бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Искусство России XVIII века бесплатно рефераты

Искусство России XVIII века

Харьковский Гуманитарный Институт

Народная Украинская Академия

Р Е Ф Е Р А Т

Искусство России ХVIII века

Выполнила:

студентка группы РПА-23

Тюрина А.С.

Проверила: ст. преподаватель

Добровольская Т.А.

Харьков, 1998

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России.

Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро

приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало

сближение искусства с наукой. Так, сегодня весьма трудно найти

художественную разницу между географической «ландкартой» тех дней и

зародившейся видовой гравюрой (за исключением разве произведений А. Ф.

Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже на технические

чертежи. Сближение между искусством и наукой пробуждало у художников

интерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковной

идеологии.

В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистического

искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В

религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличивалась идея

бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.

Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного

жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741).

Мы плохо знаем биографию этого художника, но даже скудные сведения

показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально пел в

патриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в

«Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемся

в нем увлечении изобразительным искусством стало известно Петру I, и

Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в

академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую

реалистическую школу, живописец всю жизнь оставался верен идеалам

петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным

кругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при

воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.

Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портрете

любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей в качестве

покровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Полотно,

обнаруживая техническую неумелость автора (особенно бросается в глаза

деревянная жесткость складок бархатной мантии), вместе с тем правдиво

передает облик царевны, какой ее знали близкие люди, - дебелой,

стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется землистым цветом кожи

(вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки).

Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять не

только натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающееся

произведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы).