бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Ислам бесплатно рефераты

Ислам

Оглавление______________________________________2

Посланник Аллаха ________________________________3

Доисламская эпоха ___________________________________3

«Читай во имя господа . . .» ____________________________4

Слово претворяется в дело ____________________________5

Хиджра –начало мусульманской веры ___________________6

Очищение Каабы _____________________________________6

Распространение ислама ______________________________7

Коран и сунна ____________________________________8

Коран _______________________________________________8

Сунна ______________________________________________10

Хадисы _____________________________________________10

На чём стоит вера? _______________________________11

Шахада _____________________________________________11

Салат _______________________________________________11

Саум _______________________________________________12

Закат _______________________________________________13

Хаджж ______________________________________________13

Джихад _____________________________________________14

Мечеть ______________________________________________14

Азан ________________________________________________15

Шариат ______________________________________________16

Религиозно-политические течения и секты ___________16

Суфизм _________________________________________17

Календарь хиджи _________________________________18

Список использованной литературы _________________19

Маулид – день рождения Пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца

раби ал-аввал по лунному календарю. Согласно древней мекканской хронологии,

это произошло в «год слона», т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти

Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для

вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя

Откровения, последнего как считает ислам, Пророка в истории человечества.

(В русском написании встречаются варианты имени Пророка: Мухаммед, Магомет;

однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад».)

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом

(Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих

«двойных именах» нет ничего странного, поскольку ислам относится к так

называемым авраамическим религиям, и мусульмане наряду с иудеями и

христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса

Христа как одного из них.

Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с

неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке – Хубал и ал-

Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (на севере

Ирана).

Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама

– реальное историческое лицо. Он был уроженец Мекки – города в западной

части Аравийского полуострова. Сведения о его детстве и отрочестве очень

скудны. Известно, что отец Мухаммада был небогатым торговцем, который

скончался до или вскоре после рождения сына. Мать Мухаммада умерла, когда

ему было 6 лет. Через 2 года умер дед Мухаммада, Абд Муттулиб, хранитель

идолов главного святилища арабов-язычников – Каабы. После этого заботу о

мальчике взял на себя его дядя Абу Талиб, глава рода Хашим.

Как и многие его сородичи, Мухаммад принимал участие в караванной торговле.

В возрасте 21 года он стал распорядителем торговых дел овдовевшей

жительницы Мекки Хадиджи и вскоре женился на ней.

Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области

Хиджаз. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело

сильное племя курейш, к которому принадлежал Мухаммад. Город был

экономическим и религиозным центром Хиджаза.

Во времена джахилийи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не

знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В

святилище Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было

ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь, ибо всё

это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племён, каждое из

которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. Считалось,

что оскорбивший языческое божество заболевает проказой или лишается

рассудка.

Находившийся с древних времён в Каабе чёрный камень (по мнению учёных,

имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу Хубала –

изваяние из сердолика в образе человека с золотой рукой (золото заменило

некогда отбитую каменную руку). Вокруг главного божества располагались

многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества.

Ритуал заключался в принесении жертв и гадании перед бетилами. Арабы-

язычники обходили вокруг этих идолов, касаясь их руками и как бы получая от

них божественную силу. По преданию, до утверждения ислама в Каабе

насчитывалось более 300 бетилов. Жители Мекки перед битвой гадали на

стрелах у статуи Хубала, а с собой везли на особом верблюде под расписным

балдахином небольшой каменный бетил, подобный стоявшим в святилище Каабы.

Считалось, что в трудную минуту сражения идол должен оказать

покровительство «своим» воинам.

Поблизости от Мекки, в местечке Нахла, находится святилище

общеаравийской богини ал-Узза. Жили в Мекке и Иудаисты, и христиане, а

также ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое

единобожие, но ни к какой из существовавших религиозных общин себя не

причислявшие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из

которых носил имя Аллах.

К началу проповеди Мухаммада в Аравии сложилась система межплемённых

соглашений, поделивших всё население на три большие группы: хумс, тилла и

тулс. Союз хумс составили племена, признающие неприкосновенность Мекки и

обеспечивающие её нейтралитет как общего святилища; они следили за

беспрепятственностью прохода караванов торговцев и паломников в Мекку и

обратно. Союз тилла объединял племена внутренней Аравии, не входившие в

хумс и отличавшиеся ритуалом хаджа (паломничества) и прочими

установлениями. Союз тулс образовали племена Южной Аравии, давно

сложившиеся в особую культурную группу, в жизни которой было особенно

заметно влияние иудаизма и христианства.

Благополучный брак дал Мухаммаду радость отцовства и обеспеченную

жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на

протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное

напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об

основах мироздания, с годами всё крепло и, наконец, оформилось в убеждение,

что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию

возвещения соплеменникам истинной веры.

