бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Боевые искусства древней Греции бесплатно рефераты

Боевые искусства древней Греции

Министерство образования РФ

Калужский государственный педагогический

университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра культурологи и русского языка

Боевые искусства древней Греции

Реферат

студента дневного отделения

физико-математического

фак-та 1 курса, ФМ-12

Ивакина Д. М.

Преподаватель

Н.С. Иванова

Калуга, 2003

Содержание

. Ведение…………….……………………………………………….……......3

. Оркестрика…………………….………………………………….………….4

. Палестрика…………………….…………………………………….………..5

. Пятиборье…………………………………..………..…………….…………6

. Кулачный бой…….…….………………………………………..….………..8

. Панкратион…………………………………………………………….…….11

. Заключение…………………………………………………………………...16

. Список

литературы…………………….....................................................

.....18

Введение

Единоборство в широком смысле (т.е. в том, который выходит за рамки

понятий «честной» схватке один на один) является неким способом,

позволяющим уцелеть в бою, достигнуть поставленных целей – по обороне или

нападению. Боевое искусство же предполагает реализацию через систему боя

высших ценностей, самосовершенствование скорее духовное, чем чисто

физическое.

Любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве

единоборства. Обратное утверждение не всегда справедливо. Тем не менее,

единоборство практически всегда является основой искусства боя.

Боевое искусство (как и любое искусство) – немаловажная сфера

общечеловеческой деятельности. Помимо совершенно очевидной практической

пользы, оно способно открыть дверь, ведущую к вершине

самосовершенствования, познания собственного духа и ко многим другим

вершинам…

Недаром в самом названии большинства боевых систем заключено слово –

«ПУТЬ»…

Где и при каких обстоятельствах возникла та или иная школа единоборств,

как она эволюционировала, как усваивалась другими народами; почему при этом

усвоении она изменилась так, а не иначе; как вписывалась в новую «шкалу

ценностей»; как сумела выйти за рамки техники на уровень искусства; в чем

проявился относительно искусства боя синтез различных культур; как

сочетались приёмы боя и «оснащение» бойцов (доспехи, наступательное оружие

и т.д.)

Всё это – не маловажные вопросы, имеющие прямое отношение к проблемам

общечеловеческой культуры.

Боевое искусство Древней Греции окончательно сложилось после того, как

воинственные «варвары» дорийцы сокрушили утончённый Эгейский мир, смешались

с ним, многому у него научились, а кое – чему, наоборот, научили его – и

стали теми самыми эллинами, которых принято называть древними греками.

Эллада во многом определила направление культуры в Европе: античный, а в

какой – то мере, даже современной. И физическая культура, неразрывно

связанная с духовной, стало у греков одним из главных стержней цивилизации.

Главное достижение в Греции на этом пути – создание ГИМНАСТИКИ как

широкой открытой школы, преодолевшей племенные, ритуально-магические и

военно-прикладные рамки. Некоторые отличия в разных полисах, городах-

государствах, сохранились, но это не мешало существованию единой

гимнастической школы, живой и эволюционирующий.

Оркестрика

Оркестрика- это овладение культурой движения как такового, культурой

восприятия звука, ритма и т.д. Она имеет выходы на различные подвижные

игры, танцы (в том числе и боевые), акробатику, искусство пантомимы. В

конечном счёте, от неё происходит греческий театр –искусство хотя и не

боевое , но тесно с боевым связанное.

Едва ли не главным центром, в котором формировались воинственные танцы

греков, был Крит. Даже после эллинизации он сохранил свою специфику. Вот

как выглядит освоенный спартанцами критский танец пирриха в изложении

самого Платона:

«Путём уклонений и отступлений, прыжков в высоту и пригибаний

воспроизводятся приёмы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается танец

воспроизводить и движения противоположного рода – стрельбу из лука,

метание дротиков и нанесение различных ударов.»

постоянная смена уровней – характерная черта действий греческих

танцоров (и воинов). Один из танцев – опять же вывезенный с Крита! – даже

назывался «геранос» (журавль), так как подражал действиям этой птицы, то

поднимающейся «на цыпочки», то склоняющейся к земле.

Журавль или цапля – любимый «образ» звериных стилей Востока. Там он, как

и в Греции, связан с резкостью движений и ударов на разных уровнях, но с

предельной дистанции. Кроме резкости, для греков характерна гибкость и

сила, отождествляемая с образом змеи; но связывающая два этих параметра

мягкость, уже намечавшаяся в эгейские времена.

Даже театр Сафокла и Еврипида прибегал к услугам исполнителей боевых

танцев при показе батальных сцен. Известны случаи, когда такой танцор

«заигрался»: исполняя роль героя, которому, согласно сценарию, надлежало

впасть в боевое безумие.

Чересчур войдя в роль, этот актер атаковал группу своих сценических

«врагов» всерьёз – и многих ранил, только чудом никого не убив. Зрители его

освистали за это, но не одобрили и потерпевших поражение «врагов».

