса. На протяжении веков требования свободы и равенства были взаимно

обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по – разному.

Человек никогда не сможет выйти за пределы своих физических и духовных

способностей, а также исторических ограничений свободы общества; однако его

индивидуальная свобода может быть умножена благодаря индивидуальной свободе

солидарных с ним остальных членов такого общества.

общая Характеристика культуры романтизма

РОМАНТИЗМ - (ФРАНЦ. ROMANTISME), ИДЕЙНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ЕВРОПЕЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА 18 – 1-Й ПОЛОВИНЫ

19 ВВ. ФРАНЦУЗСКИЙ ROMANTISME ВЕДЕТ РОДОСЛОВНУЮ ОТ ИСПАНСКОГО ROMANCE (ТАК

НАЗЫВАЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ИСПАНСКИЕ РОМАНСЫ, А ЗАТЕМ И РЫЦАРСКИЙ РОМАН),

чЕРЕЗ АНГЛ. ROMANTIC (РОМАНТИчЕСКИЙ), ПЕРЕДАВАЕМОЕ ПО - ФРАНЦУЗСКИ

ROMANESQUE, А ЗАТЕМ ROMANTIQUE И ОЗНАчАВШЕЕ В 18 ВЕКЕ «СТРАННОЕ»,

«ФАНТАСТИчЕСКОЕ», «ЖИВОПИСНОЕ». В НАчАЛЕ 19 ВЕКА СЛОВО РОМАНТИЗМ СТАНОВИТСя

ТЕРМИНОМ ДЛя ОБОЗНАчЕНИя НОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИя, ПРОТИВОПОЛОЖНОГО

КЛАССИЦИЗМУ.

В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и

другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком

смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не

воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение

идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к

демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.

Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого

слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения,

прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально –

идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в

социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые

контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное

опустошение личности.

Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и

английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и

античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность

индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос.

Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к

тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному,

бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип

личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки

индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной

десницы истории государств.

История романтизма

ТЕРМИН РОМАНТИЗМ ИМЕЕТ ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ. ПЕРВОНАчАЛЬНО СЛОВО ROMANCE В

ИСПАНИИ ОЗНАчАЛО ЛИРИчЕСКУЮ ГЕРОИчЕСКУЮ ПЕСНЮ- РОМАНС; ЗАТЕМ БОЛЬШИЕ

ЭПИчЕСКИЕ ПОЭМЫ О РЫЦАРяХ – РОМАНЫ. В XVII ВЕКЕ ЭПИТЕТ «РОМАНТИчЕСКИЙ»

СЛУЖИТ ДЛя ХАРАКТЕРИСТИКИ АВАНТЮРНЫХ И ГЕРОИчЕСКИХ СЮЖЕТОВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

НАПИСАННЫХ НА РОМАНСКИХ яЗЫКАХ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ

НА яЗЫКАХ КЛАССИчЕСКИХ. В XVIII ВЕКЕ ЭТО СЛОВО ВХОДИТ В ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ОБИХОД АНГЛИИ ДЛя ОБОЗНАчЕНИя ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬя И ВОЗРОЖДЕНИя .

В конце XVIII века в Германии и в начале XIX века во Франции, а также в

ряде других стран (Италия ,Польша, Россия) слово «романтизм» становится

названием художественного направления, противопоставившего себя

классицизму. Сами участники нового литературного движения предали слову

«романтизм» значение термина, и он прочно закрепился за молодым искусством.

Однако уже первые теоретики романтизма трактовали этот термин и по-

другому, расширив его топологическое значение. «Подлинным содержанием

романтического, - писал Гегель развивая идеи теоретиков немецкого

романтизма, - служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой

– духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и

свободу».[3]Термин «романтизм» обрел, таким образом, еще более широкое,

нравственно-философское истолкование.

В России оно своеобразно переломилось. У В.Д. Белинского, который

распространил понятие романтизма на всю историю духовной жизни

человечества: «Романтизм-принадлежность не одного только искусства, не

одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и

поэзии - в жизни…В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм

есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его

сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или

действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера

романтизма - «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все

неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе

удовлетворение в идеалах, творимых фантазию»[4]. Трактовка Белинского

оказала сильное влияние на советскую литературу и критику.

Так как само понятие романтизм возникло в связи с определенным

литературным направлением и получило в нем наиболее полное воплощение, то в

центре изучения проблемы романтизма стоит конкретное историческое явление:

романтизм литературы конца XVIII – первой половины XIX веков.

