бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Буддийская скульптура в Корее бесплатно рефераты

Силла. Буддизм, который в то время был официально признан государственной

религией, способствовал развитию культового искусства, а объединение

отдельных корейских государств привело к образованию единого культурного

комплекса.

Лучшие образцы буддийской скульптуры этого периода представлены в

пещерном храме Соккурам («Холм с каменной пещерой») к юго-востоку от Кёнджу

в уезде Вольсон.

Соккурам

Соккурам (национальное сокровище Южной Кореи № 24) считается самым

величественным памятником архитектуры и скульптуры Силла. Он являлся частью

ныне разрушенного храмового ансамбля Сокпульса («Храм каменного Будды») на

вершине горы Тхохамсан и строился в 742—764 гг. Храм строился по инициативе

силлаского премьер-министра Ким Дэсона. Считается, что его созданию

способствовала влиятельная в это время буддийская секта хваом,

исповедовавшая учение будды Вайрочаны.

Соккурам был сооружен из гранитных блоков на склоне горы, а после

окончания строительства засыпан сверху землей. Это единственный в мире

искусственный буддийский пещерный храм. Он был случайно открыт в 1913 году

и хорошо сохранился до настоящего времени. Храм состоит из главного

купольного зала, небольшого квадратного аванзала и соединяющего их коридора

(план представлен на рисунке 2).

Стены залов и коридора украшены горельефами, высеченными на отдельных

гранитных плитах, достигающих 1,92 м в высоту и вставленных в стены.

Традиция приписывает эти горельефы скульптору Кан Гонмаэлю. Рельефы,

изображающие буддийские божества, созданы в едином стиле и, образуя

многофигурный фриз, покрывающий всю плоскость стен, гармонично сочетаются с

общим архитектурным обликом храма (см. изображение храма в разрезе на рис.

3).

Аванзал храма украшен рельефами, на которых изображены восемь небесных

воевод и духов-драконов (паривара; кор. Чхоллёнпхальбу синджан). Они

показаны стоящими фронтально, в спокойных позах, в доспехах и накинутых

поверх плащах, вооруженные копьями и мечами. Лица воинов передают

индивидуальные особенности каждого (головные уборы и прически показывают их

принадлежность к различным странам). Все они изображены стоящими на облаках

и, хотя считаются покровителями буддизма, не имеют нимбов.

В этом же зале расположены рельефы с фигурами хранителей врат

(дварапала, кор. инван), изображенных стоящими в угрожающих, воинственных

позах (рис. 4).

В коридоре с двух сторон расположено по два рельефа хранителей четырех

стран света (локапалы, или махараджи; кор. сачхонван). Они также изображены

стоящими с мечами в руках. Ногами они попирают карликов-демонов,

олицетворяющих злое начало.

На стенах главного, круглого зала распределены пятнадцать рельефов с

изображением богов, бодхисаттв и архатов. Среди них выделяется фигура

одиннадцатиглавой бодхисаттвы Кваным. Этот рельеф находится на стене против

входа и является центральным в композиции скульптурного фриза круглого

зала.

Бодхисаттва показана фронтально стоящей в свободной позе на цветке

лотоса. В правой руке, прижатой к груди, она держит сосуд, а левой

придерживает конец одежды. Множество украшений, подвесок на груди, а также

узкая лента шарфа, опоясывающего фигуру, придают ей особую торжественность.

Все это свидетельствует о влиянии индийской скульптуры.

Справа и слева от входа в зал расположены фигуры Брахмы (кор. Помчхон) и

Индры (кор. Чесокчхон). Выразительность их поз и жестов, тонкая проработка

деталей свидетельствуют о высоком мастерстве скульптора. Рядом с фигурой

Брахмы находится изображение бодхисаттвы Манджушри (кор. Мунсу посаль). Оно

выделяется среди всех рельефов особой пластичностью и тонкостью исполнения.