Кроме того, в оркестрику входили также упражнения с мячом. Их было много,

и все они развивали ловкость, реакцию, глазомер, а некоторые – силу.

Значение этих игр было столь велико, что в той же Спарте юношей,

непосредственно готовящихся к службе в армии, на первом году обучения

называли «сферистами» - игроками в мяч.

Палестрика

Палестрика – упражнения, выполняемые в палестре: тренировочном зале или

площадке. Палестрика составляла основу и боевой подготовки, и соревнований

Состязательно-спортивного характера, отвечающих понятию «спорт» гораздо в

большей степени, чем египетские соревнования. Именно этот аспект палестрики

получил наибольшую известность.

Вообще греков можно считать основателями современного спорта: не будь

тогдашних олимпиад, не было бы и нынешних.

Древнейшее из греческих единоборств – борьба. Сейчас классическую борьбу

стали называть греко-римской. Это не так: в Элладе правила были даже более

«вольными», чем у египтян. Например, подсечки напоминали скорее удар по

ногам:

«Вдруг в подколенок ударил пятой и – подшиб ему ноги, Навзничь его

опрокинул…» (Илиада;23,725-26)

Также захват противника разрешалось сбивать ударом в руку или плечо.

Болевые приёмы запрещались - и в этом отличие от Египта: правда, там боец,

проведя такой приём, предлагал противнику сдаться, но при отказе со

спокойной совестью ломал ему кости.

Но «запрещались» - не значит «были неизвестны». На тренировочных

площадках греки во всю отрабатывали удушающие захваты, удары головой и

коленом. Вообще, греческие тренировки заслуживают особого уважения: они

подвергались серьёзной научной разработке с дозированием нагрузок, тренажем

конкретных групп мышц и т.д. Имитировались и экстремальные условия

например, поединок намазанных маслом атлетов - для умения проводить

захваты. Или, наоборот, в яме с сухим песком – чтобы освобождаться от

захватов. В первом случае преимущество получал защищающийся, во втором –

нападающий и для обоих это была хорошая подготовка к боевой ситуации.

Борьба , входившая в программу пятиборья отличалась высоким темпом и

сводилась в основном к броскам. Позже она выделилась в отдельный вид – и

тогда её оккупировали грузные, медлительные тяжеловесы с маховыми приёмами

и захватами.

Пятиборье

Пятиборье – «пентатл»- включало борьбу только на финишном этапе. Кроме

неё в программу входил спринтерский бег, прыжки с отягощением(специальные

гири- «гальтеры»), метание копья и диска на дальность. Почти каждый вид

соревнований(по-гречески «агон») имел некоторое отношение к боевому

искусству. Утяжелители при прыжке символизировали оружие. О копбе и вовсе

говорить незачем(метали его своеобразно: просунув два пальца в петлю

специального ремня на древке, в броске придавали оружию вращение). Даже

диск раньше использовали в бою: при осаде крепостей на нём писали условия

сдачи и перебрасывали через стену, а то и просто, как метательное оружие,

бросали на пехотинцев в плотном построении, сминая ряды.

Явный победитель в трёх агонах мог не участвовать в оставшихся двух

соревнованиях, или, по крайней мере, в последнем – именно в борьбе. Кого

считать явным победителем решали судьи: значение имела не только дистанция

прыжка или броска, но и красота, чистота движения. Кроме того, нельзя было

рассчитывать на победу в пентатле, если в одном из агонов проиграешь

«позорно»- с большим отрывом. Это, а также перенос борьбы на последнее по

счёту место, не давало возможности побеждать медлительным «силовикам»,

Способным одержать победу в трех последних агонах, но отсеивающихся ещё в

двух первых. Эллинская эстетика в данном случае была важнее, чем

механический подсчет очков,- и за это эллинов упрекать не приходится.

В пентатле поединок борцов проходил исключительно в стойке. Для победы

было достаточно трижды заставить противника коснуться земли любой точкой

тела, кроме ступни.

Итак, подлинно «Греко-римская» борьба имела тчетливый силовой уклон.

Основанные на внутренней энергии приёмы, характерные для ряда восточных

школ, ей неведомы. Но в своей области греки достигли идеала.

Например, великий борец Милон Кротонский (с ним связано много легенд, но

это реальная личность) проделывал такие фокусы: становился на скользкий,

смазанный жиром бронзовый диск – и предлагал всем желающим столкнуть его с

места. Никому из борцов это не удавалось. Равно как не удавалось разжать

руку Милона, сжимающую плод граната. Чтобы доказать, что он держал гранат

не силовой хваткой, Милон потом очищал с него кожуру и все видели: ни одно

зёрнышко не помято. Никому не удалось также расцепить его пальцы, даже не

сгруппированные в кулак, а собранные в фигуру, у каратистов носящую

название «кейко»- «голова цыплёнка». Даже борцы, пытавшиеся обеими руками

захватить мизинец Милона - терпели фиаско.