Подобно ханифам и другим проповедникам, в месяце рамадан Мухаммад

любил уединяться на горе Хира в окрестностях Мекки. В 610 г. он делал это

уже в пятый раз. И вот в одну из ночей рамадана во сне ему явился некто со

свитком, завёрнутым в парчовое покрывало, и приказал: «Читай!» «Я не умею

читать», - ответил Мухаммад. Явившийся сдавил ему грудь так, что он чуть не

задохнулся, потом отпустил и вновь приказал: «Читай!» «Я не умею читать», -

опять ответил Мухаммад, и тогда пришедший снова сдавил его грудь.

Испугавшись за свою жизнь, Мухаммад спросил: «Что же мне читать?» И тут

прозвучали слова: «Читай, во имя Господа твоего, который сотворил

человека... из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил

человека ... тому, чего он не знал ...».

Мухаммад повторил слова и был оставлен в покое. Очнувшись, он

почувствовал, что странные слова будто начертаны прямо у него на сердце. Он

вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты –

посланник Аллаха, а я – Джабраил». В небесах, касаясь ногами линии

горизонта, стоял ночной пришелец. Куда бы ни оборачивался Мухаммад,

небесный житель оказывался перед ним. Вскоре ангел исчез.

Затем было ещё несколько видений. Мухаммад радовался Божьей вести, но в то

же время его страшила мысль, что это не настоящее откровение, а просто

одержимость, насылаемая злым духом – джинном, или трансшаманствующего

прорицателя – кахина. Справится с сомнениями Мухаммаду помогли его близкие:

жена Хадиджа и её двоюродный брат Варака ибн Науфал. Они подбодрили его, а

Варака убедил, что с Мухаммадом происходит то же самое, что некогда было с

пророком Мусой: к нему обращается Творец.

Вскоре Мухаммад, преодолев неуверенность, решился на то, чего требовал от

него Аллах: он стал проповедовать Слово Божье.

После начала публичных проповедей, пока знать Мекки относилась к ним

без ярко выраженной вражды, число мусульман удвоилось. Вокруг Пророка

сформировалась постоянная группа людей, внимавших его речам. Среди них были

рабы, вольноотпущенники, бедуины-иноплеменники, юноши из знатных родов.

Хотя число мусульман (от слова «муслим» – «отдавший себя»), следовавших за

посланником Аллаха, было невелико, правители Мекки забеспокоились: как бы

эта небольшая сплочённая община не повредила одной из основ местной

торговли – почитанию святынь Каабы. Заявление Мухаммада о том, что отцы и

предки жителей Мекки горят в адском пламени за своё идолопоклонство,

вызвало откровенную враждебность и преследование мусульман.

Открытые моления мусульман возле Каабы пришлось прекратить, а когда

мусульмане собирались в окрестных ущельях, на них нападали и завязывали

драки. Мухаммада громко обвиняли в одержимости, с ехидством требовали

сотворить чудо, поносили как плохого рассказчика пустых, общеизвестных

историй. Старейшины родов запрещали молодёжи общаться с мусульманами.

Некоторые родители запирали своих детей-мусульман и даже сажали их на цепь.

По решению Мухаммада часть мусульман перебралась в Абиссинию

(Эфиопию), найдя убежище в христианской стране. Самому Пророку и оставшейся

с ним небольшой группе мусульман выносить преследования помогала поддержка

главы его рода Абу Талиба, который сам ислама не принял, но считал своим

долгом оберегать своего родича от враждебных выпадов.

На десятый год после начала проповеди умер Абу Талиб, и главой рода

Хашим стал один из непримиримых врагов Мухаммада по прозвищу Абу Лахаб

(«отец адского огня»). Вскоре умерла Хадиджа, которая неизменно

поддерживала Пророка.

В период между 56 – 60 годами Мухаммад женился ещё 9 раз. Многие из

этих браков имели политическую подоплёку.

Лишённый поддержки рода Мухаммад оказался в положении изгоя. Отныне

пребывание в Мекке становилось для него смертельно опасным.

Три месяца спустя, в сентябре 622 г., Мухаммад переселился из Мекки в

Йасриб, где его согласились признать посланником Аллаха и авторитетом в

городских делах.

Переселение (по-арабски – хиджра) мусульман в Йасриб, начавшееся 16

июля 622 г., стало первым днём мусульманского летоисчисления. Впоследствии

Йасриб стал именоваться Мединат аннаби («город пророка») или просто Медина

(«город»). Здесь Мухаммад провёл оставшуюся жизнь, здесь его вероучение

стало самостоятельной религией, здесь были заложены основы нового

государства

Аллах стал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя как

мусульманам бороться с иноверцами, как им вести себя по отношению к

Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были

провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные

напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада

объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой,

братством духа. Доступ в общину («умму») был открыт для всех, кто принимал

ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя. Таким

образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика,

духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые

установления.

