бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Античное ораторское искусство бесплатно рефераты

Античное ораторское искусство

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Национальной и мировой экономики

РЕФЕРАТ

по культурологии

на тему «Античное ораторское

искусство»

Студентки

1 курса

1 группы

факультета Национальная экономика

Рождественской Д.Д.

№ студ. бил. 95/153-00н

Руководитель Малова О.Я.

Содержание.

Введение……………………………………………………………….3

Ораторское искусство древней

Греции……………………………...4

Зарождение

красноречия…………………………………………..4

1.Горгий…………………………………………………………..6

2.Лисий…………………………………………………………...7

3.Исократ…………………………………………………………8

4.Демосфен……………………………………………………...10

5.Эсхин…………………………………………………………..12

Эпоха

Эллинизма………………………………………………….13

1.Дион

Хрисостом………………………………………………15

2.Элий

Аристид…………………………………………………16

3.Либаний……………………………………………………….17

4.Фимистий и

Гимерий…………………………………………19

Ораторское искусство древнего

Рима……………………………20

Цицерон…………………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………...27

Список

литературы…………………………………………………..28

Введение.

Публичная речь была наиболее

распространенным жанром в среде

образованных людей античности. Знания,

дающие людям владение устной речью,

занимающей умы и сердца людей, называлось

риторикой. По месту, занимаемому в

искусстве художественного слова древней

Эллады, риторика была сопоставима с

такими жанрами искусства, как героический

эпос или классическая греческая драма.

Разумеется, подобное сопоставление

допустимо лишь для эпохи в которой эти

жанры сосуществовали. Впоследствии, по

степени влияния на развитие более поздней

европейской литературы риторика, игравшая

еще значительную роль в средние века, в

новое время уступила место другим жанрам

словесности, определившим характер

национальных культур Европы на многие

века. Надо особо отметить, что из всех

видов художественного слова в античном

мире публичная речь была наиболее тесно

связана с современной ей политической

жизнью, социальным строем, уровнем

образовани людей, бытом, образом

мышления, наконец, с особенностями

развития культуры народа, создавшего этот

жанр.

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной

и пышной речи, изобилующей разнообразными

эпитетами, метафорами, сравнениями,

заметна уже в самых ранних произведениях

греческой литературы— в «Илиаде» и

«Одиссее». В речах, произносимых героями

Гомера, заметно любование словом, его

волшебной силой— так, оно там всегда

«крылатое» и может поражать, как

«оперенная стрела». В поэмах Гомера

широко используется прямая речь в ее

наиболее драматической форме— диалога. По

объему диалогические части поэм намного

превосходят повествовательные. Поэтому

герои Гомера кажутся необыкновенно

словоохотливыми, обилие и полнота их

речей порой воспринимается современным

читателем как растянутость и излишество.

Сам характер греческой литературы

благоприятствовал развитию ораторского

искусства. Она была гораздо более

«устной», если так можно выразиться,

более рассчитанной на непосредственное

восприятие слушателями, почитателями

литературного таланта автора. Привыкнув к

печатному слову, мы не всегда отдаем себе

отчет в том, какими большими

преимуществами обладает живое слово,

звучащее в устах автора или чтеца, перед

словом написанным. Непосредственный

контакт с аудиторией, богатство интонации

и мимики, пластика жеста и движения,

наконец, само обаяние личности оратора

позволяют добиться высокого

эмоционального подъема в аудитории и, как

правило, нужного эффектна. Публичная речь

— это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для

социального строя которой типична форма

города-государства, полиса, в его самом

развитом виде — рабовладельческой

демократии, создались особо благоприятные

условия для расцвета ораторского

искусства. Верховным органом в

государстве, — по крайней мере номинально

— было Народное собрание, к которому

политический деятель обращался

непосредственно. Чтобы привлечь внимание

народных масс (демоса), оратор должен был

представить свои идеи наиболее

привлекательным образом, убедительно

опровергая при этом доводы своих

противников. В такой ситуации форма речи

и искусство выступающего играли, пожалуй,

не меньшую роль, чем содержание самой

речи. «Тем могуществом, которым обладает

на войне железо, в политической жизни

обладает слово»,— утверждал Деметрий

Фалеркий.

Практическими потребностями греческого

общества была рождена теория красноречия,

и обучение риторике стало высшей ступенью

античного образования. 3дачам этого

обучения отвечали создаваемые учебники и

наставления. Они стали появляться с V

века до н. э., но до нас почти не дошли.

