бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Данте Алигьери - жизнь и творчество бесплатно рефераты

своей «Комедии»; день за днем, год за годом, неутомимо, упорно. Когда

чеканил ее бессмертные образы и ковал родную флорентийскую речь, вознося

ее на вершины всенародной поэтической речи. Когда дописывал последнюю

строку и верил, что гениальная поэма распахнет ему ворота родного города.

Он ждал, надеялся, жил мыслью о возвращении, и это дало ему силы завершить

свой титанический подвиг.

Данте не вернулся во Флоренцию. Поэму свою он заканчивал в Равенне,

где властитель города Сеньор Гвидо да Полента дал ему убежище. «Комедия»

была завершена летом 1321 года. А 14 сентября 1321 года Равенна хоронила

Данте.

Поэт до конца своих дней оставался верен мечте о мире на земле его

родины, и миссия мира стала основным делом его жизни. Ради этого он

проделал путь в Венецию, грозившую военным нападением на маленькую

Равенну. Данте отправился в страстной надежде убедить правителей

Адриатической республики отказаться от войны. Но поездка не принесла

плодов, а для поэта она оказалась роковой. На обратном пути через

болотистую лагунную область его поразил бич этих мест — малярия, которая в

несколько дней сокрушила силы поэта, надорванные неимоверно напряженным

трудом.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем Флоренция опомнилась, поняла,

кого она потеряла в лице Данте, и обратилась к Равенне с просьбой выдать

ей останки поэта. Но Равенна упорно отвечала отказом на все просьбы

флорентийского правительства. Так и поныне покоится прах Данте Алигьери в

скромном мавзолее древней Равеннской церковки Сан Франческе, по-прежнему

вдали от флорентийской родины, к которой поэт так страстно и так тщетно

стремился и для которой он — отвергнутый и осужденный ею изгнанник — был и

остался самым ее преданным, самым любящим сыном.

4. Божественная комедия Данте.

«Божественная комедия» — величавый итог всего поэтического пути Данте.

Она вобрала опыт целой жизни, все то, что годами крепло в душе поэта,

питало его мысль и художественный гений. Вдохновенный лиризм «Новой жизни»,

философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном

красноречии» и «О монархии» — все слилось в «Божественной комедии» в

величественный синтез, все получило новую даль и широту.

Верный давней клятве, Данте посвятил поэму Беатриче. Ее образ живет в

«Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о ее

чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания

истины и морального совершенства.

Но Беатриче — образ-символ, образ - идея. Рядом с призраком умершей

возлюбленной в «Комедии» встает другой образ — живой, трепетный, реальный.

То образ родины поэта — Италии.

Беатриче и Италия — два спектра «Комедии», два основных ее плана:

моральные искания поэта неотделимы от его мечтаний о возрождении родины.

Созданная в эпоху великого исторического перелома «Божественная комедия»

отразила яростную схватку двух миров, двух идеологий, двух культур. Старое

и новое, архаичное и передовое, традиционное и новаторское переплелись в

ней причудливым образом. И все это в брожении, становлении, в борьбе.

Старое рассеивается на глазах, дает трещину за трещиной, а новое выступает

еще в ветхом одеянии средневековой схоластики. Но страстная, ищущая мысль

поэта одну за другой срывает обветшалые одежды, рвет оковы богословской

догматики, рушит старые каноны и выходит, на широкие просторы нового

реалистического искусства.

Сюжет поэмы Данте типично средневековый. Это схоластическая аллегория,

изображающая «хождение по мукам» — путь человеческой души от греха к

праведности, от заблуждений земной жизни к истине богопознания. Именно этим

сюжетным замыслом подсказано название поэмы: Данте назвал ее «комедией»,

так как в его время так называли произведения, имеющие мрачное начало и

светлую оптимистическую развязку. Что касается эпитета «божественная», то

он появился позднее: его дало «комедии» потомство, выразившее этим свое

восхищение поэтическим совершенством бессмертного творения Данте.

«Комедия», написанная в средневековом литературном жанре «видения»,

начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. В лесной

чаще Данте обступили хищные звери — лев, пантера, волчица. Поэту грозит

гибель. И тут внезапно появляется перед ним старец, который отгоняет

зверей и выводит его из грозной лесной чащи. Старец этот — великий римский

поэт Вергилий. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. Оттуда, с

райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает

Данте. Вергилий предлагает Данте следовать за ним и ведет его по

загробному миру. Они проходят через ад и чистилище, где видят мучения

осужденных грешников, и подымаются к вратам рай, где Вергилий покидает

Данте. Ему на смену является Беатриче. Она ведет Данте дальше, через

райские сферы, где они лицезреют блаженство праведников на небесах.

Возносясь все выше и выше, они достигают божественного престола, где поэту

предстает образ самого бога.

