бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура как объект изучения бесплатно рефераты

Культура как объект изучения

РЕФЕРАТ

культура как обьект изучения

вопросы культуры

I. Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)

издавна применяется для обозначения

того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин

употребляется как синоним общественного, искусственного в

противоположность природному, естественному. Однако

этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении.

Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в

современной научной литературе встречается более 250 определений

культуры. Специалисты по теории

культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных

определений и сгруппировали их следующим образом.

1. Описательные определения, восходящие в своей основе

к концепции основоположника культурной антропологии

Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов

деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного

людьми включает в себя книги, картины и

т. п. , знание путей приспособления к социальному и природному окружению,

язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались

веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль

традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от

предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и

генетические определения, утверждающие, что культура является результатом

исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди

произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы,

организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение

принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый

социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные

и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции

поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком

определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть

особое приспособление людей к природному окружению и экономическим

потребностям и складывается из

всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения : культура - это поведение,

которому человек научился, а не получил в качестве биологического

наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность

моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой

систему определенных признаков, различным

образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные

признаки, организованные вокруг основных

потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток

идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.

е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это

организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей,

чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные

черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она

ускользает от определения. Действительно, она является результатом

поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи,

модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах,

т. е. не включает биологических компонентов человека и передается

отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально

воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень

свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений,

которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков,

Киевской Руси или Новгорода.

Можно рассматривать историю как целесообразную деятельность людей. Именно

этот деятельностный подход и позволяет

ответить на вопрос о том, что такое культура? Говоря и размышляя о

культуре, мы представляем себе не только продукты человеческой

деятельности, но и саму эту деятельность : каменщиков, возводящих

пирамиды или строящих Акрополь, современное автоматизированное

производство с его высокой технической культурой. Понятно, что

деятельность, осуществляемая с помощью каменного молотка или обычной

пилы, существенно отличается от деятельности рабочего, налаживающего

автоматическую линию, включающую в себя станки с программным управлением.

В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру как

совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и

общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в

материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные

и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности

человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей

многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др.

системы.

Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны.

Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.

Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие

исследователи разграничивают материальную

и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность

материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими.

Духовную культуру определяют

как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия,

этика, право, политика и т. д. ) и способов деятельности по созданию

духовных ценностей.

В этом разграничении есть рациональное зерно, но его

нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительности

границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить

о материальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле,

станок материален, но он был бы только грудой металлолома, если бы в нем не

были воплощены мысль конструктора, таланты, навыки рабочих, изготовивших

его.

Наконец, обратим внимание еще на один очень важный

момент - на социальный характер культуры. Культура - это неотъемлемая

сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального

существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества.

Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся,

когда говорим : «Это некультурный человек, ему неведомо, что такое

культура», - неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно

имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или

недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек всегда

культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не

существует. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда

создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и

духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень

развитости культуры может быть различной-сильной или слабой, высокой или

низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития

общества, от условий, в которых

развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает. Но

здесь мы переходим к группе вопросов о типологии культур и закономерностях

их развития.

II. Как в определениях самого феномена культуры, так и в классификациях

различных культур и выявлении закономерностей их развития сегодня имеет

место значительный разнобой. Одни культурологи понимают культуру как

плод духовного творчества людей и потому сводят ее к культуре духовной.

Другие же, опираясь на сложившиеся в антропологии и этнографии

традиции, включают в понятие культуры все стороны жизни общества, кроме

тех, которые совершенно выходят за рамки сознательной деятельности

(например, плотность населения). Но что такое типология

(классификация)?

Под типологией в современной научной литературе понимается метод

расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью

обобщенной модели. Данный метод используется в целях сравнительного

изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней

организации объектов.

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,

нелегко. В западной социологии существует по крайней мере три

альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой

популярностью в ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утверждающая, что

все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; теория

культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути

развития отдельных культур уникальны, и потому настаивающая на том, что

прежде всего необходимо изучать индивидуальные черты; теория

многолинейной эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур

могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная

последовательность всех

известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и

только для ограниченного множества культурных компонентов.

