Феномен Ван Гога
Феномен Ван Гога
Академия труда и социальных отношений
Зачетный реферат по культурологии
на тему: Феномен Ван Гога
Выполнил студент I курса
группы ЮД-2
Акулов Роман
Проверила:
Ярославцева А. А.
Севастополь 1999
Иногда в искусстве
можно создать ложь
более правдивую, чем
буквальная правда…
Оноре Домье
Я пытался выразить
неистовые человеческие
страсти красным и зеленым…
Винсент Ван Гог
Винсент Ван-Гог, так же как и Рембрандт, был голландец. Вот первый
внешний факт, случайность биографии, который, однако, сразу приобретает не
случайное значение и дает нам в руки ключ к дверям его жизни. Еще Ипполит
Тэн, а за ним и другие социологи указывали на причинную зависимост
искусства от окружающей материальной среды. Но в их несколько механическое
объяснение искусства должна быть внесена одна поправка: не всегда причинная
связь между человеческим духом и внешней средой бывает прямой — иногда она
бывает обратной. Есть гениальные художники, которые воплощают веления
своего времени и своего народа,— таковы были мастера Греции и Ренессанса;
но есть и другие гении, которые могут быть поняты лишь как отрицатели
данной среды. Их жизнь и творчество вытекают из данной среды в том смысле,
что являются реакцией против нее. Таким протестом против здравого смысла
своего времени было появление Рембрандта, особенно вторая половина его
творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и
его заказчиками-бюргерами. Таким же олицетворенным протестом против
филистерского духа Голландии является жизнь и творчество Ван-Гога. .Уже с
ранних лет он был каким-то «лишним человеком» среди практического и
нормального уклада современности, и это он чувствовал сам...
В 1886 году Винсент приезжает в Париж и отныне никогда уже больше не
возвращается на родину... Став страстным приверженцем пленэра, он бродит по
Парижу, изображает уголки Монмартра, берега и мосты Сены, народные театры и
чувствует себя настоящим французом. «Мы трудимся все вместе над французским
Возрождением — здесь я как бы на родине»,— пишет Ван-Гог. И действительно,
отныне его творчество принадлежит Франции и человечеству; он становится
соратником импрессионистов, разделяет их невзгоды, содействует их успеху...
Но пламенной натуре Ван-Гога чужда была серединность; во всем, за что он
ни брался, он шел до конца. Искание света и воздуха, увлечение техникой
Сера (дивизионизмом) не могли не зажечь в нем желания бросить серый Париж и
уехать на юг. Ему стало тесно в столице, и юг рисуется ему той обетованной
землей, где только и можно «отныне организовать ателье будущего», где
только и может развернуться талант художника. И вот в 1888 году он
переселяется в Арль, городок Прованса.
Первое впечатление не обмануло его. Прованс показался ему «по своей
|