бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Карл Густав Юнг о творческой фантазии бесплатно рефераты

Карл Густав Юнг о творческой фантазии

Карл Густав Юнг о творческой фантазии

«... Ты ничего не говоришь и

ничего не выдаешь, о «Улисс»,

но ты задаешь нам работу !..»

Юнг К. Монолог «Улисса»

«Когда бы я ни читал «Улисса», мне на ум всегда приходит китайский

рисунок.., на котором изображен человек в позе медитации; из его головы

растут еще пять человеческих фигур, и еще по пять вырастают в свою очередь

из каждой из этих голов. Эта картинка изображает духовное состояние йога,

который уже почти избавился от своего эго и готов перейти в более высокое,

более объективное состоя-ние самости. Это состояние «лунного диска,

спокойного и одинокого» состояние сат-чит-ананда, сочетание бытия и

небытия, конечная цель восточного пути осво-бождения, бесценная жемчужина

индийской и китайской мудрости, превозносимой последователями на протяжении

столетий».

«Как психиатр я чувствуя себя почти виноватым перед читателями за то,

что оказался вовлеченным в шумиху вокруг Пикассо... И не потому, что

художник и его довольно странное искусство кажутся для меня слишком мелкой

темой - тем более, что серьезно заинтересовался его литературным собратом,

Джеймсом Джойсом. На-против, к этой проблеме я испытываю острый интерес.

Почти двадцать лет я зани-мался вопросами психологии графического

представления психических процессов, то есть, фактически, я уже имею

достаточную подготовку, чтобы рассматривать карти-ны Пикассо с

профессиональной точки зрения.

Необъектное искусство берет свое содержание непосредственно из

«внутрен-него». Это «внутреннее» не соответствует сознанию, поскольку

сознание содержит образы объектов в том виде, как мы их обычно видим, и чей

облик таким образом необходимо совпадает с ожидаемым. Объект Пикассо, тем

не менее, отличается от ожидаемого - причем настолько, что кажется вообще

несоответствующим никакому объекту из нашего опыта. Его работы...

демонстрируют растущую тенденцию к от-клонению от эмпирических объектов и

увеличению числа тех элементов, которые не соответствуют никакому внешнему

опыту и происходят из «внутреннего», располо-женного позади сознания - или,

как минимум, позади того сознания, которое, как универсальный орган

восприятия, служит надстройкой над пятью чувствами и направлено вовне.

Позади сознания лежит не абсолютная пустота, которая воздейст-вует на

сознание изнутри и из-за него так же, как внешний мир воздействует на него

спереди и снаружи. Таким образом, те живописные элементы, которые не

находят никакого «внешнего» соответствия, имеют «внутренний» источник...».

«Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли, является

трансцеден-тальной проблемой, которую психолог не способен решить, но может

только опи-сать. Творческая личность также является головоломкой, которую

мы сможем пово-рачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно.

Тем не менее, современ-ные психологи не отказались от исследования проблемы

художника и его искусст-ва...» (3).

Цитаты о психологии творческого процесса, психологии рождения

творческой фантазии, приведенные выше, взяты из аналитических работ

швейцарского психо-лога Карла Густава Юнга (1875 - 1961), переведенных на

русский язык всего лишь тринадцать лет назад (1983). О Юнге знали тогда

лишь в тесных кругах сторонников и противников цюрихской школы. Даже в

родном городе этот «отставной приват-доцент психиатрии» не числился среди

местных знаменитостей, гордиться которыми так любят швейцарцы.

Карл Густав Юнг принадлежал к тому поколению мыслителей, которое сфор-

мировалось в конце прошлого века, приступило к творческой деятельности в

начале нашего века, главные свои открытия сделало между двумя мировыми

войнами и, кстати, создало тот интеллектуальный климат, в котором, сами

того не осознавая, мы живем до сих пор.

Рассел и Гессе, Хайдеггер и Пикассо, Эйнштейн... Можно было бы

подобрать и совсем иные имена тех мыслителей, что родились примерно век

назад и отрицали своим научным, художественным, политическим, богословским

творчеством заветы XIX века. Но корнями это поколение связано именно с

духовной атмосферой конца прошлого столетия. К концу прошлого века в

сознании миллионов людей, пожалуй, впервые в истории человечества научное

знание заняло доминирующее положение. Распространение городской

цивилизации, индустрии и железных дорог, универ-ситетов и лабораторий,

школьного образования, медицины, парламентаризма и про-чих рациональных

нововведений было тесно связано с «расколдовавшей» мир нау-кой, открывшей

человечеству перспективу безграничного прогресса. Подобно тому, как на

место «героической лени» уходящего в небытие вместе со всеми «вишневыми

садами» феодального сословия явился деятельный буржуа, труженик науки отвое-

вывал позиции у священнослужителя. Религиозный культ утратил значение для

боль-шей части образованных европейцев: религия, особенно в протестантских

странах, стала инструментом поддержания морали, правил поведения,

социальных инсти-тутов.