Романтизм явился как бы высшей точкой антипросветительного движения

прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-

идеологическая предпосылка - разочарование буржуазно-позитивистской

цивилизации в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе,

принесшем новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и

бездуховность личности. «Установленные «победы разума» общественные и

политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование

карикатурой на блестящие обещания просветителей»[5]. Неприятие буржуазного

образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и

эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого

просветительства, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и

предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Современная

действительность предстала перед ними как неразумное, иррациональное,

полное тайн и вместе с тем - как враждебное природе человека и его

личностной свободе. Проблему свободы следует считать центральной для

культуры романтизма, именно ею обусловлены все основные сюжетные линии в

развитии этой культуры : интерес к средневековью, к народной культуре, к

творчеству, к трансцендентному.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются к религии и

искусству, к миру природы ми жизни экзотических народов, к истории и

фольклору – всему, что не похоже на прозаическую повседневность. В

противовес нивелирующему «разуму» просветителей с их предпочтением

«общего», «типичного», «детерминированного» они провозглашают суверенность

и самоценность отдельной личности, свободу воли. Неизменной материальной

практике они противопоставили жизнь духа , в которой видели наивысшую , а

подчас и единственную ценность. Поэтому главное внимание они уделяли не

обстоятельствам жизни человека , а его внутреннему миру.

Романтики впервые открыли необычайную сложность, противоречивость души

человека, ее неисчерпаемость. Человек для них – малая вселенная ,

микрокосмос. Погруженность в глубины духа, напряженный интерес к сильным и

ярким чувствам, грандиозным страстям, к тайным движениям души, к «ночной»

ее стороне , тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты

романтического искусства. Столь же характерно для романтизма повышенное

внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального,

который был как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в

буржуазном обществе.

Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазии

и отвергают нормативность в эстетике. Гений не подчиняется правилам, но

творит их – эта мысль И. Канта была твердо усвоена теоретиками романтизма.

Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа,

фантастической повести, лиро – эпической поэмы, решительно реформировали

сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Романтики

проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров,

взаимопроникновение искусств , синтез искусства, философии, религии. Они

заботились о музыкальности и живописности литературы , смело смешивали

высокое и неизменное, трагическое и комическое, обыденное и необыденное,

тяготели к фантастике , гротеску, демонстративной условности формы.

Художественные высшие достижения романтиков – гротеско-сатирическое

изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное

воссоздание природы и др.

Классической страной романтизма была Германия. События Французской

революции, ставшие решающей социальной предпосылкой инте6нсивного

общественного развития романтизма, были пережиты здесь преимущественно

«идеально».

Эстетико – идеологические принципы и поэтика романтизма.

РОМАНТИчЕСКАя ЭСТЕТИКА СОЗДАЛА СОБСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ КРАСОТЫ. ДЛя

РОМАНТИКОВ НОВОЕ – ОНО ЖЕ И ПРЕКРАСНОЕ. ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА ДЛя РОМАНТИКОВ – В

УМЕНИИ УЛОВИТЬ НОВОЕ В чЕЛОВЕчЕСКОМ МИРЕ, В СПОСОБНОСТИ ПРОчУВСТВОВАТЬ

НОВЫЕ, ЕДВА ВСТУПИВШИЕ В ДЕЙСТВИЕ СИЛЫ ЖИЗНИ ; НЕОБЫчАЙНОЕ, СТРАННОЕ,

НЕИЗВЕДАННОЕ – ЭТО И ЕСТЬ ИСТОчНИК РОМАНТИчЕСКОЙ ПОЭЗИИ.

Ф. Шлегель, а вслед за ним К. В. Ф. Зольгер и отчасти Жан Поль Рихтер

развили особую теорию романтического юмора – «романтической иронии». Почти

независимо от теоретиков позицию «романтической иронии» разработали в

художественной практике Л. Тик, К. Брентано, Гофман в Германии, Дж. Байрон

в Англии, А. Мюссе во Франции.

По Шлегелю, гениальный художник отдает себе отчет в невозможности

полного воплощения своей неповторимой уникальной субъективности в созданном

им художественном творении. Таким образом ирония позволяла художнику быть

свободным по отношению к тому что он создал. Романтический юмор состоит в

том, что подчеркивается относительность , едва ли не иллюзорность всяких

ограничительных по смыслу и значению форм жизни : бытовая косность,

классовая узость , идиотизм замкнутых в себе ремесла и профессии

изображаются как нечто добровольное , шутки ради принятое на себя людьми.

Жизнь играет, не зная для своих свободных сил каких – либо неодолимых

препон, перекидываясь через все преграды , вышучивая , выставляя в

Страницы: 1, 2