Лесная чаща, в которой заблудился поэт, — это аллегория жизненных

катастроф и нравственных падений человека. Хищные звери — гибельные

человеческие страсти. Вергилий—земная мудрость, направляющая человека к

добру. Беатриче - божественная мудрость, которая ведет к нравственному

очищению и постижению истины. Путь духовного возрождения человека лежит

через осознание им своей греховности (странствия по аду) и искупление этих

грехов (путь через чистилище), после чего душа, очищенная от скверны,

попадает в рай.

Сложная католическая символика проходит сквозь всю «Комедию», проникает

все ее образы и мотивы. Каждый образ несет двойной, а то и множественный

смысл. Автор вводит в поэму мистические эпизоды, таинственные видения,

вещие сны, пророчества, знамениям/Композиция поэмы основана на сложной,

мистической игре числами 3, 7, 10 и их сочетаниях. Магии этих чисел поэт

придает особый, тайный смысл. Наибольшее значение придает Данте числу 3,

которое положено в основу всей композиционной схемы «Комедии».(Поэма

делится на три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой части тридцать три

песни (всего, вместе с первой, вступительной — сто песен). Принцип

троичного членения выдержан и в стихотворном размере: «Комедия» написана

терциной — трехстрочной строфой.

Те же традиции средневековой богословской мысли подсказали Данте

архитектонику изображенного в поэме загробного мира. Следуя традиционной

богословной схеме мироздания, Данте изображает ад, как огромную воронку,

уходящую к центру земли. Ад разделен на девять концентрических кругов.

Чистилище — окруженная морем гора, имеющая семь уступов. В согласии с

католическим учением о посмертных судьбах людей, Данте изображает ад местом

наказания нераскаявшихся грешников. В чистилище находятся грешники,

успевшие покаяться перед смертью. После очистительных испытаний они

переходят из чистилища в рай — обитель чистых душ. Тонко разрабатывая

типологию человеческих пороков, он отводит каждому четкое, точно

определенное место в соответствующих кругах ада или чистилища. .

Мысль о создании большого эпического полотна, которое объяло бы прошлое и

настоящее, сочетало бы миф и историю, могла быть навеяна поэту Вергилиевой

«Энеидой», в которой Данте видел высокий образец поэтического совершенства.

Однако, задумав создать эпопею, Данте не пошел путем копирования античного

образца, а обратился к литературным формам своего времени, синтезируя и

перерабатывая различные жанры — повествовательные и драматические — и

одновременно широко и свободно черпая из народного творчества, вводя

образы, формы, приемы из народной поэзии, что придало неповторимое

своеобразие всей структуре поэмы, ее образам, ее стихотворному размеру.

Близость Данте к поэтическому мышлению народа сказалась также в характере

изображения загробного мира. Не традиционные образы канонической церковной

литературы, а народные апокрифические «видения» и легенды питали Дантову

картину потустороннего мира.

У Данте христианская мифология перемешана с языческой. Унылая картина

христианской обители мертвых зацвела поэтической фантазией, засветилась

невиданными красками. В царство средневековой аскетической догмы ворвалась

нетленная красота античного искусства.

Поэт исполнен восхищения перед культурой античного мира. Он открывает в

ней неисчерпаемый кладезь красоты и мудрости, что ярко сказалось в

символической фигуре Вергилия. Это он, мудрый язычник, а не традиционный

ангел христианских легенд, ведет Данте к познанию истины. Подобное

отношение к античности, недоступное средневековому мыслителю, делает Данте-

прямым предшественником гуманистов Возрождения.

Замысел своей поэмы Данте изложил в письме к правителю Вероны — Кан

Гранде делла Скала, которому он посвятил III часть «Комедии». Он писал,

что поэма написана не для созерцательных целей, а для действия и цель ее —

вырвать людей, живущих в настоящее время, из состояния злополучия и

привести их к состоянию счастья. Этот путь к «состоянию счастья» поэт не

мыслил себе вне сплочения итальянского народа единой культурой. Поэт

включил в свою поэтику необъятный ученый — поистине энциклопедический —

материал по всём отраслям средневекового знания. Все, чем он владеет, все,

накопленное долгими годами упорного труда и напряженной работы мысли, поэт

хочет сделать достоянием своего народа»

Но не только сумму схоластических знаний — мертвый груз веков — желает

автор передать людям: он стремится просветить их всем опытом истории и

дать им познание живой действительности, чтобы призвать к борьбе за ее

изменение. Так поэма, насыщенная схоластической ученостью, наполняется

реальным содержанием. Поэт пишет летопись итальянской жизни: пусть каждый

итальянец знает все о своей родине — ее прошлое и настоящее, пусть станет

очевидцем и судьей ее борьбы и бедствий, ее побед и поражений, пусть

поймет, какие преграды лежат на его пути к мирной, счастливой жизни.

История, воплощенная в человеческих судьбах, оживает под пером Данте.

Царство мертвых поэт населил несметными толпами теней, но он дал им плоть,

кровь, человеческие страсти, и обитатели загробного мира стали неотличимы

от тех, кто живет на земле,

как и все летописцы его времени, Данте еще не отделяет историю от мифа,

факт от вымысла. Рядом со своими современниками он изображает в поэме

исторические личности, героев библейских преданий или литературных

произведений. Но обилие исторического и легендарного материала не

уводит поэта от его замысла — показать реальный ход итальянской жизни.

