Культура как объект изучения
Культура как объект изучения
РЕФЕРАТ
культура как обьект изучения
вопросы культуры
I. Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для обозначения
того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин
употребляется как синоним общественного, искусственного в
противоположность природному, естественному. Однако
этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении.
Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в
современной научной литературе встречается более 250 определений
культуры. Специалисты по теории
культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных
определений и сгруппировали их следующим образом.
1. Описательные определения, восходящие в своей основе
к концепции основоположника культурной антропологии
Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов
деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного
людьми включает в себя книги, картины и
т. п. , знание путей приспособления к социальному и природному окружению,
язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались
веками.
2. Исторические определения, подчеркивающие роль
традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от
предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и
генетические определения, утверждающие, что культура является результатом
исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди
произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы,
организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение
принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый
социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные
и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции
поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком
определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть
особое приспособление людей к природному окружению и экономическим
потребностям и складывается из
всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения : культура - это поведение,
которому человек научился, а не получил в качестве биологического
наследства.
7. Структурные определения, выделяющие важность
моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой
систему определенных признаков, различным
образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные
признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)
культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток
идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.
е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура - это
организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей,
чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные
черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она
ускользает от определения. Действительно, она является результатом
поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи,
модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах,
т. е. не включает биологических компонентов человека и передается
отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень
свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений,
которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков,
Киевской Руси или Новгорода.
Можно рассматривать историю как целесообразную деятельность людей. Именно
этот деятельностный подход и позволяет
ответить на вопрос о том, что такое культура? Говоря и размышляя о
культуре, мы представляем себе не только продукты человеческой
деятельности, но и саму эту деятельность : каменщиков, возводящих
пирамиды или строящих Акрополь, современное автоматизированное
производство с его высокой технической культурой. Понятно, что
деятельность, осуществляемая с помощью каменного молотка или обычной
пилы, существенно отличается от деятельности рабочего, налаживающего
автоматическую линию, включающую в себя станки с программным управлением.
В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру как
совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и
общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в
материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные
и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности
человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей
многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др.
системы.
Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны.
Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.
Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие
исследователи разграничивают материальную
и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность
материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими.
Духовную культуру определяют
как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия,
этика, право, политика и т. д. ) и способов деятельности по созданию
духовных ценностей.
В этом разграничении есть рациональное зерно, но его
нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительности
границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить
о материальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле,
станок материален, но он был бы только грудой металлолома, если бы в нем не
были воплощены мысль конструктора, таланты, навыки рабочих, изготовивших
его.
Наконец, обратим внимание еще на один очень важный
момент - на социальный характер культуры. Культура - это неотъемлемая
сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального
существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества.
Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся,
когда говорим : «Это некультурный человек, ему неведомо, что такое
культура», - неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно
имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или
недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек всегда
культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не
существует. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда
создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и
духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень
развитости культуры может быть различной-сильной или слабой, высокой или
низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития
общества, от условий, в которых
развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает. Но
здесь мы переходим к группе вопросов о типологии культур и закономерностях
их развития.
II. Как в определениях самого феномена культуры, так и в классификациях
различных культур и выявлении закономерностей их развития сегодня имеет
место значительный разнобой. Одни культурологи понимают культуру как
плод духовного творчества людей и потому сводят ее к культуре духовной.
Другие же, опираясь на сложившиеся в антропологии и этнографии
традиции, включают в понятие культуры все стороны жизни общества, кроме
тех, которые совершенно выходят за рамки сознательной деятельности
(например, плотность населения). Но что такое типология
(классификация)?
Под типологией в современной научной литературе понимается метод
расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью
обобщенной модели. Данный метод используется в целях сравнительного
изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней
организации объектов.
Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,
нелегко. В западной социологии существует по крайней мере три
альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой
популярностью в ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утверждающая, что
все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; теория
культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути
развития отдельных культур уникальны, и потому настаивающая на том, что
прежде всего необходимо изучать индивидуальные черты; теория
многолинейной эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур
могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная
последовательность всех
известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и
только для ограниченного множества культурных компонентов.
