Культура Древней Греции
вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с
помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие
истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое
место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.
Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,
наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия
Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и
естественных наук.
В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,
материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-
прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в
собственно Элладе.
Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую
универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить
единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными
продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины
V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в
центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте
немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").
Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим
усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении
числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных
политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,
необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и
обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - естественный
результат процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения
софистического движения - логика внутреннего развития самого знания.
Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности,
на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем
далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество
отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими
генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между
натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный
скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и
стали софисты.
Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки
зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам
Сократ - не только софист, но даже и глава их.
Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,
ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]
Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,
противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало
их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен
учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни
греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал
необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой
сфере жизни,
"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и
упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,
c.44] - откуда делались и политические выводы: руководство государством -
это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы.
Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам
афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого
гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для
олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с
демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК
V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы
деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в
сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались
и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного
характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой
характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного
уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к
отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту
между ними.
А) Медицина.
Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с
деятельностью Гиппократа.
Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что
греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма
существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,
знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и
целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,
но совершенно отличны друг от друга.
В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп
врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных
спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к
фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше
их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими
учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на
наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его
истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются
от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.
Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только
Косская школа основала медицину как науку. [N.6]
Б) Математика.
В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается
математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом
профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому
философскому направлению. Важным для развития математики было создание
дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа
исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в
арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также
значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим
правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.
С) Историография.
Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на
смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи
ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и
соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,
создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать
и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой
историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от
логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал
"отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.
Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной
афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,
Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его
карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел
поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная
ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий
очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго
ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой
метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно
считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в
том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все
чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид
пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым
естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,
с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым
на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные
события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что
обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и
иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль
отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их
способность осознать направление исторического процесса и действовать в
соответствии с ним.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА
Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении
V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой
лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;
тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу
классического полиса жанр литературы.
Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой
в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но
отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал
актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с
его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,
актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за
сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные
приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу
лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.
Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не
менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений
менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]
Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая
лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,
как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец
греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического
рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством
изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной
системой фольклора.
Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида
также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно
стремление приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям
жизни. Ему чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная
тема - доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность
традиционных качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,
соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых
лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди
дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются
афинские предания, особенно о Тесее.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию
несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее
аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр
занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на
современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально
раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие
Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие
навигации после зимних ветров [N.4,с.111]), когда в течение трех дней с
утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего
года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более
демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто
стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно
своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее
демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем
народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр
был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.
Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть
граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных
литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги
для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный
характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,
определяло победителя.
ТРАГЕДИЯ
Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и
указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние
трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем
собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедия
приобретает свой классический облик.
В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с
внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную
справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех
крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.
Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на
протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и
склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала
существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков,
которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказались почти
забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в
школах и переписывались из столетия в столетие.
КОМЕДИЯ
Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где
протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать
пародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес.
Античные авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них
почти никакой роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в
Афинах, где официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на
Великих Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486 гг., а на Ленеях -
около 448г.
"Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно
своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо
сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем,
стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла
карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив
при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. [N.4,с.155]
Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась
от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая
современность, злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса,
в ней чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта
обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными
лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений
и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически
всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует
истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|