Данте убежден, что образы «тех, о ком живет молва», послужат впечатляющим

примером, сделают наглядной его мысль, лучше донесут до читателя замысел

поэмы. - Энгельс высоко ценил Данте, как поэта политического. И

действительно — история Италии предстает в «Божественной комедии», прежде

всего, как история политической жизни его родины, в глубоко драматических

картинах борьбы враждующих партий, лагерей, групп и в порожденных этой

борьбой потрясающих человеческих трагедия Точность фактов, сила

«обобщения, дыхание подлинной жизни, увиденной, пережитой, выстраданной,

сделали поэму бесценным памятником, по которому и сегодня историки изучают

эпоху Данте.

От песни к песне разворачивается в поэме трагический свиток итальянской

истории: городские коммуны в огне гражданских войн; вековая вражда

гвельфов и гибеллинов, прослеженная от самых ее истоков; вся история

флорентийской распрb «белых» и «черных»—с момента ее зарождения вплоть до

дня, когда поэт стал бездомным изгнанником... Пламенная, негодующая

страсть неудержимо рвется из каждой строки. В царство теней поэт принес

все, что сжигало его в жизни, — любовь к Италии, непримиримую ненависть к

политическим противникам, презрение к тем, кто обрек его родину на позор и

разорение. В поэме встает трагический образ Италии, увиденной глазами

скитальца, исходившего всю ее землю, опаленную огнем кровопролитных войн:

Италия, раба, скорбей очаг,

В великой буре судно без кормила,

Не госпожа народов, а кабак!

………………………………………….

А у тебя не могут без войны

Твои живые, и они грызутся, Одной стеной и рвом окружены. Тебе,

несчастной, стоит оглянуться. На берега твои и города:

Где мирные обители найдутся? .

(«Ч и с т и л и щ е », песнь VI)

Поэт говорит от лица всего итальянского народа. Италия обездоленных,

обманутых, порабощенных впервые обрела голос в жгучих образах Дантовых

терцин. Набатным гулом разносились они по стране, будили спящих и

равнодушных, подымали отчаявшихся и звали Италию на битву с силами мрака и

разрушения.

Поэт гневно обличал сильных мира, преступных земных властителей,

разжигавших войны и сеявших опустошение я гибель. В 7-м кругу ада, там,

где клокочет «жгучий Флегетон» — река, несущая вместо вод потоки кипящей

крови, он собрал военных преступников разных времен и народов, которые

мечутся в кровавом зареве адской реки:

…Здесь не один тиран,

который жаждал золота и крови:

Все, кто насильем осквернил свой сан.

(«Ад». песнь XII)

Первая часть поэмы («Ад») создавалась в годы, когда в памяти Данте были

еще свежи события флорентийской распри «белых» и «черных» гвельфов, и ее

мрачные и грозные отзвуки заполняют всю кантику. Воскрешая трагические

эпизоды борьбы в коммунах, поэт приходит к отрицанию всего строя городских

республик, который неспособен обеспечить гражданам закон и справедливость,

защитить их свободу и жизнь. " «Божественная комедия» запечатлела

своеобразие классовой борьбы средневековья, которая, переплетаясь с

борьбой религиозной, выступала нередко в форме ересей. За церковными

расколами, за еретическими движениями того времени скрывался острый,

непримиримый антагонизм социальных сил. борьба классов, политических

партий, лагерей, групп. Это своеобразие получило образное выражение в

эпизодах 8-го круга ада, где вместе с виновниками религиозных расколов

автор поместил и сеятелей политических распрей, назначив всем hw одну и ту

же казнь. Она символична: те и другие терзали и дробили тело родной земли,

а ныне адские демоны рвут и рассекают на части их тела:

И все, кто здесь, и рядом, и вдали,

Виновны были в распрях и раздорах.

Среди живых, и вот их рассекли.

(«Ад», песнь XXVIII)

Но выступая против церковных расколов, обрекая на адские муки еретиков,

Данте еще более беспощадно судил н господствующую римско-католическую

церковь. Разоблачение папства стало одной из ведущих тем «Божественной

комедии». В ней нашел отражение всенародный протест против

антинациональной политики папской власти, ненависть народа к паразитизму

и стяжательству католического духовенства.

Пап и кардиналов Данте поместил в ад, среди лихоимцев, обманщиков,

изменников. В Дантовых обличениях папства рождались традиции

антиклерикальной сатиры эпохи Возрождения, которая станет разящим оружием

гуманистов в борьбе против авторитета католической церкви. Недаром

церковная цензура то и дело подвергала запрету отдельные части

«Божественной комедии», и по сей день многие ее стихи вызывают ярость

Ватикана.

Свое «видение» загробных сфер Данте строил, черпая образы, краски,

звучания из мира живой природы. В обитель мертвых поэт принес свое

восприятие жизни как вечного, неумного движения, океана звуков и красок.

Страницы: 1, 2, 3