бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Архитектура Древнего Египта бесплатно рефераты

2.2. Пирамида Хеопса.

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем

единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она

получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р.

Хр.).

Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и

помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской

стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо

воздвигнутое человеком.

Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует

пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На

таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять

крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и

Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский

соборы. Из строительного камня, пошедшего на возведение пирамиды Хеопса,

можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000

огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб

весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые

глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя

камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью.

Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно

если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие

грандиозные памятники человеческого труда, пользовались еще каменными

орудиями.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после

смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера

(примерно 2609 -2590 до н.э.), Хеопс хотел быть погребенным после своей

смерти в пирамиде.

Как и его предшественники, он считал, что его пирамида должна

превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды.

Перед постройкой были проведены сложные подготовительные работы. Сначала

нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес

огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был

быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием

собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной

египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах

западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии

выдержать вес пирамиды.

Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили

водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили

густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что

площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы заполнили водой,

высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили.

Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь

заложили камнем. Основание пирамиды было готово.

Свыше 4000 человек - художников, архитекторов, каменотесов и прочих

ремесленников - выполняли эти подготовительные работы около десяти лет.

Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды.

Строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек

трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

[pic]

По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие

выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и

труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из

сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать,

трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень

вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из

папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые

глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе.

Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из

дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более легким, чем работа по

добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим

солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на

другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные

деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V

веке до н. э., был первым ученым, который подробно сообщил собранные им

сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное

повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал

свое путешествие в Египет. Геродот добросовестно и обстоятельно записал

рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по

которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида,

строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам

шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам

Геродота, была удивительным сооружением.

После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали

шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В

результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и

блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители

возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди

этих блоков не было ни одного, который не достигал бы 9 метров.

[pic]

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы,

строилась наклонная насыпь. Впоследствии ее разравнивали. По ней строители,

подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжелые камни, которые

с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало

под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при

укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у

недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда

кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными

блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле

Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и

укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца

они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба.

Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000

человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд

делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых

глыб не было. Все делалось только с помощью живой человеческой силы.

Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную

кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте

около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых

только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые,

предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров

(10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды,

служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного

полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой

расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для

распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько

узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в

камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две

вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры

самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были

обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона

Хеопса. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке

нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была

так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А

при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально

обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один

из царей, правивших после Хеопса, не смог превзойти его гробницу по

размерам и величию.

2.3. Пирамида Хефрена.

Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона

Хефрена. Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил

часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и

многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота

его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники

видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый

большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его

потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили

статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних

египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно

больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им

было не под силу, но изуродовали они его основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший

страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени

придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в

таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую

носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хефрена,

которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде

— этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не

говорили, что он умер, — он «заходил» за горизонт, подобно солнцу;

египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие

могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на

некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто

вроде приемной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из

полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания

были тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и

создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными

казались темные статуи фараона — владыки, принимающего почтительных

гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный крытый

коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По

этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного

камня.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не

грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться

внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто

стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно

тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения

в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям,

помещены изображения стражей дверей — павианов, волков, львов, и заклятия

против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты,

обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших

произведений религиозной литературы. Ученые назвали их по месту находки

«текстами пирамид».

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его

родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых

помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие

фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после

смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы

при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни

домом был роскошный дворец.

К пирамиде — освященному месту упокоения фараона, ставшего божеством, —

простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие

кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей.

Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри

тяжелым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под

камня выбивались подпоры, и вход в центральный покой пирамиды, где стоял

великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда. Такой

же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход

в коридор. Колодец, по которому спускались люди, после того как были

замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна

для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой

пирамиды, нависшей над сводчатым склепом. Но все предосторожности оказались

напрасными. Царские гробницы были ограблены еще в древности, и до наших

дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.

3. Разграбление пирамид.

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя

мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные

саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были

разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Огромные статуи фараона Хефрена были

разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках.

Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного

твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке

такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца,

мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо

вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие

прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской

знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели

быть поближе к фараону.

В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном

находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи,

принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя

умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами.

Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость

рисунка были удивительны. Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни —

жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по

Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов.

4. Вывод.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о

бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен

тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа

деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник

архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного

искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные

сооружения на заре человеческой культуры.

И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о

замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были

воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и

восхищение всех, кто их когда-либо видел. Пирамиды сделали бессмертными не

фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за

камнем, были сложены эти «рукотворные горы».

Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную

картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого

крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды

укрепления страны при ее объединениях.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов

очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного

египетским народом.

Библиографический список.

1. “Архитектура страны фараонов” - Целлар Каталина, стройиздат, научно-

популярная библиотека школьника, Москва 1990.

2. “Семь чудес света” - Ганс Райхардт, 1996.

3. М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”,

1970.

4. Э. Морэ. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.

Страницы: 1, 2