бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Искусство Византии бесплатно рефераты

их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило

этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских

святынь. Население империи разделилось надвое: иконоборцы и

иконопочитатели. Немедленно началась череда кровавых событий: в

Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но

были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был

низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в

ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей

и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим

огнем" и страна осталась без флота...

Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой

ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая

иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе,

других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самой

смерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме.

Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светская

живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась

только в отдаленных провинциальных монастырях.

Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества. Вопрос,

по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения,

иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи, что

противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятели Церкви

повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II,

а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. Григорий III приказал

прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не

считает себя подданным византийского императора. Это выступление Григория

III поддержала вся Италия.

К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Регентша

византийского престола Ирина, афинянка по происхождению, женщина красивая,

властная и коварная, была ревностной почитательницей икон. Став

императрицей, она созвала VII Вселенский Собор, который открылся в 786 году

в Константинополе. На Соборе присутствовали легаты Римского Папы Адриана I.

Однако между сторонниками и противниками иконоборчества произошли

столкновения, Собор был сорван и открылся вновь только через год.

Иконопочитание победило. Собор постановил: "Мы неприкосновенно сохраняем

все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них

заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с

историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог -

слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам". Иконы

были признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось

воздавать

только как образам. Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества, вместе

с тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на

Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически обоснованы в трудах

Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу канонизации иконописи.

Однако мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическая ситуация

быстро менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифа Гарун-

аль-Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. В 802 году Ирина была

свергнута и отправлена в ссылку. В 815 году патриарх Феодот вновь

торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов. Вновь началась

жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались их земли, монахов

ссылали или казнили. Все закончилось только к 843 году, когда патриарх

Мефодий собрал новый Собор и подтвердил решения VII Вселенского собора об

иконопочитании.

11 марта 843 года Церковь впервые праздновала Торжество Православия.

С тех пор это событие ежегодно отмечается в течение первой недели Великого

Поста, которая носит название "недели Торжества Православия".

Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что

императоры стали решающими судьями в жизни Церкви, и что именно от их воли

зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма

в Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо

все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные

стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так

выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко

снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая

раньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать.

5 Византийские ренессансы.

В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался

и культивировался интерес к античности, когда античное наследие активно

изучалось и переосмысливалось. Поскольку мировоззрение в целом оставалось

христианским, и власть церкви была достаточно сильна, эти "ренессансы" были

временными и затрагивали, в основном, правящую верхушку общества и

образованную столичную элиту. Многое зависело от личности императора, его

образованности, терпимости и интереса к античности.

Македонский ренессанс (867-1057)

Основатель династии - македонский крестьянин Василий - вряд ли был

знатоком искусства. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он

попал в милость к императору Михаилу III, который (бывает же такое) сделал

его своим соправителем. Тем самым Михаил подписал себе смертный приговор -

вскоре он был найден зарезанным в собственной спальне. Василий же укрепился

на троне и основал македонскую династию, которая почти два века правила

страной. Среди потомков Василия были весьма образованные люди,

благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII

Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт). Знатоками

и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени

(Фотий).

В период правления македонской династии отмечался расцвет математики,

естественных наук (были составлены энциклопедии по медицине, агротехнике),

военного дела. Ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы

создавали шедевры литературы и искусства. Император Константин VII

Багрянородный, занимавший византийский трон с 913 по 959 год, сам занялся

титаническим трудом, приводя в порядок всю сумму знаний своей эпохи.

Обладая недюжинным литературным талантом, он написал ряд медицинских,

исторических и сельскохозяйственных трактатов. Он также собрал воедино и

обработал множество жизнеописаний святых. Он имел собственную мастерскую

для создания копий античных рукописей. До нас дошли удивительные миниатюры

так называемой Парижской Псалтири, видимо, скопированные с александрийской

рукописи IV века, проникнутые прелестью античности. В эту же эпоху работал

выдающийся историк Лев Диакон. Столица империи в этот период поражала своей

почти сказочной роскошью и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных

храмов, драгоценных украшений, сверкающих дворцов, она

производила неотразимое впечатление на гостей. В обществе усилилась тяга к

роскоши и изяществу. Процветали ювелирное дело, прикладные искусства. При

украшении произведений прикладного искусства практически всегда

использовались античные сюжеты. Резко увеличилось количество монастырей.

Каждый император, видный сановник, полководец возводил свои монастыри,

наделяя их богатыми владениями. Крупнейшие монастыри вмешивались в

политику, светские же лица в борьбе за власть искали поддержки монашества.

Центром духовной, мистической жизни Византии, а потом и всего Востока в

этот период стал Афон.

Началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных в период

«иконоборчества». Изобразительное искусство, связанное с церковью,

продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов,

однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика Богоматери

в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не

имеет ничего общего с иконографическими канонами. Богоматерь здесь гораздо

больше напоминает мадонн эпохи возрождения, чем современных ей мадонн

византийского письма. Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын

настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: "Видимо,

искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он

природе". Да, каноны существовали, но истинный талант просто сметал их со

своего пути, и отцы церкви склонялись перед его творением. В ту эпоху

ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске в

частности) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого

совершенства вкуса и техники.

В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-

купольного храма, получивший название храма "на четырех колонках". В

отличие от огромных просторных храмов ранней Византии, это были небольшие

по размеру постройки, производящие впечатление необыкновенной легкости.

Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны.

Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе здание было пронизано

светом. Пожалуй, ни в одной другой архитектуре зодчим не удавалось добиться

такого полного отражения в материи духовного начала.

Комниновский ренессанс(1057-1024г.)

В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и

светской культурой. В литературе бурно развивались светские жанры (сатира,

любовная лирика, куртуазный роман). Завоевали огромную популярность

бродячие певцы, мимы и актеры. Усилилась тяга к роскоши и изяществу,

процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т.ч. искусство

орнамента, перегородчатой эмали). Процветает меценатство, при дворах знати

создаются "ученые кружки". Невежество и неграмотность становятся предметом

насмешек. В живописи, несмотря на сохранение канона, усложнилась техника,

усилилась индивидуализация образов, видимо, изменился идеал красоты.

В архитектуре, начиная с XI века, наблюдается тяга к внешнему

украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. Окна

украшают глубокими нишами, из кирпича (плинфы) выкладывают орнаменты -

круги, кресты, вводят в кладку глазурованные плитки, сочетают кирпичную

кладку со светлым камнем.

Палеологовский ренессанс (1261-1453г.)

Это последний период существования Византии и время последнего

расцвета ее культуры. Основная тенденция этой эпохи, как в живописи, так и

в архитектуре - изживание монументальности. Было создано немало

оригинальных произведений как церковной, так и светской архитектуры. В

целом, размеры построек стали значительно скромнее. Это было вызвано, с

одной стороны, с оскудением империи после разграбления ее крестоносцами

(1204-1261 г.г.), с другой стороны, философией нового ощущения контакта с

Богом - не путем общей молитвы, а через индивидуальное внутреннее

сосредоточение. Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.

Монументальная живопись также претерпевает изменения. Дорогая

мозаика все чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был

построен и украшен знаменитый монастырь святого Хора или, по-турецки,

Кахрие-Джами, что означает "мозаичная мечеть". Мозаика и Фрески монастыря

Хора считаются непревзойденными памятниками палеологовской эпохи.

Увеличивается число сюжетов иконописи, в поисках новых тем мастера

прибегают к апокрифическим Евангелиям (т.е. не принятым официальной

церковью). Их больше не удовлетворяет статичность, предписанная каноном.

Все приобретает отныне движение. Развеваются складки одежды, святые не

принимают позы, а движутся, хотя фигуры остаются непропорциональными и

никогда не ступают на полную ступню (чтобы передать их легкость, как бы

нематериальность). Появляется пейзажный и архитектурный фон, пространство

углубляется. На лицах святых проступают нормальные человеческие чувства

(например, отцовская радость Иоакима, несущего новорожденную Марию, мозаика

монастыря Хора (Кахрие Джами), 1303 г.). Нередко религиозные сцены

приближаются к чисто жанровым.

Ученые спорят о том, мог бы "палеологовский ренессанс" плавно перейти

в настоящее Возрождение, тем более что увлечение античной философией в этот

период уже дошло до прямых призывов ликвидировать частную собственность и

заменить изжившее себя христианство новой религией. Однако турки-османы не

дали Истории времени, чтобы разрешить этот вопрос.

2.АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ.

В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные

приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом

строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих,

Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению

Герона Александрийского о конструкции сводов. Приемы античного зодчества

дополнялись и творчески перерабатывались, что привело со временем к

выработке собственных византийских архитектурных канонов. От античности

были унаследованы два типа построек - центрические (восходящие к античным

мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям).

Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями

(баптистериями) или мартириями. В плане они представляли собой квадрат,

греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. Пример - крестообразная

в плане церковь – мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале

(все в Равенне).

Базилики, как правило, были крупнее, внутри делились на нефы. Нефов

могло быть три, пять, реже семь или девять. Центральный неф был шире

боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей. Окна в верхней

высокой части среднего нефа обеспечивали равномерную освещенность

внутреннего пространства. Пример - трехнефная базилика Сан-Аполинаре де

Нуово (Равенна). Широко использовались достижения римских архитекторов –

арочное и сводчатое перекрытие и купол. Однако храмовые и общественные

постройки древнего мира не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к

христианскому храму ни функционально, ни символически. Античный храм

никогда не был местом для молитв, массового богослужения. Процессии

обходили вокруг храма, не заходя в него. Античный храм - пример типично

наружной архитектуры. Внешность, безусловно, господствует над

внутренностью, фасад над интерьером. Христианский храм - пример внутренней

(внутренне-внешней) архитектуры. Он должен быть просторен и по возможности

богато украшен внутри.

Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение:

свод - небесный свод, купол - "небо небес", амвон - гора, с которой

проповедовал Христос, престол - место Гроба Господня, четыре угла которого

- четыре стороны света. Кроме того, церковь - образ распятия Христова,

поэтому представляется желательным, чтобы в самой структуре храма был

запечатлен символ христианства - крест. Храм должен быть направлен на

восток, в сторону Иерусалима, где ожидается Второе Пришествие Христа.

Долгие архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее

соответствие между символическими и функциональными требованиями,

предъявляемыми к храму, завершились идеальным решением. Новый тип храмового

здания – крестово-купольный храм - стал образцом для всего православного

мира (начиная с IX столетия).

2.1. Византийский крестово-купольный храм

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась

укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским

постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5