бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Аркаим - суперобсерватория древних Ариев бесплатно рефераты

Однако очевидная сложность социальной организации людей, выстроивших

для себ тысячелетия назад такое чудо инженерно-строительного

искусства, - это далеко не все, что обнаруживает взгляд специалиста,

созерцающего сегодн контуры древнего протогорода: сама геометрия

постройки таит в себе загадки. Почему - круг? Связано ли это с

символическим характером мышления древних? Если да, то о чем говорит

эта символика, кому и зачем адресовано заключенное в ней сообщение?

Вот какие, в частности, ассоциации вызвал план Аркаима у его

первоисследователей Г.Б.Здановича и И.М.Батаниной (цитирую челябинский

сборник): "Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из

основных сакральных символов буддийской философии. Само слово

"мандала" переводится как "круг", "диск", "круговой". В "Ригведе", где

оно впервые встречается, слово имеет множество значений: "колесо",

"кольцо", "страна", "пространство", "общество", "собрание"...

Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, "карты

космоса", при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с

помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где

стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают "круг

времени", в котором каждая единица определяется предыдущей и

определяет последующую".

И далее формулируется более широкое обобщение, которое читатель вправе

воспринять как методологический принцип, как ключ к самой главной

загадке Аркаима: "В "Стране городов" поражает не богатство

материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это

особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и

погребальной архитектуры до скульптурных изображений, выполненных из

камня"...

Вот в этом ключе и развертывается исследование К.К.Быструшкина.

... Но именно рельеф материка обнаруживает яркую, точную и сложную

геометрию. Нет никаких сомнений в том, что здесь мы имеем дело с

результатами предварительного проектирования, который был вынесен

строителями в натуру. Не может быть и речи о том, что Аркаим строился

в несколько этапов, по мере необходимости, когда к уже готовой части

пристраиваются новые кварталы. Нет, он строилс разом, и ясно, что

проектным работам предшествовали тщательные проектные изыскания в

плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Бесспорно, заранее

были подробно вычислены объемы земляных работ и необходимой для

строительства древесины (тысячи стволов хвойных и лиственных

деревьев!).

Аркаим - сооружение не просто сложное, но даже изощренно сложное.

Между тем назначение и функции его вовсе не очевидны. И только когда в

его плане обнаруживается четка геометрия, появляется надежда буквально

вычислить замысел строителей. Направление поиска подсказывается

неожиданно точным совпадением некоторых важных элементов геометрии и

размеров Аркаима с соответствующими параметрами Стоунхенджа. Во всех

археологических публикациях об Аркаиме называетс диаметр кольцевой

стены цитадели Аркаима - 85 метров. Но это несколько округленно. Если

же его измерить с той точностью, котора необходима для астрономических

наблюдений, то получается не идеально правильное кольцо, имеющее

радиусы 40 и 43,2 метра. Между тем радиус кольца "лунок Обри" в

Стоунхендже тоже 43,2 метра. Оба памятника расположены практически на

одной географической широте, оба - в середине чашеобразной долины с

рельефным горизонтом. И это далеко не все: чем детальнее сопоставляешь

оба памятника, тем больше обнаруживается в них точно совпадающих

деталей.

Сопоставление между Стоунхенджем и Аркаимом может показаться вам

неожиданным: как-никак их разделяет протяженность всей Европы, 4

тысячи километров - расстояние неблизкое и для нынешних средств

сообщения. И немалый временной интервал: если согласиться с

традиционными представлениями, то между ними лежит целое тысячелетие.

С географией ничего не поделаешь, но хронология - другое дело. В конце

концов ее точность во многом зависит от метода исследования.

Возраст

В знаменитой книге Дж.Хокинса и Дж.Уайта "Разгадка тайны Стоунхенджа"

(Лондон, 1966; Москва, 1973 и 1984) возраст "первой очереди" памятника

- Стоунхенджа-I, как говорят исследователи, - определен в 4 тысячи лет

(точнее говоря, его создание отнесено к XIX веку до н.э. плюс-минус

100 лет). Но это не единственное мнение.

При использовании классических методов археологии - на основании

аналогий - Стоунхендж получается несколько моложе, о чем говорят и

сами авторы названной книги: "На некоторых из сарсеновых камней

Аткинсон обнаружил в общей сложности тридцать с лишним изображений

бронзовых топоров и одно изображение, по-видимому, кинжала в ножнах

того типа, который употреблялс в Микенах именно в эпоху, установленную

предварительной оценкой, - в 1600-1500 годах до н.э." Выходит, его

возраст сегодня где-то около 3500-3600 лет?