Корпус его слегка развернут влево, в то время как голова, увенчанная

высокой диадемой, повернута в профиль вправо, как бы демонстрируя строгие,

правильные черты лица. Струящиеся складки длинной, легкой одежды высечены в

грубом граните с необычайной мягкостью и своим расположением подчеркивают

движение фигуры влево.

Далее по правой стороне расположены пять рельефов, на которых изображены

архаты. С левой стороны зала высечены еще пять фигур архатов, три из

которых как бы движутся навстречу бодхисаттве Кваным. Все фигуры архатов,

несмотря на изображенные одинаковые плащи и бритые головы, отличаются ярко

выраженной индивидуальной характеристикой. Архаты показаны в движении, и

благодаря различным разворотам фигур они воспринимаются как бы идущими и

беседующими друг с другом.

Круглый зал украшен также рядом скульптур сидящих бодхисаттв, помещенных

в десяти глубоких круглых нишах над рельефами по двум сторонам зала. Две из

этих статуй не сохранились – в первой половине XX в. они были вывезены в

Японию.

В центре зала находится установленная на восьмиугольном, богато

орнаментированном постаменте главная статуя - Будды Шакьямуни (кор.

Соккамони), высеченная из светлого гранита (высота 2,3 м[9] (по корейским

данным, 3.48 м[10] или 2.72 м[11])) и обращенная лицом на восток (рис. 5).

Соккурам - единственный в Восточной Азии пещерный храм, где главная фигура

расположена в центре зала. Статуя как бы воплощает собой синтез

архитектурных и скульптурных форм храма.

Статуя отличается суровой простотой и строгостью пропорций. Скульптор

сумел передать в лице Будды выражение внутренней сосредоточенности, покоя и

полной отрешенности от окружающего его мира. Полное лицо Будды с узким

разрезом полуоткрытых глаз, с высокими дугами бровей, небольшим носом и

плотно сжатыми губами свидетельствует о сложении в корейской буддийской

скульптуре VIII в. лица нового типа, не имеющего аналогий в других странах.

Левая рука Будды сложена в условном жесте дхьяна-мудра (жест

размышления, спокойствия и мира), а правая с опущенными к подножию

пальцами—бхумиспарша-мудра («призывающий землю в свидетели») покоится на

колене. Огромный круглый нимб с лепестками лотоса по краям расположен на

стене позади головы Будды, усиливая впечатление его величия и духовной

силы.

Во всем облике Будды ощущается своеобразие корейской скульптуры: мягкая

текучесть линий, плавность силуэта, благородная сдержанность и обобщенность

форм. Это, несомненно, одно из самых замечательное творение древних

корейских скульпторов, считающееся многими корейцами величайшим

произведением искусства во всей Восточной Азии.[12]

У храма Соккурам есть свои “предшественники” – например, ниша с рельефом

Будды, вырубленная в гранитной скале близ селения Инованни. По определению

корейских исследователей, она была высечена в середине 7 в. Фигура Будды

исполнена предельно просто – возможно, это связано именно с трудностью

обработки материала.

Более значительной по художественным достоинствам стоит считать

наскальную скульптуру к. 7 в. в Ёнджу (пров. Сев. Кёнсан), где в гранитной

скале также высечена в высоком рельефе буддийская триада. Фигуру будды,

сидящего на лотосовом троне, можно рассматривать почти как огромную

скульптуру, т.к. голова будды целиком отделена от скалы. В самом характере

изображений можно заметить влияние раннетанской скульптуры с ее вниманием к

силуэту скульптурной массы и стремлением к передаче в лицах божеств

жизненности и внутреннего духовного состояния.

В период объединенного Силла были созданы многие памятники т.н. Долины

будд (Пульгок) в скалах Намсан, расположенных к югу от Кёнджу. Там

разместилось 100 храмов, более 80 изображений Будды и 60 пагод (см. рис.

6)[13].

К достижениям каменной скульптуры можно отнести и небольшие фигуры

божеств, стоявшие в буддийских храмах около Кёнджу. Там было открыто много

невысоких гранитных статуй с тонкой обработкой деталей.

В Музее искусства народов Востока в Москве хранится горельеф головы

бодхисаттвы Кваным, высеченный из серого гранита и датируемый VIII веком.

Суровое, полное отрешенности лицо божества с полузакрытыми глазами и тонким

носом поражает своей одухотворенностью. Округлый овал лица подчеркнут

высоко поднятой надо лбом прической, которая украшена диадемой с фигурой

будды. Откол на задней стороне указывает, что голова, возможно, была отбита

от горельефа.

К особому виду каменной скульптуры этого времени принадлежат фонари,

ставившиеся первоначально в храмах перед статуями Будды как символ,

олицетворяющий его учение. Позднее их стали сооружать во дворах перед

входом в главный храм или в монастырских садах, где они украшали искусно

созданные пейзажи. Каменные фонари специфической скульптурной формы

встречаются только в Корее.

Интересен фрагмент большого серого кирпича с вытисненной в рельефе

фигурой локапала - одного из четырех хранителей стран света. Согласно

«Самгук юса», такие кирпичи были исполнены известным скульптором-монахом

Янджи в 679 году.

На фрагменте изображен воин в боевых доспехах, сидящий на спинах двух

подвластных ему демонов и попирающий их ногами. Верхняя часть кирпича, где

находилась голова локапала, не сохранилась. Пластичность и выразительность

всей композиции, тонкое моделирование и умелое выявление планов в рельефе

указывают на развитие нового, более реалистического направления в искусстве

VII века.

Новые веяния заметны и в малой буддийской пластике VII— VIII веков,

которая сохранилась в виде небольших фигур божеств, изготовлявшихся для

алтарей храмов и богатых жилищ. Среди них выделяются две небольшие

статуэтки, открытые в бронзовом ковчеге, который хранился в каменной пагоде

монастыря Хванбокса в Кёнджу и в настоящее время находится в Национальном

музее Кореи в Сеуле. Обе отлиты из золота около 700 года в память победы

Силла над Пэкче и Когурё.

Первая – статуя Амитабхи или, как предполагают корейские исследователи,

Шакьямуни. Вторая - фигурка Амитабхи, сидящего со скрещенными ногами в позе

размышления (падмасана). Полное лицо будды с едва намеченной улыбкой, с

тяжелыми веками и прямым узким носом указывает на корейские черты его

облика. Позади фигуры великолепный ажурный ореол (мандала) с остроконечным

нимбом украшен большим рельефным цветком лотоса, окруженным языками пламени

и тонкими растительными побегами. Эта золотая фигура принадлежала в свое

время правителю Хёсо-вану (годы правления 692—701-й) и после его смерти

была пожертвована храму

Во второй половине IX века большое значение в Корее приобретает культ

будды Вайрочана (кор. Пиросана). Статуи Вайрочана воздвигались во многих

храмах, но большинство их не дошло до нашего времени.

Буддийская скульптура периодов Корё и Чосон

Династия Корё провозгласила буддизм государственной религией, и, по

мнению корейских исследователей, в период ее правления буддийская

скульптура продолжала успешно развиваться; в это время было создано

огромное количество скульптур[14]. По мнению же советской исследовательницы

О. Н. Глухаревой, скульптура в Х—ХIV веках уже не имела большой

художественной значимости периода Силла, и в буддийской пластике периода

Коре можно проследить лишь отдельные изменения в самом характере статуй, в

значительно большей идеализации образов и в мягкой пластичности их форм. В

целом же скульпторы продолжали строго следовать традиционному канону[15].

О.Н. Глухарева также пишет, что со вторжениями киданей и монголов в

Корею проникли иноземные влияния, воспринимавшиеся в той или иной мере

корейскими мастерами. Сохранившиеся сведения указывают, что к тому же в

конце XIII века многие скульпторы из Китая переехали в Корею и работали в

Кэгёне - новой столице. (В Кэгён переехали и многие скульпторы из Кёнджу).