Предлагая свои варианты теорий культурного развития, западные

культурологи прямо или скрыто полемизируют с марксистским пониманием

истории. Возьмем, к примеру, широко распространенную концепцию

многофакторного развития культуры. Ее сторонники считают, что культура

складывается из

многих компонентов, что все они в равной степени участвуют культурной

эволюции и что среди них нельзя выделить какой-либо ведущий. Так,

французские культурологи-структуралисты отрицают, что экономика может

служить определяющим фактором развития культуры и, следовательно,

культуры. По их мнению, для каждого общества характерен свой особый

детерминизм, обусловленный культурой общества и лежащим в ее основе

структурообразующим элементом. Развитие культуры можно

понять с этой точки зрения, не выделяя ее отдельные компоненты, а

рассматривая действие общей их системы со структурой, не зависящей от

специфики многообразных составляющих.

Сравним теперь эту довольно типичную немарксистскую концепцию с

марксистским учением о развитии общества. Это учение обосновывает

определяющую роль материального производства для жизни общества, но

определяющую лишь в конечном счете и ни в коей мере не отменяет

воздействия на культуру иных элементов социальной структуры.

Рассмотренная перед этим концепция полагает мироощущение человека

наиболее существенным фактором развития культуры, не предлагая

аргументов в пользу этого. Человек просто ощущает себя христианином или

членом какого-либо коллектива - выходит по ней. Но ведь вопрос в том и

заключается, почему человек ощущает себя так или иначе. Почему европеец

эпохи

средневековья ощущал себя христианином, а первобытный человек - со

своим племенем ? Да потому, что именно социокультурная структура

феодализма определяла выход религии на первый план в системе ценностей

средневекового европейского общества, а коллективизм первобытного

племени был обусловлен в конечном итоге структурой племенной экономики.

Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость

каждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не

рационально, исходя, скажем, из

механистической причинности, а только иррационально, посредством

мистического проникновения в их божественную

первопричину. Спрашивается, однако, зачем же исходить из

механистической причинности, если эта точка зрения давно устарела. И

как доказать, что существует некая божественная первопричина культуры?

В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил

перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к

высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на

большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе

каждой

культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в

себя только то, что соответствует ее характеру и особенностям.

С течением времени возможности модели исчерпываются и

она уже не может оказывать влияния на новые области и

отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется

стадией повторением повторения старого, регресса, упадка и устаревшая

модель культуры в конечном счете

погибает. «Смерть культуры» не означает ее полного

исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей

в лоне старой культуры.

Исследование Кребера содержит немало интересных

наблюдений, однако не дает ответа на самые главные вопросы. Например,

Кребер затрудняется в решении проблемы возникновения основной модели

культуры той или иной конкретной исторической эпохи. Без ответа остаются и

вопросы о причинах долговременности модели культуры, смены стадий в ее

развитии. В общем, можно сказать, что в этой концепции закономерности

развития культуры отходят на второй план и не раскрываются.

Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др. )

предприняли попытки установить закономерности, лежащие в основе

возникновения и развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть

главный элемент, который определяет данный тип, независимого от того,

является ли он уникальным или в той или иной степени присущ различным

культурам. Так,

Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, в

соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и

способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта, норм,

идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два

типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным,

эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые -

интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип

культуры создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и

импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как

нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и

природа, и качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому в восточных

культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с

природой, Подход к социальным явлениям с точки зрения непосредственного

наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивид рождается в семье, то

она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся и на общество

в целом, в результате чего складывается иерархия

социальных статусов, которую венчает обожествляемая

личность монарха, императора. Второй тип культуры создает технические

цивилизации с их концепциями равенства людей, равных возможностей,

одинаковых норм, с развитой этикой и демократией. Искусство технических

цивилизаций основано на геометрических формах и перспективе.

И в этой концепции есть меткие важные наблюдения

особенностей развития культуры. Интересно то, что чем дальше в прошлое

забирается Нортроп, тем больше у него верных замечаний. но и здесь основные

вопросы остаются без ответа. Чем вызваны к жизни различные формы и способы

познания мира? Не особенностями ли материального производства и

складывающихся на его основе социальных организаций восточных и западных

обществ?

П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур : идеальный,

Страницы: 1, 2