Поясним для наиболее дотошного читателя, что Ричард Аткинсон - это

главный среди английских археологов знаток Стоунхенджа; он долго и

упорно противился попыткам применить к объяснению загадок памятника

методы астрономии, но в конце концов стал горячим энтузиастом

астроархеологии. Ну а сарсеновые камни - это мегалиты, обрамляющие

кольцевым "частоколом" центральные сооружения Стоунхенджа.

Тем же, кстати, методом определялся и возраст Синташты - "по находкам

дисковидных псалий микенского типа, медных наконечников копий с

несомкнутой втулкой, каменных черешковых наконечников стрел, пастовых

бородавчатых бусин и других вещей", как сообщают авторы монографии о

Синташте, которые сами эту работу и проделали (В.Ф.Геннинг,

Г.Б.Зданович и В.В.Геннинг). Тем же методом - и с тем же результатом:

XVII - XV века до н.э. А возраст Аркаима этим традиционным методом

оценивается в 37-38 веков.

И снова необходимое пояснение: Синташта - это название памятника,

расположенного на берегу одноименной речки в относительной близости от

Аркаима. Открыт он был полутора десятилетиями раньше и в два приема -

сразу и десятилетие спустя - основательно изучен. Однако, во-первых,

он сохранился гораздо хуже, чем Аркаим; во-вторых, он достаточно

заметно выбивался из системы известных в ту пору археологических

памятников Южного Урала, и его значение было неясно. Открытие Аркаима

послужило как бы толчком для объединения многих разрозненных и даже

загадочных фактов в некую убедительную цепь, в научный обиход вошло

понятие синташтинско-аркаимской культуры. Археологические находки,

сделанные в Синташте, используются сейчас в качестве эталонов для

выделения этой культуры, а ее очагом признана "Страна городов".

Применение методов радиоактивного анализа "состарило" Стоунхендж на

тысячу лет. Теперь "лунки Обри", относящиеся к этапу "Стоунхендж-I"

(те самые, радиус кольца которых равен 43,2 метра), датируются XXVIII

веком до н.э.

На Аркаиме и сопряженных с ним памятниках радиоуглеродный анализ

делали не менее трех раз, использу при этом десятки проб. В

большинстве случаев получается, что Аркаим - ровесник Стоунхенджа или

даже старше его.

Наконец, существует еще один метод, названный именем его изобретателя

- английского астронома Джозефа Нормана Локьера, однако применить его

можно лишь в том случае, если дело идет о возрасте древней

обсерватории.

Идея Локьера была, в сущности, проста. На основании изучени

конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане

направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда

наблюдалось. Вследствие циклического движени планет и светил во

Вселенной направление это за прошедшие века сместилось, но сейчас его

несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив

угол между прежним (зафиксированным в вечном материале) и нынешним

направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разделивший

их интервал времени. Вот, собственно, и все. Трудность заключалась

лишь в том, чтобы поверить: перед нами действительно обсерватория (а

не какое-нибудь оборонительное сооружение или капище). Но как раз в

это поверить было трудно: во-первых, утонченные астрономические знания

никак не вязались с образом "примитивной" первобытности; во-вторых,

было непонятно (по правде говоря, непонятно и сейчас), зачем нужны

были древним людям столь совершенные знания о движении небесных

светил. И Локьеру не верили: уже в 1966 году солидный журнал

"Antiquity" опубликовал статью "Лунные фантазии на тему Стоунхенджа",

направленную против астроархеологических трактовок памятника и

выдержанную, как видно даже по заголовку, в снисходительно-ироническом

тоне. Но по мере накопления фактов становилось все труднее с ними не

считаться...

На рубеже прошлого и нынешнего веков Локьер впервые в астроархеологии

использовал свой метод для датировки ряда памятников, в том числе и

Стоунхенджа. Его результат подтвердил было мнение археологов,

пользовавшихся традиционными методами: дескать, памятник создан около

3600 лет назад. Однако позже выяснилось, что он ошибся в определении

азимута основного направлени Стоунхенджа на 20 минут, и это сразу

"состарило" памятник более чем на тысячу лет.

Предположив в Аркаиме также древнюю обсерваторию и применив метод

Локьера, мы установили, что южноуральский памятник по возрасту равен

Стоунхенджу.

Синхронность этих двух памятников означает многое. В том числе и то,

что микенские аналогии имеют совсем другую направленность, нежели

принято считать: предметы цивилизованного обихода мигрировали не из

"культурной" Греции в "дикую" Сибирь, а как раз наоборот. Означает это

еще и то, что в конструкции обоих сооружений следует искать единую

основу, а не отмахиваться от совпадений, полага их случайными.

Тут, конечно, есть одна сложность: каменные монолиты Стоунхенджа

прошли через тысячелетия практически без потерь (правда, один из

ретивых "реставраторов", руководствуясь соображениями вкуса,

"подровнял"-таки кое-где цепочку камней, варварски исказив их

астрономически строжайше выверенную геометрию), а деревянные элементы

конструкции южноуральского протогорода практически полностью утрачены.

Они даже не истлели - они погибли в пожаре, бушевавшем здесь почти

пять тысяч лет назад.

Пожар, положивший конец "живой" истории Аркаима, относится к числу

наиболее интригующих загадок этого памятника. В нем не было бы ничего

особенного, если б это было одно из тех стихийных бедствий, что не так

уж редко даже в наши дни в одночасье уничтожают целые поселения,

застигая, как всякая беда, жителей врасплох, погребая под дымящимися

головешками накопленный десятилетиями скарб, домашних животных и даже

самих хозяев, не сумевших вырваться из плена огня. Необычность

аркаимского пожара в том, что он, судя по всему, не явился

неожиданностью для жителей поселения; вполне вероятно, что сами же они

его и сожгли. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что в древнем

пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи: так -

обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет - все ушли

живыми, все ценное с собой унесли. Почему? Одна из правдоподобных

версий высказывается профессором И.В.Ивановым в челябинском сборнике:

дескать, 3500 лет назад произошел гигантский взрыв вулкана Санторин

(на территории нынешней Греции), что вызвало экологическую катастрофу.

На значительной части территории планеты установилась погода, подобная

той, что прогнозируетс при наступлении "ядерной зимы". По-видимому,

это сопровождалось какими-то природными аномалиями, которые были

восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из

города, предав его сожжению. Что ж, такая версия хороша - за неимением

лучших. Однако чтоб признать ее достаточно убедительной, нужно, во-

первых, точно установить, что 3,5 тысячи лет назад Аркаим еще

существовал (археоастрономические исследовани К.К.Быструшкина дают

основание в том сомневаться); во-вторых, знать нечто более или менее

достоверное относительно верований древних аркаимцев. Тем не менее

остается непреложным факт: построенный враз, по единому замыслу,

протогород Аркаим в одночасье же и перестал существовать, оставленный

всеми жителями и, вероятно, ими же сожженный.

...Но ни пожар, ни время не смогли уничтожить на Аркаиме "рельеф

материка", осталась неизменной также и линия горизонта, удаленная от

памятника на расстояние от полутора километров на западе до пяти на

востоке. А на линии горизонта нами обнаружено не менее 38 объектов,

которые по традиционной археологической классификации аттестуются

нередко как "антропогенный объект неясного назначения", а для

специалиста по астроархеологии и археогеодезии вполне очевидно, что мы

здесь имеем дело с визирами, которыми пользовались древние наблюдатели

светил.

Суммируя все эти факты, можно сделать безошибочный вывод: перед нами

древняя пригоризонтна обсерватория. Однако это понятие едва ли

известно широкому кругу читателей и требует пояснения.

Пригоризонтна обсерватория

Слово "обсерватория", естественно, известно всем: так называетс

научное учреждение, размещенное в здании особой конструкции и

оборудованное специальными инструментами для систематических

наблюдений - астрономических, метеорологических, магнитных и

сейсмических.

Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят.

Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными,

обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными

приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них тем не

менее производились очень точные наблюдения; высока точность была

отличительной чертой такого рода сооружений.

Как же они были устроены? Попытаюсь вкратце разъяснить "физику

процесса".

Горизонт - единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать

незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть

и в объектив теодолита без фильтра. В годы активного Солнца именно у

горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать за

их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегося светила.

И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.

Горизонт - особое место в поле зрения человека: обращенный к нему

взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие

как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на

горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в

более высоких точках небесного свода, и причина тому - вовсе не

оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти

есть, но они проявляются совсем иначе - например, сплющиванием и

дрожанием нижнего края светила), а причинами психо-физиологическими.

Попросту говоря, особым устройством человеческого мозга. Еще

Аристотель знал об этом. И эта истина прекрасно подтверждается

инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет очень

сильно отличатьс от фотографии: рисунок более рельефен, и на нем

больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые

условия археоастрономических наблюдений: работать нужно не с

фотографией или, скажем, видеозаписью, а обязательно "на натуре" - там

Страницы: 1, 2, 3