«Но близкое знакомство с мастерами Китая не смогло внести в скульптуру что-

либо принципиально новое, так как корейская храмовая пластика была

подчинена в этот период суровому контролю со стороны могущественного

буддийского духовенства и мастера обязаны были строго придерживаться

сложившегося канона»[16].

Не являясь специалистом по данному вопросу, позволю себе не согласиться

с выводами О. Н. Глухаревой. Наличие в одно и то же время столь разных по

стилю, но относящихся к единому направлению буддийской пластики скульптур,

представленных на рис. 7, 8 и 9, свидетельствует, на мой взгляд, о большом

разнообразии художественных традиций Кореи того времени.

В Х—ХI веках большое распространение получили литые железные статуи,

изготовление которых началось еще в государстве Силла. Этот новый для

скульптуры материал и техника литья были хорошо освоены мастерами уже в

ранний период государства Корё.

Интересна железная статуя Будды, сидящего в позе «лалит-асана» со

скрещенными ногами. Эта большая статуя состоит из семи частей, отлитых

отдельно и искусно соединенных между собой сваркой. Лицо Будды как бы

освещено архаической улыбкой, а глаза с преувеличенно длинным

горизонтальным разрезом, характерным для статуй Кореи, слегка полуоткрыты.

Изысканная форма плотно сжатых губ и прямой короткий нос указывают на

появление новых черт, вносящих некоторую идеализацию в сложившийся образ

божества.

Памятником уникального значения является также статуя Будды Х—ХI веков,

вылепленная из глины и покрытая густыми слоями золотого лака. Позади нее

остроконечный ореол - мандала из резного позолоченного дерева великолепной

работы, в виде струящихся кверху языков пламени. Будда сидит в традиционной

позе со скрещенными ногами и со сложенными в условном жесте - бхумиспарша-

мудра - руками. Его правая рука протянута к подножию, а левая ладонью вверх

лежит на сложенных ногах, подобно рукам Будды из Соккурама. Лицо корейского

типа, с мягким очертанием овала и круглым подбородком, лишено суровости и

внутренней сдержанности, присущих ранним буддийским статуям Кореи. Блеск

золотого ореола и игра света на складках одежды создают торжественность и

праздничную приподнятость образа. В статуе отразилось характерное для того

времени стремление к пышности и парадности.

В Х—ХII веках широкое распространение получили также небольшие бронзовые

и глиняные статуи буддийских божеств для домашних алтарей. В это же время в

Корее появляются многочисленные статуи наханов (архатов), для которых при

монастырях сооружались особые павильоны, где размещали сотни статуй,

различавшихся позами, атрибутами и выражением лиц.

По мнению О.Н. Глухаревой, в период Корё редко высекались монументальные

каменные статуи и рельефы на скалах, они уже не имели прежнего значения.

Однако именно в этот период были сделаны гигантские статуи стоящего Мирык-

посаль (Майтрейи) – например, 10-метровое изображение, находящееся в районе

Имчхомен уезда Пуегун («сокровище Т 217») (см. рис. 10) и 24.5-метровая

статуя в монастыре Хванчокса в Нонсане (национальное сокровище № 218) (рис.

11).

В конце XIV в., с началом правления династии Чосон, буддийская

скульптура стала быстро приходить в упадок, так как правящая аристократия

проводила государственную политику подавления буддизма. Да и в целом

искусство скульптуры в эпоху Чосон заметно сдало свои позиции, так как

общество, проникнутое идеями конфуцианства, не слишком высоко его ценило.

