бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Ислам в России: Традиции и перспективы бесплатно рефераты

Ислам в России: Традиции и перспективы

Доклад

по предмету:

Культурология.

Тема:

Ислам в России традиции и перспективы.

Докладчик: Воронюк С.С.

ВоГТУ

группа ЭГУ-11

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя

Богу") является одной из наиболее распространенных религий

мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и

объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане

составляют большинство население, а в 29 странах последователи

ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах

ислам признан государственной или официальной религией. Среди

них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская

Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в

Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Введение.

Ислам - вторая во значению и массовости после христианства религия в

России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением

началось в VIII в. Как и во многих других уголках мира, этому способствовал

стремительный и успешный ход арабских завоеваний. К началу VIII в. северные

границы завоеванной арабами территории проходили проходили по Главному

Кавказскому хребту до Дербента; в Средней Азии были подчинены Мавераннахр,

Хорезм и Фергана.

В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцем

Мерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волги

жили хазары- подданные Хазарского каганата (одного из наиболее

могущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизации

тюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922

г. когда ислам был провозглашен официальной религией волжских булгар-

населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (ныне

территория республики Татарстан)

Арабский летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольства

багдадского халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает ,

что еще до прибытия послов в Булгарию там уже существовала мусульманская

община численностью до 5 тыс человек и несколько мечетей. Другой арабский

автор, Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Даста, в своем сочинении "Известия о

хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и русах", опирающемся на сведения 903-

912 гг. Отмечает: Царь булгар, Алмуш по имени, исповедует ислам... Большая

часть булгар исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальные

училища с муэдзинами и имамами". Однако, согласно мусульманской

традиционной историографии, официальной датой принятия ислама подданными

булгарского царя Алмуша, получившего после обращения в новую веру имя

Джафар ибн Абдалла, считается 17 мухаррама 310г. по хиджре, т.е 17 мая 922

г.

Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этап

исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в

тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской

цивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские и

литературно-художественные идеи, на основе арабской письменности

складывается система обучения и образования, нравственные основы общинной

жизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана.

Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных -

факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей и

наставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных с

Волжской Булгарией языческих племен.

Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому

Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское

вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенность их веры, послы

разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину,

пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению

летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не

подходят, а относительно вина выразился так:"Руси есть веселие пити, не

можем без того быти"

Какими бы небыли истинные причины отклонения ислама и выбора

Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси,

именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-

философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской

государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий

стало одним из главных факторов российской истории.

В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгарии

монгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятся

составной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречиях

средневековой мусульманской общины. Волжскую Булгарию прямо называют

мусульманским государством такие известные ученые и путешественники XI-XII

вв., как Бируни из Средней Азии, аль-Гарнати из Испании, современник ибн

Фадлана арабский историк аль-Балхи. В это время благодаря деятельности

местных религиозных авторитетов и знатоков книжного знания (например,

жившего в середине X в. Историка Иакуба ибн Нугмани, написавшего "Историю

Булгарии") здесь формируются такие крупные центры мусульманской ученности

Поволжья, как Булгар, Сувар, Биляр, а познее Казань. В них получают

распростарнение и находят своих почитателей воззрения крупных арабских

философов и ученых -Мансура ал-Халладжа (IX в.), Ибн Сины (XI в.), аш-

Шахрастани (XII в.) Начиная с XIII в духовную атмосферу этих центров наряду

с уже признанными в булгарском обществе суннитского ислама стали определять

и весьма популярные среди городского населения суфийские идеи ученого

аскета из Бухары - Баха ад-дина Накшабанда (1318-1389). Накшабанд известен

как проповедник аскетической идеи канагат - умения при всех жизненных

обстоятельствах довольствоваться самым необходимым. Суфийское братство

накшбандийа, существовавшее в Среднем Поволжье и Сибири в XIV-XV вв.,

явилось одним из главных форм бытования ислама.

С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего

средневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение,

заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для

булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов

Восточной Европы и Западной Сибири (кипчако, огузов, остатков хазар и др.).