Предлагая свои варианты теорий культурного развития, западные
культурологи прямо или скрыто полемизируют с марксистским пониманием
истории. Возьмем, к примеру, широко распространенную концепцию
многофакторного развития культуры. Ее сторонники считают, что культура
складывается из
многих компонентов, что все они в равной степени участвуют культурной
эволюции и что среди них нельзя выделить какой-либо ведущий. Так,
французские культурологи-структуралисты отрицают, что экономика может
служить определяющим фактором развития культуры и, следовательно,
культуры. По их мнению, для каждого общества характерен свой особый
детерминизм, обусловленный культурой общества и лежащим в ее основе
структурообразующим элементом. Развитие культуры можно
понять с этой точки зрения, не выделяя ее отдельные компоненты, а
рассматривая действие общей их системы со структурой, не зависящей от
специфики многообразных составляющих.
Сравним теперь эту довольно типичную немарксистскую концепцию с
марксистским учением о развитии общества. Это учение обосновывает
определяющую роль материального производства для жизни общества, но
определяющую лишь в конечном счете и ни в коей мере не отменяет
воздействия на культуру иных элементов социальной структуры.
Рассмотренная перед этим концепция полагает мироощущение человека
наиболее существенным фактором развития культуры, не предлагая
аргументов в пользу этого. Человек просто ощущает себя христианином или
членом какого-либо коллектива - выходит по ней. Но ведь вопрос в том и
заключается, почему человек ощущает себя так или иначе. Почему европеец
эпохи
средневековья ощущал себя христианином, а первобытный человек - со
своим племенем ? Да потому, что именно социокультурная структура
феодализма определяла выход религии на первый план в системе ценностей
средневекового европейского общества, а коллективизм первобытного
племени был обусловлен в конечном итоге структурой племенной экономики.
Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость
каждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не
рационально, исходя, скажем, из
механистической причинности, а только иррационально, посредством
мистического проникновения в их божественную
первопричину. Спрашивается, однако, зачем же исходить из
механистической причинности, если эта точка зрения давно устарела. И
как доказать, что существует некая божественная первопричина культуры?
В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил
перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к
высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на
большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе
каждой
культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в
себя только то, что соответствует ее характеру и особенностям.
С течением времени возможности модели исчерпываются и
она уже не может оказывать влияния на новые области и
отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется
стадией повторением повторения старого, регресса, упадка и устаревшая
модель культуры в конечном счете
погибает. «Смерть культуры» не означает ее полного
исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей
в лоне старой культуры.
Исследование Кребера содержит немало интересных
наблюдений, однако не дает ответа на самые главные вопросы. Например,
Кребер затрудняется в решении проблемы возникновения основной модели
культуры той или иной конкретной исторической эпохи. Без ответа остаются и
вопросы о причинах долговременности модели культуры, смены стадий в ее
развитии. В общем, можно сказать, что в этой концепции закономерности
развития культуры отходят на второй план и не раскрываются.
Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др. )
предприняли попытки установить закономерности, лежащие в основе
возникновения и развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть
главный элемент, который определяет данный тип, независимого от того,
является ли он уникальным или в той или иной степени присущ различным
культурам. Так,
Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, в
соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и
способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта, норм,
идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два
типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным,
эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые -
интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип
культуры создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и
импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как
нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и
природа, и качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому в восточных
культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с
природой, Подход к социальным явлениям с точки зрения непосредственного
наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивид рождается в семье, то
она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся и на общество
в целом, в результате чего складывается иерархия
социальных статусов, которую венчает обожествляемая
личность монарха, императора. Второй тип культуры создает технические
цивилизации с их концепциями равенства людей, равных возможностей,
одинаковых норм, с развитой этикой и демократией. Искусство технических
цивилизаций основано на геометрических формах и перспективе.
И в этой концепции есть меткие важные наблюдения
особенностей развития культуры. Интересно то, что чем дальше в прошлое
забирается Нортроп, тем больше у него верных замечаний. но и здесь основные
вопросы остаются без ответа. Чем вызваны к жизни различные формы и способы
познания мира? Не особенностями ли материального производства и
складывающихся на его основе социальных организаций восточных и западных
обществ?
П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур : идеальный,
Страницы: 1, 2
|