Похоже , некоторые борцы, полностью овладев возможностями эллинского

стиля, переходили с «механического» на «энергетический» уровень. Это

подтверждает и их спортивное долголетие. Олимпийские игры проводились раз в

четыре года, но кроме них, существовали и другие панэллинские состязания,

заполнявшие промежутки между олимпиадами: Пифийские, Немейские,

Истмийские игры…особенную славу получали периодоники – то есть атлеты,

побеждавшие на протяжение всего периода (от Олимпиады до Олимпиады

включительно) во всех играх.

Милон, одержав первую победу в не очень молодом возрасте, становился

периодоником шесть раз подряд!

Судьба Милона Кротонского в добавок служит иллюстрацией того, что

физическое и умственное совершенство не разделимо: он был одним из лучших

учеников философа Пифагора! Да Пифагор ведь и сам успешно занимался

палестрикой…Борец и философ, сливались в одной личности, давали неожиданный

результат. А может быть, наоборот – вполне ожидаемый?

Впрочем, активное долголетие отличает многих греков, и не только борцов.

Воинскую службу эллины традиционно должны были нести до шестидесяти лет,

причём даже старший « призывной возраст» сражался в одних шеренгах с

молодежью.

Кулачный бой

Наиболее знаменитым представителем этого вида греческого единоборства

является Феаген, получивший за свою жизнь свыше 1400 лавровых венков

победителя, полный срок его карьеры намного длиннее, чем у любого из

современных боксёров.

Кулачный бой узаконен на Олимпийских играх позже борьбы, но он тоже

весьма древен. Впечатление от него двойственное. С одной стороны, сами

греки расточали ему похвалы, а на тренировках применялись такие

прогрессивные методы, как бой с тенью, тренировка с боксёрской грушей и

спарринг-партнёрами.

Для кулачного боя характерны: очень высокая стойка(подбородок не прижат к

груди ), широкие замахи, ограниченный набор ударов и ещё более бедная

защита. А главное – бой не на дальней, а на сверх дальней дистанции:

боксёры едва доставали друг другу до рук , не то чтобы до головы или

корпуса! Чтобы нанести удар, боец внезапно подскакивал к противнику и тут

же отпрыгивал на безопасное расстояние.

Греки классического периода наносили удары только в голову ( а по

правилам некоторых локальных состязаний – даже только в лицевую часть). Это

– дорийская особенность: если эгейские боксёры даже на соревнованиях

надевали шлем, то дорийцы не носили шлем даже в бою. Во всяком случае –

шлем, защищавший лицо. При наличии щита и панцыря голова (лицо) являлась

единственной уязвимой частью тела.

Во времена олимпиад на боксёрах уже не был надет панцырь да и вообще

ничего не было надето. Но правило, фиксирующее древний обычай, сохранилось.

В скором времени от него осталась только форма, а не суть, потому что

голову бойцов стали защищать шлемом! Он делался из кожи или бронзы и

закрывал череп от верхней части лба до ушей ( на лицо – на щёки или скулы –

защита, в отличии от Крита, никогда не распространялась), темя и затылок.

Правда, на самых популярных соревнованиях – (Олимпийские, Панафинейские и

прочие игры) – шлемы разрешалось применять только во время предварительных

тренировок, но не соревнований.

Избранная боксёрами цель была столь мала и легко защитима, что это

объясняет дистанцию боя, и его «танцующий» стиль.

Уходя в глухую защиту, боксёр фактически становился неуязвим: по

корпусу бить запрещалось. Правда, тут его мог ударить уже не противник, а

судья (у которого вместо судейского свистка, была гибкая палка) –

специально, чтобы не злоупотреблял статической позицией.

В некоторых случаях, кагда бойцы уж очень долго не могли достать друг

друга, судья назначал им «пенальти», во время которого нужно было, не

защищаясь выдержать по одному удару противника. Впрочем, «не защищаясь»-

чересчур сильно сказано. Отбивать удар противника как раз разрешалось –

запрещено было уклоняться и отскакивать. Последнее важнее всего: у греков

не было аналога «ринга» - огороженного пространства; бойцы имели в своём

распоряжении всё пространство стадиона. Это тоже облегчало манёвр (так как

нельзя было загнать противника в угол), провоцировало дальнюю дистанцию

поединка – и, следовательно, его продолжительность.

Били греки фронтальной частью сжатого кулака. Изредка наносились рубящме

удару сверху вниз – тоже кулаком, а не ребром ладони. Обычно они были

направлены в темя, но иногда, вроде бы случайно, попадали в плечо.

Но, пожалуй, главное, что определяло особенности греческого кулачного

боя, - это защита рук, не зависимая от собранности кисти. Голыми кулаками

эллины не сражались никогда. Само название их школ (разные варианты

транскрипции – пудж, пугне, пугил) как раз и указывают на защиту кулака,

прежде всего именной обмоткой.

Страницы: 1, 2