В IV веке до н. э. Аристотель уже

пытается обобщить теоретические

достижения риторики с философской точки

зрения. Согласно Аристотелю, риторика

исследует систему доказательств,

применяемых в речи, ее слог и композицию:

риторика мыслится Аристотелем как наука,

тесно связанная с диалектикой (т. е.

логикой). Аристотель определяет риторику

как «способность находить возможные

способы убеждения относительно каждого

данного предмета. Он делит все речи на

три вида: совещательные, судебные и

эпидиктические (торжественные). Дело

речей совещательных—склонять или

отклонять, судебных — обвинять или

оправдывать, эпидиктических—хвалить или

порицать. Здесь же определяется тематика

совещательных речей—это финансы, война и

мир, защита страны, ввоз и вывоз

продуктов, законодательство.

Из упомянутых трех жанров публичной

речи в классической античности наиболее

важным был жанр совещательный, или, иными

словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание

часто отступало перед формой, и некоторые

из дошедших до нас образцов оказываются

ярким примером искусства ради искусства.

Однако далеко не все эпидиктические речи

были бессодержательными. Историк Фукидид

включил в свое сочинение надгробное слово

над телами павших афинских воинов,

вложенное в уста Перикла. Эта речь,

которую Фукидид с таким искусством вплел

в ткань своего громадного исторического

полотна, представляет собой изложенную в

высокохудожественной форме политическую

программу афинской демократии эпохи

расцвета. Она является бесценным

историческим документом, не говоря уже о

ее эстетическом значении как памятника

искусства.

Особенно распространенным жанром в

древности были судебные речи. В жизни

древнего грека суд занимал очень большое

место, но весьма мало походил на

современный. Института прокуроров не

существовало, обвинителем мог выступить

каждый. Обвиняемый защищался сам:

выступая перед судьями, он стремился не

столько убедить их в своей невиновности,

сколько разжалобить, привлечь их симпатии

на свою сторону. Для этой цели

применялись самые неожиданные, на наш

взгляд, приемы. Если обвиняемый был

обременен семьей, он приводил своих

детей, и те умоляли судей пощадить их

отца. Если он был воином— он обнажал

грудь, показывая рубцы от ран, полученных

в боях за родину. Если он был поэтом— он

читал свои стихи, демонстрируя свое

искусство (такой случаи известен в

биографии Софокла). Перед громадной с

нашей точки зрения судейской коллегией (в

Афинах нормальное число суден было 500, а

всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал

6000 человек!) довести до каждого суть

логических доводов было делом почти

безнадежным: гораздо выгоднее было любым

способом подействовать на чувства. «Когда

судьи и обвинители — одни и те же лица,

необходимо проливать обильные слезы и

произносить тысячи жалоб, чтобы быть с

благожелательностью выслушанным»,— писал

опытный мастер и знаток проблем риторики

Дионисий Галнкарнасский.

В условиях запутанного судебного права

судиться в древних Афинах было делом

нелегким, к тому же не все обладали даром

слова, чтобы расположить к себе

слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к

услугам лиц опытных, а главное,

обладавших ораторским талантом. Эти люди,

ознакомившись с существом дела,

составляли за плату выступления своих

клиентов, которые те заучивали наизусть и

произносили на суде. Таких сочинителей

речей называли логографами. Бывали

случаи, когда логограф составлял

одновременно речь и для истца и для

ответчика — то есть в одной речи

опровергал то, что утверждал в другой

(Плутарх сообщает, что однажды так

поступил даже Демосфен).

1.Горгий.

Крупнейшим теоретиком и учителем

красноречия в V веке до н. э. был Горгий

из сицилийского города Леонтины. В 427

году он прибыл в Афины, и его искусные

речи привлекли всеобщее внимание. Позднее

он объездил всю Грецию, повсюду выступая

перед слушателями. На собрании греков в

Олимпии он обратился к собравшимся с

призывом к единодушию в борьбе против

варваров. Олимпийская речь Горгия надолго

прославила его имя (ему была поставлена

статуя в Олимпии, база которой найдена в

прошлом веке во время археологических

раскопок).