Господствующее положение ислама как официальной религии

золотоордынских правителей не означало, однако, тотальной исламизации

представителей других религий. В период правления самого могущественного

ордынского хана Узбека (1312-1342 гг.) и его преемников приверженцы

христианских конфессий - православия и католичества - имели гарантированное

право не только исповедовать, но и активно распространять свои вероучения,

в том числе и среди ханского окружения. Более того, любое оскорбление

религиозных чувств не мусульман каралось смертной казнью, а христианское

духовенство было освобождено от всех видов дани. О духе веротерпимости

золотоордынских правителей говорит и такой показательный факт, как открытие

еще в 1261 г. в столице Золотой Орды Сарае подчиненной митрополиту

Киевскому православной епархии.

На протяжении долгого времени Русь существовала в качестве улуса

Золотой Орды- подотчетного территориально-административного образования,

что в определенной степени способствовало с исламом других народов, живших

в Москве и близ нее (так , например в одной летописи о мусульманах Нижнего

Новгорода впервые упоминается в 1365-1366 гг.) По мнению известного

русского историка Н.М. Карамзина, Москва "обязана своим величием ханам".

Русские давно знали об арабо-исламском мире. Однако подлинное знакомство с

исламом, оставившее заметный след в истории Московской Руси, произошло в

1406 г. Именно тогда своевременная помощь татарского хана Шадибека и его

войска позволила московскому князю Василию I отбить нападение литовских

завоевателей. С этого времени и особенно со второй половины XV в. в Москве,

а также в Кашире, Серпухове, Коломне, Звенигороде, Юрьеве-Польском и других

городах начинали возникать поселения, жизнь в которых регламентировалась

согласно мусульманскому укладу и традиционным предписаниям этого

вероучения.

Одной из главных характеристик "татарского" периода Российской истории

можно справедливо считать мирное сосуществование различных конфессий,

основанное на взаимном уважении и широкой веротерпимости.

Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим

завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири

мусульманской ойкумены - Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец,

Крымского ханств - стали поворотным в истории народов этого огромного

региона. Прцесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателем

земли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается

образованием Московского государства .Его официальной идеологией стала

опирающаяся на антично-византийское наследие православно=церковная

доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской

государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в

христианскую среду идей борьбы с инаковерием. Например, в богословских

трактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грека

содержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламским

вероучением.

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к

исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 в котором

нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной

политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении

ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения,

уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам

практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов,

некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман

искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных

земля сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам - в

Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву) , на Северный Кавказ, в Крым и

Малую Азию.

Через "окно, прорубленное Петром I в Европу", Россия кроме всего

прочего, впервые ознакомилась с Кораном. По приказу Петра I в 1716 г. в

Петербурге был напечатан первый перевод Петром Посниковым с французского

перевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, французского консула в

Египте и Константинополе.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие

приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к

"инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом,

свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства,

стало строительство новой мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правах

татарских вельмож - мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшим

с Туркестаном, Персией и др странами Востока, были представлены необходимые

для ведения коммерческих дел полномочия. Императорским указом от 22

сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание в

Оренбурге, аналогичное по своим функциям Синоду (в 1878 г. оно было

преобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманской

веры). В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был

официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали

признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской

Империи.

Ислам и современность.

Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны

как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины

широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все

сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной

системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых,

"мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической,

политической. Духовной жизни восточных народов объясняется следующими

причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже

других религиозных систем и в отличии от них не исчерпала своих

возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в

современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама,

по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том , что он

выстоял, не сдал своих позиций, не смотря на длительный период колонизации

восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием

централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и

современному решению назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают

широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это

не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и

семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения.

Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ

жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его

догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность

мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально

учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д.

По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее

время в Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому

господству. Именно такими свойствами мусульманской религии западные авторы

пытаются объяснить борьбу восточных народов за свое национальное

освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта

идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле

и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об

исключительности мусульман как избранного народа и об особом положении

ислама сравнительно с других религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность по мнению

западных исламоведов, - это полное выражение мусульманской религии в

личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди,

сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму" . Поэтому

мусульмане независимо от страны, в которой они живут, тянутся друг к другу

как братья по вере. Отсюда различные панисламские концепции,

пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.

Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, что

обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними

принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-

экономического и политического развития. В исламском мире появились

многочисленные концепции так называемого "третьего пути". Апеллируя к

традиции и практике раннеисламской государственности, общественные деятели

светской и не исламской ориентации выдвигают тезис об "исламском пути"

Страницы: 1, 2, 3