бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Армянская Культура в XIX веке бесплатно рефераты

Армянская Культура в XIX веке

АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX ВЕКЕ

План:

1. Литература, искусство

2. Печать, публицистика

3. Школа, наука

В XIX столетии армянская культура пережила значительный подъем. Особенно

больших успехов достигла она во второй половине века. Присоединение

Восточной Армении к России усилило и укрепило русско-армянские культурные

связи. Главными, определяющими в армянской культуре стали прогрессивные,

демократические течения. Следует отметить, что и в этот период в развитии

литературы, искусства, образования, печати и науки большую роль играли

армянские общины Москвы, Тбилиси, Константинополя и Измира.

1. Литература, искусство

В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось

влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное

течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического

прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся

деятелям, царям и полководцам, проповедовало патриотизм, смелость и

самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы

была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от

волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар,

непонятный широким народным слоям.

С 1820—1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым

литературным течениям—романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих

тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы, современный

человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают

социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый

литературный язык—ашхарабар, формируется новая армянская литература.

Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну

Аламдаряну (1796—1834) и писателю, публицисту Месропу Тагиадяну

(1803—1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-

демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян.

|[pic] |Хачатур Абовян (1809—1848) родился в селе Канакер близ |

| |города Еревана. Начальное образование получил в |

|Хачатур |Эчмиадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской |

|Абовян |школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском |

|(1809—1848)|университете, где и сформировалось его |

| |просветительско-демократичеекое мщровоззре-ние. |

| |Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и |

| |литературной работой. Абовян — автор стихотворных и |

| |прозаических произведений, учебных пособий, научных и |

| |публицистических статей. |

Вершиной его творчества является исторический роман «Раны Армении», в

котором обрисованы положение армянского народа в начале XIX века, его

освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур

Абовян фомана и других произведений

писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы

народов.

Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился

прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые

мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и

реакционных клерикалов. Великий просветитель стал основоположником новой

армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в

распространении просветительских и демократических идей среди армянской

общественности.

Период 1850—1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и

в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и

другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд

выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления;

среди них особенно прославился писатель, революционер-демократ Микаэл

Налбандян.

|[pic] |Микаэл Налбандян (1829—1866) родился в Новом На-хичеване |

| |(близ Ростова-на-Дону). Здесь же он получил начальное |

|Микаэл |образование, затем обучался в Московском и Петербургском |

|Налбандян |университетах. Его мировоззрение сложилось под |

|(1829—1866)|непосредственным влиянием великих русских |

| |революционеров-демократов Белинского, Чернышевского, Герцена|

| |и других. Налбандян писал стихотворения, поэмы, прозу, |

| |научно-критические, публицистические статьи и книги, |

| |переводил из Пушкина, Лермонтова, Беранже и Гейне. |

Лучшие его стихотворения—«Свобода», «Дни детства», «Песнь итальянской

девушки»—написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и

революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял:

«Свобода!»—восклицаю я.

Пусть гром над головою грянет,

Огня, железа не страшусь,

Пусть враг меня смертельно ранит,

Пусть казнью, виселицей пусть,

Столбом позорным кончу годы,

Не перестану петь, взывать

И повторять: «Свобода!».

(Перевод В. Звягинцевой),

Цель и смысл своей жизни Налбандян видел в служении простому,

угнетенному народу, В 1861 г. он писал: Мы добровольно посвятили

себя отстаиванию прав простого народа. Пера своего и себя мы не

посвятили-богачам, чувствующим себя неуязвимыми за грудами

золота,, особенно когда власть находится в руках тиранов. Но тот

злосчастный армянин, тот забитый, жалкий, нищий, голый и голодный

aрмянин, угнетаемый не только чужеземцами и варварами, но и

своими собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными

людьми... вот этот армянин по всей справедливости привлекает

наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши

силы. Защищать безжалостнопопранные права этого армянина—вот подлинный

смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся

ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и

пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и

освятить своею кровью прославляемую нами свободу.

Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную

борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью

установил' политические связи с известными русскими революционерами

Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в

письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о

Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и

любим его». Налбандян,—писал Огарев,—«золотая

душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости».

За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован

царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской

губернии.

В 1840—1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана (1820—1901)—одного из

основоположников новой, патриотической армянской поэзии.

В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт

Смбат Шахазиз (1840—1907) и известный за-дадноармянский поэт Мкртич

Пешикташлян (1828—1868). В конце 60-х и в начале 70-х годов творил

замечательный лирик Петрос Дурян (1852—1872), один из ярких представителей

армянской литературы XIX столетия.

Во второй половине XIX века наряду с поэзией и прозой развивались

драматургия и сатира. Романтизм стал мощным идейным оружием

боевого патриотизма и национально-освободительного движения, в

литературе усилилось реалистическое Рафаел Патканян направление.

|[pic] |Крупнейшими представителями армянской художественной |

| |литературы этого периода стали поэт Рафаэл |

|Раффи |Патканян, романист Раффи, драматург Габриэл Сундукян и|

|Акоп |сатирик Акоп Паронян. |

|Мелик-Акопя|Основным мотивом произведений Рафаэла Патканяна (Гамар |

|н, |Катипа, 1830—1892) является идея освобождения Западной |

|1835—1888) |Армении от турецкого ига. Поэт призывал любить родину и |

| |бороться за ее свободу с оружием в руках. Устами героя одной|

| |из своих поэм Патканян задавал вопрос: |

| |«И теперь нам молчать, когда яростный враг Отнял |

| |меч—оборону, унизив наш стяг, У работников плуг вырвал |

| |дерзко из рук, Переделал на цепи тот меч и тот плуг? О, горе|

| |в плену мы должны изнывать! И ныне молчать?». |

И следовал ответ:

«Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть

сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть

бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать,

Тот вправе молчать!».

(Перевод Валерия Брюсова)

|[pic] |Особенно большой популярностью среди патриотических |

| |произведений Патканяна пользовались стихотворения «Слезы |

|Габриэл |Аракса», «Песнь матери Агаси», поэма «Смерть храброго |

|Сундукян |Вардана Мамиконяна» и другие. В свое время были широко |

|(1825—.1912|известны и сатирические стихотворения автора, в которых едко|

|) |высмеиваются космополитизм и паразитический образ жизни |

| |юношей и девушек из семей армянских богачей. В своем |

| |творчестве Патканян обращался к животрепещущим вопросам дня.|

| |Патриотическая лира Рафаэла Патканяна оказала большое |

| |влияние на молодое поколение. |

О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал: «Ее основная сила в чувстве

высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной любви к родному народу,

которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная

любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в

глубину любви Патканяна...»

Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835—1888) —один из крупнейших мастеров армянской

художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также

повести, рассказы, стихотворения и статьи.

Творчество писателя отличается высоким мастерством. Его исторический роман

«Самвел»— одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения

Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной

борьбы. Его романы, в особенности «Искры» и «Хент», нашли широкий отклик в

народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского

национально-освободительного движения против турецкого деспотизма.

В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического

капитала, подвергаются резкой критике отсталые, феодальные порядки и

свойственные им общественные и бытовые явления.

Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия,

основоположником и крупнейшим представителем которой был Габриэл Сундукян

(1825—.1912).

Перу Сундукяна принадлежат пьесы «Хатабала», «Еще одна жертва»,

«Разрушенный очаг» и другие. Венцом его творчества является пьеса «Пэпо»,

написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом

глубоко реалистическом произведении изображается действительность того

времени—жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные

противоречия; разоблачается бюрократизм и взяточничество царских

чиновников. Пьеса «Пэпо» открыла новый этап в истории армянского театра.

Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников,

бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная