бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура 18 века России бесплатно рефераты

и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой

современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими

войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея

и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя,

крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев —

богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий

дворянству; он стал во главе восставших, которые

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ — на веревочки,

Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,

Мы заводчиков — на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была

уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры,

мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с

Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее

созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова

знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного

творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д.

Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы,

отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля

неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения

народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных

рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями

раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы

ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор

«Плача»; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная

жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской

деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в

рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с

горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета

толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана

в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к

богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы

— такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме

выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея

(драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином

(«Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр

устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые

противоречия того времени.

Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и

церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал

глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-

шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны

резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога,

частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных

житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных

основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в

произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров

встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки

представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и

геометрический орнамент.

Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д.

Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную,

изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения

животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на

всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п.

Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и

деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и

деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие

кружева и красочные вышивки!

Культура дворянства.

Классицизм

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся

нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая

постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые

писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают

первые литературные журналы.

Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. —

становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за

мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти,

утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в

развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому

течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов:

«Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно

смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме,

полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и

резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д.

Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д.

Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником

наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления — таковы

известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами

способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических

произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей

художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и

философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к

монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного

прогресса.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П.

Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.),

которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии.

Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях

он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме

восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий

Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-

воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и

благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал

А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает

кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к

проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские

мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же

время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего

литературного направления классицизм становится литературой узких

реакционно-крепостнических кругов.

Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и

изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И.

Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы —

Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие

задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью

замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к

монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание

Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве — высшее

достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный

по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической

гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные

здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например

здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в

Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность

композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской,

богатством отделки фасада здания и ограды.

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота,

человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском

монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и

мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью.

Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся

величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и

обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи — памятник

Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент

должен рассматриваться в рамках русской культуры, предопределившей оценку

Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего

вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние — с мощным

постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли,

героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла

делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического

призвания России.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя

внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с

Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в

живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный

идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам

античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был

заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-

патриотическую тематику и просветительское направление в театре.

Распространение классицизма в театральном искусстве связано с

возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного

профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым.

Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А.

Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась

тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью

декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил

по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых

персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.

Сентиментализм

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век

Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание

к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего»

класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера.

Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с

восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и

обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра

сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской

литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания

простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе

рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М.

Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной

революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.

Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой,

- с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке

беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и

дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие

примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было

создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в

приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке

природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника

сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на

кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на

это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.— в преддверии

Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста

С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною»,

крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими

увеселениями» пастухов и пастушек.

Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л.

Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И.

Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В.

II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным

операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором

умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей

воле, ты нам барин и отец! »

Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздирающими сценами и

идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.

Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку.

Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М.

Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в.

тревожить сердца купчих и мещаночек.

Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых,

буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его

борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических

процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он

был течением прогрессивным для своего времени.

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких

социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и

значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая

структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в

архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство

выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в

петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В

становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно

было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи

оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера

не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских

людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки

была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие

русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии,

Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке

развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено

национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе

весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое

влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя

крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же

царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по

распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо

прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном

расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния

принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки.

Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению

ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Список использованной литературы

1. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983

г.

2. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII

века.»1954г.

3. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.

4. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.

5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.

6. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины

19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

7. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г.

8. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький

А.М.

9. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

10. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII

в. М.: Высшая школа. 1983.

11. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России //

Знание — сила. № 8, 9. 1990г.

12. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди,

идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.:

Политиздат. 1991.

-----------------------

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, стр. 24.

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 346.

[3] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 6. М.-Л., 1952, стр.

178.

Страницы: 1, 2, 3