Заключение

В истории корейской буддийской скульптуры четко прослеживаются периоды

- становления – это эпоха Трех государств;

- расцвета – это VII-X век, период объединенного Силла, время создания

огромного количества замечательных памятников, в том числе и Соккурама. В

этот период усиливается пластичность; строгие, порой натуралистические

формы сменяются более мягкими и свободными, сильнее проявляется стремление

к передаче внутреннего состояния образа;

- упадка, замирания развития искусства. Советские исследователи относят

его к эпохе Корё (о чем говорилось выше), корейские – скорее к эпохе Чосон.

Буддийская скульптура в Корее сыграла огромную роль в становлении единых

культурных традиций Дальнего Востока. Используя лучшие традиции китайского

и индийского искусства, корейские мастера трактовали канон в своей,

самобытной манере, и передавали его дальше, в те страны, где также

распространялся буддизм – например, в Японию.

Многие памятники корейского искусства из-за войн и нашествий,

охватывавших эту страну, не сохранились. Но работы по реставрации

монастырей, археологические раскопки приносят новые находки, и сегодня мы

продолжаем восхищаться замечательными творениями корейских мастеров

средневековья.

Литература

1. О. Н. Глухарева. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М.,

1982.

2. О. Н. Глухарева. Пещерный храм Соккурам. // Корейское классическое

искусство. – М., 1972. – С. 38-48

3. Н. А. Каневская. Искусство Кореи. М., 1990.

4. История зарубежного искусства. / Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л.

Мальцевой. М., 1980.

5. Квон Бён Рин. Исторические уголки королевства Пэкче. // Сеул. – Зима

1994. – С. 4-13.

6. Квон Бён Рин. Соккурам: скульптурный шедевр в граните. // Сеул. – Лето

1996. – С. 44-50.

7. Ким Мин А. Выставка «Великое Корё». // Сеул. – Зима 1995. – С. 4-11.

8. Квон Бён Рин. Монастырь Мувиса и его древние буддийские росписи. //

Сеул. – Зима 1995. – С. 33-37.

9. Квон Бён Рин. Бесценные находки в пагоде Камынса – свидетельства

непревзойденного искусства мастеров Силла. // Сеул. – Зима 1996. – С. 18-

21.

10. Город-музей Кенчжу. // Сеул. – Весна 1994. – С. 24-33.

11. http://www.infokorea.ru/sculpture.html

12. http://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=913&search=

13. http://furuikeya.newmail.ru/scul.htm

Иллюстрации

Рис. 1. Чигукчхонван - повелитель восточной части буддийского мира.

Рис. 2. План храма Соккурам.

Рис.3. Храм Соккурам в разрезе.

Рис. 4. Статуя Кумган ёкса (Виджрапани), охраняющего вход в коридор

Соккурама.

Рис. 5. Статуя Будды в храме Соккурам.

Рис. 6. Фигура Будды, высеченная в скале Синсонам на горе Намсан.

Рис. 7. Изображение Будды конца периода Корё. Павильон Мирыкчжон монастыря

Мувиса пров. Чолла-Намдо.

Рис.8. Позолоченная бронзовая статуя сидящего Шакьямуни (период Корё).

Рис. 9. Позолоченная бронзовая статуя сидящего бодхисаттвы

Махастханапрапты, в изображении которого чувствуется влияние ламаистского

стиля (XIII-XIV в).

Рис. 10. Каменный Майтрейя из монастыря Тэчжоса, «сокровище Т 217.»

Рис. 11. 24.5-метровая статуя Матрейи из монастыря Хванчокса в Нонсане,

национальное сокровище № 218.

-----------------------

[1] (1) (см. список литературы на стр. 13). С. 112.

[2] (4). С. 136.

[3] (12)

[4] (12)

[5] К сожалению, фотографии этой и многих других статуй я не могу здесь

воспроизвести из-за низкого качества репродукций в книге (1).

[6] (1). С. 50.

[7] (14)

[8] (1). С. 48.

[9] (2). С. 39.

[10] (11). С. 30.

[11] (7). С. 46.

[12] (11). С.30.

[13] там же.

[14] (12)

[15] (1). С. 111.

[16] (1). С. 112.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2