бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Искусство чайной церемонии бесплатно рефераты

Искусство чайной церемонии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

РЕФЕРАТ

по Искусству

Тема: «Искусство чайной церемонии»

Автор: студентка 2 курса 2 группы "Связи с общественностью"

Хрипко Екатерина Алексеевна

Москва – 2001 г.

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………3 стр.

Глава 1. История распространения чая……………………………………...4 стр.

Глава 2. Легенда появления чая……………………………………………...6 стр.

Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма…………………………….6 стр.

Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии…………………………..8 стр.

Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее……………………….15 стр.

Глава 6. Чайные процессы……………………………………………………20 стр.

Заключение…………………………………………………………………….26 стр.

Список используемой литературы……………………………………………27 стр.

Введе ние.

Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и

традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая

на весь мир чайная церемония.

Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе

искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей

нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока.

Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое

канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в

специально организованной среде, “режиссура” ритуала строилась по законам

художественной условности близкой к театральной. Архитектурное пространство

организовывалось с помощью классических искусств, но при этом цели ритуала

были не художественные, а религиозно-нравственные.

Философия чая - это не просто эстетизм в обычном значении слова, ибо

она, соединяя в себе этику и религию, выражает наше представление о

человеке в природе. Это - гигиена, потому что она побуждает к чистоте; это

- бережливость, потому что она учит находить комфорт в простом; это -

моральная геометрия, поскольку она определяет наше чувство меры по

отношению к миру. Эта философия олицетворяет настоящий дух восточной

демократии, делая всех своих приверженцев аристократами по вкусам.

Чай был сначала лекарством, а после сделался напитком. В Китае, в

восьмом столетии, чай вошел в область поэзии, как средство утонченного

развлечения. В пятнадцатом столетии чай возвысился до религии эстетизма -

тиизма. Тиизм - это культ, основанный на поклонении прекрасному среди

низости повседневного существования. Этот культ предписывает чистоту и

гармонию, тайну милосердия во взаимных отношениях романтизм социального

порядка. По существу, это - культ Несовершенного, поскольку он представляет

слабую попытку совершись что-то, возможное в условиях того невозможного,

что мы называем жизнью.

Тиизм проник и в элегантные будуары и в жилище смиренных. В обыденной

речи на Востоке говорят о человеке, что в нем "совершенно нет чая", когда

он нечувствителен к трагикомической стороне личной драмы. А о неукротимом

эстете, который, не обращая внимания на мирскую трагедию, бросается

стремглав в поток эмоций, говорят, что в нем "слишком много чая".

Посторонних наблюдателей удивляет внимание, оказываемое этой

церемонии, некоторые шутливо называют ее «бурей в чашке чая». Но восточная

философия говорит о том, насколько мала чаша человеческого наслаждения, как

часто она переливается через край слезами и как легко осушить ее до дна в

неутолимой жажде бесконечного. Люди предавались культу Вакха, прославляли

даже кровавый образ Марса. Почему же не посвятить себя «Королеве Камелий»,

почему не радоваться теплому потоку сочувствия, который течет от ее алтаря.

Жидкий янтарь в фарфоре цвета слоновой кости может дать посвященному

ощущение соприкосновения с мягкой сдержанностью Конфуция, с остротой Лао-

Цзы и со всей мудростью Востока.

Глава 1. История распространения чая.

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине

тысячелетий древнекитайской цивилизации.

Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал

знаменитый "Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия

чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень

Нуну (буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским

царством около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в

книге "Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна

был прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения. Это чудесное своё

свойство тот использовал для того, чтобы людям было легче лечить болезни.

Кроме того, он попробовал сто разных трав в поиске лекарственных. То, что

назвалось после зелёным чаем, было горьким на вкус и помогало Шень Нуну

выводить яды. Он много травился и спасался чайным листом.

Согласно легенде, однажды Шень Нун попробовал кусочек зелёной травы с

жёлтыми цветочками, после чего ему было так плохо, что он даже не добрался

до чайного дерева, живот, в конце концов, разорвало, от боли Шень Нун умер,

тем самым, спасши человечество. Поэтому в древности чай называли лекарством

от 72 ядов и использовали в лечебных целях.

Повседневным напитком чай был уже 3-4 тысячи лет назад в провинции

Сычуань (древнее царство Чу). "Через тысячи гор и десятки тысяч потоков", в

течение очень долгого времени сажали чайное дерево, выращивали, пили чай,

он был ограничен Сычуанью, постепенно, после объединения императором Цинь

Шихуаном Китая, после более свободного экономического обмена, его стали

пить в других районах. К V в. на севере также стали пить чай, затем о нём

узнали на северо-западе и Тибете.

Историк из китайской провинции Аньхой Чжао Хэтао считает, что на основании

разных чайных техник в Китае чаепитие можно разделить на 5 больших

категорий начального развития.

Первый отрезок - от эпохи Шень Нуна до Чунь Цю (Вёсен и Осеней). В этот

период чайные листья использовали, главным образом, в религиозных обрядах.

Второй этап - от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань. Чайные

листья начали использовать в пищу.

