бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура Древней Греции бесплатно рефераты

вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с

помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое

место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.

Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия

Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и

естественных наук.

В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,

материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-

прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в

собственно Элладе.

Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую

универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить

единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины

V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в

центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте

немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").

Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим

усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении

числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных

политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,

необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и

обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - естественный

результат процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения

софистического движения - логика внутреннего развития самого знания.

Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности,

на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем

далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество

отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими

генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между

натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный

скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и

стали софисты.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки

зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам

Сократ - не только софист, но даже и глава их.

Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,

противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало

их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен

учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни

греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал

необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой

сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и

упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,

c.44] - откуда делались и политические выводы: руководство государством -

это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы.

Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам

афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого

гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для

олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с

демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались

и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой

характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,

знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и

целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,

но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных

спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к

фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше

их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими

учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на

наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его

истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются

от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только

Косская школа основала медицину как науку. [N.6]

Б) Математика.

В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается

математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом

профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому

философскому направлению. Важным для развития математики было создание

дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа

исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в

арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также

значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим

правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать

и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой

историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от

логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал

"отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной

афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,

Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его

карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел

поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная

ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий

очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой

метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно

считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в

том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все

чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид

пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым

естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым

на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные

события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что

обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль

отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их

способность осознать направление исторического процесса и действовать в

соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении

V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой

лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;

тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу

классического полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой

в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал

актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с

его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,

актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за

сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные

приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу

лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не

менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений

менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая

лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,

как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец

греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического

рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством

изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной

системой фольклора.

Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида

также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно

стремление приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям

жизни. Ему чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная

тема - доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность

традиционных качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,

соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых

лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди

дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются

афинские предания, особенно о Тесее.

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию

несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее

аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр

занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на

современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально

раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие

Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие

навигации после зимних ветров [N.4,с.111]), когда в течение трех дней с

утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего

года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более

демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто

стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно

своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее

демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем

народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр

был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.

Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть

граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных

литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги

для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный

характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,

определяло победителя.

ТРАГЕДИЯ

Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и

указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние

трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем

собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедия

приобретает свой классический облик.

В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с

внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную

справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех

крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.

Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на

протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и

склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала

существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков,

которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказались почти

забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в

школах и переписывались из столетия в столетие.

КОМЕДИЯ

Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где

протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать

пародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес.

Античные авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них

почти никакой роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в

Афинах, где официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на

Великих Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486 гг., а на Ленеях -

около 448г.

"Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно

своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо

сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем,

стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла

карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив

при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. [N.4,с.155]

Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась

от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая

современность, злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса,

в ней чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта

обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными

лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений

и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически

всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует

истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6