Традиция сохранила немногое из

творческого наследия Горгия. Сохранился,

например, следующий совет оратору:

«Серьезные доводы противника опровергай

шуткой, шутки—серьезностью». Целиком

сохранились лишь две речи, приписываемые

Горгию,— «Похвала Елене» и «Оправдание

Паламеда», написанные на сюжеты мифов о

Троянской войне. Ораторское искусство

Горгия заключало в себе много

нововведений: симметрично построенные

фразы, предложения с одинаковыми

окончаниями, метафоры и сравнения;

ритмическое членение речи и даже рифма

приближали его речь к поэзии. Некоторые

из этих приемов надолго сохранили

название «горгианские фигуры». Горгий

писал свои речи па аттическом диалекте,

что служит ярким свидетельством возросшей

роли Афин в литературной жизни древней

Эллады.

Горгий был одним из первых ораторов

нового типа — не только практиком, но и

теоретиком красноречия, за плату

обучавшим юношей из богатых семей

говорить и логически мыслить. Такие

учителя назывались софистами,

«специалистами по мудрости». «Мудрость»

их была скептической: они считали, что

абсолютной истины не существует, истинным

является то, что может быть доказано

достаточно убедительным образом. Отсюда

их забота об убедительности

доказательства и выразительности слова:

они сделали слово объектом специального

исследования. Особенно много они

занимались происхождением значения слова

(этимологией), а также синонимикой.

Основным полем деятельности софистов были

Афины, где процветали все жанры

красноречия—совещательный, эпидиктическнй

и судебный.

2.Лисий.

Самым выдающимся афинским оратором

классической эпохи в области судебного

красноречия был, несомненно, Лисий (ок.

415—380 гг. до н. э.). Отец его был

метеком (свободным, но не имевшим

гражданских прав человеком) и владел

мастерской, в которой изготовлялись щиты.

Будущий оратор вместе с братом учился в

южно-италийском городе Фурии, где слушал

курс риторики у известных софистов.

Примерно в 412 году Лисий возвратился в

Афины. Афинское государство в это время

находилось в трудном положении — шла

Пелопоннесская война, неудачная для Афин.

В 405 году Афины потерпели сокрушительное

поражение. После заключения унизительного

мира к власти пришли ставленники

победившей Спарты, «30 тиранов»,

проводившие политику жестокого террора по

отношению к демократическим и просто

бесправным элементам афинского общества.

Большое состояние, которым владели Лисий

и его брат, было причиной расправы над

ними. Брат Лисия был казнен, самому

оратору пришлось спасаться бегством в

соседнюю Мегару. После победы демократии

Лисий вернулся в Афины, но получить

гражданские права ему так и не удалось.

Первой судебной речью, произнесенной

Лисием, была речь против одного из

тридцати тиранов, виновного в смерти его

брата. В дальнейшем он писал речи и для

других лиц, сделав это своей главной

профессией. Всего ему приписывалось в

древности до 400 речей, но до нас дошло

только 34, причем не все из них

подлинные. Подавляющее большинство

сохранившихся относятся к жанру судебных,

но в сборнике мы находим и политические,

и даже торжественные речи — например,

надгробное слово над телами воинов,

павших в Коринфской войне 395 — 386

годов. Характерные черты стиля Лисия

четко отмечаются древними критиками.

Изложение его просто, логично и

выразительно, фразы кратки и построены

симметрично, ораторские приемы изысканны

и изящны. Лисий заложил основу жанра

судебной речи, создав своеобразный эталон

стиля, композиции и самой аргументации —

последующие поколения ораторов во многом

ему следовали. Особенно велики его

заслуги в создании литературного языка

аттической прозы. Мы не найдем у него ни

архаизмов, ни запутанных оборотов,

последующие критики (Дионисий

Галикарнасский) признавали, что никто

впоследствии не превзошел Лисия в чистоте

аттической речи. Живым и наглядным делает

рассказ оратора обрисовка характера

(этопея) — причем не только характеров

изображаемых лиц, но и характера

говорящего лица (например, сурового и

простодушного Евфилета, в уста которого

вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

3.Исократ.

Что в жанре судебного красноречия

сделал Лисий, то в жанре торжественного

красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338

гг.), происходивший из зажиточной прежде,

но разорившейся афинской семьи. Смолоду

он тоже был вынужден избрать себе

профессию логографа, впоследствии открыл

ораторскую школу с высокой платой за

обучение, из которой вышли многие

политики, ораторы и писатели. Школа

Исократа была одновременно чем-то вроде

Страницы: 1, 2, 3, 4