Третий этап - от начала до среднего периода Западной Хань. В это время

интенсивно изучались полезные свойства чайных листьев.

Четвёртый этап - от позднего периода Западной Хань до периода Троецарствия.

Уже стали чай подавать при дворе императора в качестве напитка.

Пятый этап - от Западной Цзинь до эпох Суй и Тан. Чай постепенно широко

распространился в различные районы Китая и стал обычным напитком китайцев.

Это был период расцвета буддизма. Монахи распространяли своё учение,

используя для бесед чайный напиток вместо вина, и употребление чая

распространилось во всех областях Китая.

По мере развития производства, он всё шире расходился по миру. Самое

раннее распространение чай получил в Японии, Корее, Таиланде, затем

постепенно ушёл в Европу.

В 729 г. чай попал в Японию. Однако только в Х11 веке, в период

усиления контактов Японии с Китаем, питье чая стало сравнительно

распространенным. Основатель одной из школ Дзэн-буддизма в Японии священник

Эйсай, вернувшись из Китая в 1194 году, посадил чайные кусты и стал

выращивать при монастыре чай для религиозного ритуала. Ему принадлежит и

первая японская книга о чае – “Кисса Едзеки”(1211г.), где говорится и о

пользе чая для здоровья.

В XVI веке в самурайских кругах вошла в моду игра "чайное

соревнование". Чай привозили из разных мест. Выпивая чашку чая, участники

должны были определить его родину. С тех пор чай полюбился японцам,

чаепитие вошло в обычай. Появились постоянные чайные плантации в районе

Удзи возле Киото.

Кроме того, обычай пить чай распространился в Корею, Индонезию, Индию,

Шри-Ланку. Это приблизительно произошло в XVII в.

В 1606 г. некий голландский торговец сначала купил чай в Макао и отвез

его в Гуаву и там его продал, получив весьма неплохую прибыль. Постепенно в

среде знати пробудился интерес к употреблению чая.

В 1684 г. другой голландский купец вывез и попытался посадить чайные кусты.

Он добился успеха, и Индонезия скоро стала главным производителем чая в

мире (естественно, после Китая). В Индии чай посадили достаточно поздно,

приблизительно в 1780 г. Английская Ост-Индская компания из города

Гуаньчжоу (столица южной провинции Гуаньдун) привезла саженцы чая и

посадила их вплоть до Бутана, положив начало культуре индийского чая.

В Россию впервые завезли чай в 1567 году. По настоящему его начали

ценить и пить широко в XIX в., заваривая в знаменитых самоварах, употребляя

его, само собой разумеется, со знаменитым российским вареньем и ароматными

бубликами. Собственно говоря, чай зачастую являлся поводом для того, чтобы

полакомиться сладостями.

Глава 2. Легенда появления чая.

История чайной церемонии началась с Бодхидхармы, который по традиционной

буддийской версии явился в Китай около 520 г. и основал учение чань (дзэн).

Кроме прочих его заслуг, легенда приписывает Бодхидхарме создание чайного

куста.

Две недели Бодхидхарма медитировал в пещере на горе Та. Тяжелые веки

слипались, а голова падала на плечи. Он возвращал тело в прежнее

положение, но предатели-глаза все не хотели открываться. Тогда,

разгневавшись на самого себя, Бодхидхарма схватил нож, отрезал непослушные

веки и бросил их на землю. После этого он просидел в пещере девять лет и

стал первым патриархом дзэн, а его ресницы проросли кустами чая.

После того, как ресницы Бадхидхармы превратились в чайные кусты, чай

стал буддистским напитком - символом осознанности для всех медитирующих.

Везде, где распространен дзэн-буддизм, существует и культ чая. Монахи и

миряне относятся к чаепитию не просто как к утолению жажды или заполнению

паузы между делами, а как к медитации.

Глава 3. Культ чая как элемент дзен-буддизма.

В начале всех дзэнских искусств включен иероглиф “до” - “путь”: “кен-до” -

путь меча, “кюдо” - путь лука, “дзюдо” - гибкий путь. “Путь чая” - звучит

как “тядо”. Так следующие ему, называют простое, казалось бы действие -

выпить чашечку чая. На западе большое распространение получило название

“`чайная церемония ”, по-японски “Тя-но-ю”.

Связь Дзен и чая вошла в пословицы и чайная церемония явилась развитием

ритуала Дзен. Имя Лао-Цзы, основателя Даосизма, также тесно с историей чая.

Родоначальником церемонии поднесения чая гостю был Гуань Инь, знаменитый

ученик Лао-Цзы, который первым у ворот заставы Хань преподнес старому

философу чашку золотого эликсира.

Практически каждый чайный мастер имел наставников в дзэнских храмах и в той

или иной степени занимался дзэнской практикой. Большими поклонниками и

знатоками чайного действа были настоятели храмового комплекса Дайтокудзи в

Киото. Они являлись и духовниками ведущих чайных мастеров страны, а

некоторые даже идеологами чайной церемонии. Контакты священнослужителей с

«чайными людьми» носили весь массовый и многоплановый характер.