В начале пребывания в Медине мусульмане при молитве обращались лицом к

Иерусалиму, но по мере того, как разрыв с иудеями и христианами становился

все более ощутимым, Мухаммад, получив новое откровение, поменял «ал-киблу»

(священное направление). Со второго года хиджры молящиеся всегда

поворачивались в сторону Каабы. Этот храм стал главной святыней ислама.

Паломничество к ней считал своим долгом каждый мусульманин. Соответственно

важнейшими задачами верующих стали освобождение Мекки от господства

язычников и очищение Каабы от идолов.

1 января 630 г. из Медины на юг в направлении Мекки выступило войско

мусульман в несколько тысяч человек. 12 января они четырьмя колоннами с

разных сторон беспрепятственно вошли в Мекку. Только колонне под

предводительством Халида ибн ал-Валида, шедшей с юго-запада, преградил путь

отряд защитников города, разбежавшихся, впрочем, после короткой схватки, в

которой погибли два или три мусульманина. В дома жителей никто не врывался,

на их имущество никто не посягал. После короткого отдыха Мухаммад в

сопровождении Абу Бакра, его друга, проехал на муле через весь город на

муле до Каабы, совершил семикратный обход вокруг неё, спешился и отдал два

земных поклона. Он выпил воды из священного источника Замзам и распорядился

разбить идолов, стоявших вокруг Каабы. Когда открыли святилище, Мухаммад

приказал выбросить всех идолов и стереть со стен росписи и изображения.

Пророк помолился, а потом с порога Каабы обратился к собравшимся жителям

Мекки. Он объявил, что Аллах прощает их, после чего отменил все счета

кровной мести, все привилегии языческих жрецов, оставив за ними обязанности

охраны Каабы и снабжение паломников водой.

Затем глашатай прошёл по городу, излагая основы веры. На другой день

Мухаммад, сидя на вершине холма ас-Сафа, принял присягу повиновения жителей

Мекки, сначала – мужчин, а потом – женщин.

После завоевания Мекки Мухаммад не остался жить там, а вернулся в

Медину. Отсюда он направил послов в разные концы Аравии и к правителям

сопредельных стран с предложением принять ислам. Правители Византии и Ирака

не ответили Пророку, но вожди племён и мелких владений Аравии выразили

готовность заключить союз с уммой или даже принять ислам.

С самого начала ислам был не просто религиозным, но и политическим

учением. Эта не маловажная часть доктрины ислама содержится в медицинских

сурах (главах) Корана – главной священной книги мусульман, содержащей

откровения Мухаммада, полученные им от Аллаха. В Медине сложились и хадисы

(рассказы очевидцев) о поступках и речах Пророка.

Поскольку святилище в Мекке имело общеарабское значение, Пророк

решился на компромисс и объявил его священным для мусульман. Именно в этом

проявилась политическая природа ислама. Разрозненным арабским племенам

жизненно необходимо было объединиться перед лицом постоянной военной угрозы

со стороны великих держав раннего средневековья – Византии и Ирана при

династии Сасанидов. Утверждение уже имевшегося общеарабского святилища в

качестве мусульманской святыни стало важной вехой на пути к этому

объединению.

Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии,

но и за её пределами, Мухаммад начал подготовку военного похода на север,

за Иордан, где незадолго до этого отряд мусульман потерпел поражение от

местных арабов-христиан, союзников Византии. Снаряжённое для похода войско

уже готово было выступить, когда Мухаммад заболел.

26 мая 632 г., через два дня после приказа о выступлении, Мухаммаду

стало плохо, начались головные боли, лихорадка. Пророк стойко переносил

страдания и не позволял лечить себя. Не имея возможности возглавить

молитву, Мухаммад поручил обязанности имама («предстоящего на молитве»

верховного духовного руководителя религиозной общины) Абу Бакру. На

некоторое время состояние здоровья Пророка улучшилось; 8 июля он вышел к

утренней молитве, сидел рядом с Абу Бакром и произнёс короткую речь,

напомнив о загробном воздаянии и запретах, о предписаниях веры. В тот же

день на руках у жены Айши он умер. После захода солнца Пророк был погребён

на том же месте, где находилось его последнее ложе.

Смерть Мухаммада явилась для мусульманской общины неожиданностью.

Перед общиной встал вопрос о выборе её главы. После недолгих колебаний

сподвижники Мухаммада остановились на кандидатуре почтенного тестя Пророка,

отца его любимой жены Айши, Абу Бакра.

Страницы: 1, 2