О морали викторианская эпоха заботилась куда больше, чем о загробном

спасении, либеральная теология сделала Иисуса проповедником буржуазных

добро-детелей. Не только социалисты, но и носители совсем иных идей

(скажем, Достоевс-кий в «Зимних заметках о летних впечатлениях») видели в

этом религиозном мора-лизаторстве лишь попытку оправдания норм буржуазной

культуры. Один из моти-вов в учении Фрейда о вытесненных в бессознательное

влечениях мог возникнуть только в культуре, которая втайне опиралась на

подавление всего природного, - не Фрейд изобрел, будто под покровом

культурных ценностей таятся враждебные куль-туре влечения. Сама

цивилизация, прикрывающая эгоистическое стремление к прибыли высокими

словами об идеалах и ценностях, дисциплинирующая своих членов школой,

производством, казармой, «рациональными» судопроизводством, тюрьмой,

моральными предписаниями, оказалась прообразом индивидуальной психики для

Фрейда.

В искусстве того времени господствовали реализм и натурализм, в

философии, считавшейся «служанкой науки»,- естественнонаучный материализм.

Но пробива-лись и первые ростки совсем иного мироощущения. Их легко

отыскать у «проклятых поэтов», импрессионистов и символистов. Духовная

жизнь восточных цивилизаций, прежде всего Индии, становится известной не

только узким специалистам, появля-ются теософия Блаватской, затем -

антропософия Р. Штейнера. Отказавшиеся от христианской религии европейцы

неожиданно начинают заниматься «столоверчени-ем», беседовать посредством

медиума с духами - словом, появляются весьма странные «плоды просвещения».

Неудовлетворенность механически позитивистской картиной мира возвра-

щает одних к религии: если правы наука и светская культура, то жизнь теряет

всякий смысл. Других - к «философии жизни». В преддверии первой мировой

войны евро-пейские интеллектуалы заново откроют полузабытые сочинения

Кьеркегора. Но пока что рационализму науки противопоставляется не

«экзистенция», а «жизнь», понимаемая то как «воля к власти» (Ницше), то как

космический «жизненный порыв» (Бергсон), то как мир переживаний (Дильтей).

Законами механики не объяс-нить ни внутреннего мира человека, ни «народной

души», ни эволюции живой природы, ни поведения самого примитивного

организма. «Жизнь» есть вечное ста-новление, оно алогично, поскольку

гераклитовский поток не признает даже закона тождества. Жизнь непостижима.

Для разума с его абстракциями требуется интуиция, улавливающая мир

целостно, без умертвления жизни анализом.

Для Юнга именно этот круг идей оказался определяющим. Биология и психо-

логия интерпретировались им в духе «философии жизни» Шопенгауэра и Ницше,

видевших и в разуме, и в культуре проявление таинственных жизненных сил.

Именно с ними имели дело мистики и духовидцы всех времен и религий. Наука

права в своей критике религии как совокупности догматов, требующих слепой

веры. Но религия есть прежде всего опыт таинственного, страшного, безмерно

превосходящего челове-ка; подлинная наука о человеке также должна

обратиться к этому опыту.

Юнг принадлежал немецкой культуре, для которой был особенно характерен

интерес к «ночной стороне» существования. Еще в начале прошлого века

романтики обратились к мифологии и народным сказаниям, средневековой

мистике Экхарта и алхимической теологии Беме. Врачи-шеллигианцы (Карус)

уже пытались применять представления о бессознательном для лечения больных;

в музыке Вагнера, в филосо-фии Ницше, в трудах биологов-виталистов лежат

корни главных идей Юнга.

Ядром философии Юнга, являющейся фундаментом для всех остальных «над-

строек», - теория коллективного бессознательного. Учение о коллективном

бессознательном переплетается с жизнью - слова Юнга о том, что психология

«имеет харак-тер субъективной исповеди», возникли не на пустом месте.

Однако созданное Юнгом учение вовсе не сводится к его личным переживаниям,

тому диалогу его сознания с бессознательным, о котором Юнг написал свои

мемуары - «Воспоминания, сновиде-ния, размышления». Опыт каждого вплетается

в историю поколения, народа, куль-туры; все мы - дети своего времени.

Карл Густав Юнг родился в 1875г. в швейцарском местечке Кесвиль. Отец

его был священником, а дед - профессором медицины Базельского университета,

он переехал в Швейцарию из Германии с рекомендацией А. фон Гумбольдта (и

слухами, будто он - внебрачный сын Гёте). Мать Карла Густава происходила из

семьи мест-ных бюргеров, которые на протяжении уже многих поколений

становились протестантскими пасторами. Семья принадлежала, таким образом, к

«хорошему общест-ву», но едва сводила концы с концами.

Юнг был малообщительным, замкнутым подростком, у которого не было

приятелей. К внешней среде он приспосабливался с трудом, сталкивался с непо-

ниманием, предпочитал общению погружение в мир собственных мыслей. Словом,

представлял классический случай того, что сам он назвал впоследствии «интра-

версией». Если у экстраверта психическая энергия направлена преимущественно

на внешний мир, то у интраверта она перемещается к субъективному полюсу.

Уже в старших классах гимназии он обращается к трудам великих

философов прошлого - от Гераклита и пифагорейцев до Канта и Шопенгауэра.

Учение послед-него о «мире как воле и представлении» оказало на него

особенно сильное влияние. Философский критицизм способствовал скептической

оценке протестантского богословия. Неприятие всего того, о чём толковали в

реформатской церкви, было связано не только с размышлениями на

теологические темы, каковым методично предавался Карл Густав, но и иными

причинами. Свои мемуары он не зря назвал «Воспоминания, сновидения,

размышления» - сновидения играли огромную роль в духовной жизни Юнга, позже

вокруг них строилась вся его психотерапевтическая практика.

В сновидениях Юнга той поры важен один мотив, который дает ему осно-

вания для размышления. Он наблюдает образ наделенного магической силой

старца, который был как бы его alter Ego, «вторым Я». В мелких заботах жил

замкнутый и робкий юноша - личность N1, а в снах являлась другая ипостась

его «Я», личность N2, обладающая даже своим именем (Филемон). Прочитав под

конец обучения в гимназии «Так говорил Заратустра» Ницше, Юнг испугался: у

Ницше тоже была «личность N2» по имени Заратустра: она вытеснила личность

философа (отсюда безумие Ницше - так считал Юнг до конца дней своих,

вопреки более достоверному диагнозу). Страх перед подобными последствиями

«сновидчества» способствовал решительному повороту к реальности. Да и

необходимость одновременно учиться в университете, работать, зная, что

рассчитывать приходится лишь на свои силы, уво-дила от волшебного мира

сновидений. Что до личностей «внешнего» и «внут-реннего» человека, то

главной целью юнгианской психотерапии станет их гармо-ничное единение у

пациентов.

Любопытно, что в университете Юнгу более всего хотелось учиться на

архео-лога. «Глубинная психология» своим методом чем-то напоминает

археологию. Изве-стно, что Фрейд неоднократно сравнивал психоанализ с

археологией и сожалел, что название «археология» закрепилось за поисками

памятников культуры, а не за «рас-копками души».

Юнг уже готовился стать специалистом по внутренним болезням, но в

послед-нем семестре нужно было сдавать психиатрию. На первой странице

учебника он прочитал, что психиатрия есть «наука о личности». «Мое сердце

неожиданно резко забилось. Я должен был встать и глубоко вздохнуть.

Возбуждение было необычай-ным, потому что мне стало ясно, как во вспышке

просветления, что единственно возможной целью для меня может быть только

психиатрия. Только в ней сливались воедино два потока моих интересов. Здесь

было эмпирическое поле, общее для логических и духовных фактов, которое

искал повсюду и нигде не находил. Здесь же коллизия природы и духа стала

реальностью», - вспоминал Юнг (1). Тут же было принято решение, которое

удивило всех, - психиатрия считалась самым непрестиж-ным для медика

занятием. Заключить себя в клинику умалишенных, да еще не имея никаких

средств для их лечения! Но сразу после окончания университета, позволив

себе такую «роскошь», как посещение театра и небольшое путешествие по югу

Гер-мании, Юнг переезжает в Цюрих, в психиатрическую клинику, которой

руководил видный психиатр Э. Блейлер.

Базель и Цюрих имели для Юнга символическое значение. Культурная атмо-

сфера этих городов способствовала формированию особенностей его мировоззре-

ния. Базель - живая память европейской культуры, уходил корнями в прошлое,

в то время как Цюрих устремлялся в столь же далекое будущее.

Юнг в этих городах видел «раскол» европейской души: новая

индустриально-техническая «асфальтовая цивилизация» предает забвению свои

корни. И это зако-номерный исход, ибо душа окостенела в догматическом

богословии, на место кото-рого приходит плоский эмпиризм науки. Наука и

религия, полагал Юнг, ступили в противоречие именно потому, что религия

оторвалась от жизненного опыта, наука же утратила контакт с жизнью

человека. «Мы стали богатыми в познаниях, но бед-ными в мудрости», -

напишет Юнг вскоре. По его мнению, все коренится в чело-веческой душе.

Психология для Юнга стала философским учением. Она должна была дать

современному человеку целостное мировоззрение, помочь ему отыскать смысл

жизни.

«Каждая творческая личность представляет собой дуальность или синтез про-

тиворечащих качеств. С одной стороны, это все же человек, со своей личной

жизнью, а с другой - безличный творческий процесс. Как человек, такая

личность может иметь веселый или мрачный нрав, и ее психология может и

должна быть объяснена в личностных категориях. Но понять ее, как художника,

можно только исходя из твор-ческого достижения. Мы сделаем большую ошибку,

если редуцируем стиль жизни английского джентльмена, или прусского офицера,

или кардинала к личностным факторам. Джентльмен, офицер и высшая церковная

должность являются безлич-ными масками, и для каждой такой роли существует

своя собственная объективная психология. Хотя художник и является

противоположностью социальным маскам, тем не менее тут есть скрытое

родство, поскольку специфически художническая психология носит в большей

степени коллективный характер, нежели личный. Искусство является видом

врожденной системы, которая овладевает индивидуумом и делает его свои

Страницы: 1, 2, 3