Дзэнские идеологи сыграли весьма значительную роль в систематизации

философских и эстетических принципов чаепитий-ваби. Ваби – трудно

переводимое на другие языки понятие, передающее идею внутреннего

благородства, красоты, скрывающихся за внешней простотой и неказистостью,

это свобода от притязаний ко всему земному (богатству, чувственным

удовольствиям).

В первой половине ХУШ в. Формируется система руководства чайными школами,

существующими до настоящего времени. Лидером школы, пользующимся

беспрекословным авторитетом становится «глава дома» (иэмото). Иэмото

аттестовали прошедших профессиональную подготовку чайных мастеров,

определяли стратегию и тактику деятельности школы в конкретной ситуации и

т.п. В определенном смысле школы стали напоминать средневековые корпорации

ремесленников.

Учреждение института иэмото консервировало традицию, резко уменьшало

вероятность отступления от канона. В связи с канонизацией правил поведения

чайной церемонии стал вопрос о методике подготовки достаточно большого

количества чайных мастеров. Данная проблема была весьма успешно разрешена.

Был разработан комплекс из семи тренировочных упражнений, выполняя которые

ученик приобретал необходимые навыки мастера. Четыре или пять будущих

чайных мастеров объединялись в группу и проводили чаепитие, выполняя

поочередно роль «хозяина», отрабатывая по определенной методике

соответствующие движения.

Однако главным в семи упражнениях был не детально разработанная методика

обучения, а их дзен - буддистский дух. Число упражнений и их содержание

соотносится с семью «вещами», которыми должен обладать учитель дзена:

великая способность и великое действие;

быстрота интеллекта (сообразительность);

духовность в речах;

решимость убивать или даровать жизнь в зависимости от обстоятельств;

ученость и опыт;

ясность в осознании собственных восприятий;

способность свободно появляться и исчезать.

Таким образом, делая семь упражнений, ученик постигал и истины дзэнского

учения, лежащего в основе чаепития- ваби.

Чай-ваби, по сути, изначально осмыслялся в качестве своеобразного

заменителя полноценной даосской медитации для мирян, стремившихся обрести

просветление, но не имеющих возможности стать монахами дзэнского монастыря.

Чайное действо благодаря умелой организации по определенным правилам должно

было явиться эквивалентом медитирования. Именно в этом смысле нужно

понимать «чайное самадхи», которое встречается в «Записках о дзэнском чае».

Самадхи- состояние «погруженности», глубокой сосредоточенности на одном

объекте, медитирование как состояние.

Таким образом, участник чайной церемонии вступал на путь постижения шуньи,

открытия своей истинной природы, этой задаче была подчинена вся организация

чайного действа. По словам Нанрэя Сохаку, монаха из храма Дайокудзи,

«искусство чая – эстетическое выражение дзена», поэтому экстерьер,

интерьер, утварь и сам ритуал чаепития должны оказывать эстетическое

воздействие на участника церемонии, направленное на создание у него

психического состояния, которое возникает у него в процессе медитирования.

Организация чайного действа подчинялась дзэнскому правилу использования

минимума средств, имеющих знаковую природу и повышения их ассоциативности.

Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии.

Классическое чайное действо как процесс регулируется четырьмя принципами:

гармония (ва), почитание (кэй), чистота (сэй), покой (дзяку), которые

называют «четырьмя благородными истинами» пути чая, по аналогии с «четырьмя

благородными истинами» буддизма, подчеркивая их важнейшее значение для

чайной церемонии.

Их воплощением должна была стать и вся церемония в целом - ее смысл, дух и

пафос, - а также каждый ее компонент, вплоть до мелочей. Эти четыре

элемента необходимы для доведения этого искусства до совершенства.

"Гармония" предполагает внутреннее единство между участниками

чаепития, когда перестают ощущаться различия между «гостями» («главным

гостем» и остальными «гостями») и между «гостями» и «хозяином»- все

присутствующие становятся неким внутренним однородным целым. Душевное

состояние участников церемонии должно быть созвучным атмосфере царящей в

чайной комнате.

Этот принцип подразумевает также гармонию Неба и Земли, упорядоченность

мироздания, а также естественную гармонию человека с природой.

Обретение человеком естественности, освобождение от условности сознания и

бытия, наслаждение красотой природы вплоть до слияния с ней - всё это

внутренние, скрытые цели “пути чая”, получавшие внешнее выражение в

гармонии и простоте чайной комнаты, непринуждённой, естественной красоте

всех материалов - деревянных деталей конструкции, глинобитных стен,

железного котелка, бамбукового венчика.

Гармония подразумевает также отсутствие искусственности и скованности в

движениях мастера чая, общую атмосферу непринуждённости. Она включает в

себя сложную сбалансированность в композиции живописного свитка, росписи

чашки, когда внешняя асимметрия и видимая случайность оборачиваются

внутренней уравновешенностью и ритмичной упорядоченностью.

«Почитание» – В нем просматриваются два уровня.

Первый уровень – общекультурный. Участник чаепития должен с почтением

Страницы: 1, 2, 3, 4