Античное ораторское искусство
Античное ораторское искусство
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт Национальной и мировой экономики
РЕФЕРАТ
по культурологии
на тему «Античное ораторское
искусство»
Студентки
1 курса
1 группы
факультета Национальная экономика
Рождественской Д.Д.
№ студ. бил. 95/153-00н
Руководитель Малова О.Я.
Содержание.
Введение……………………………………………………………….3
Ораторское искусство древней
Греции……………………………...4
Зарождение
красноречия…………………………………………..4
1.Горгий…………………………………………………………..6
2.Лисий…………………………………………………………...7
3.Исократ…………………………………………………………8
4.Демосфен……………………………………………………...10
5.Эсхин…………………………………………………………..12
Эпоха
Эллинизма………………………………………………….13
1.Дион
Хрисостом………………………………………………15
2.Элий
Аристид…………………………………………………16
3.Либаний……………………………………………………….17
4.Фимистий и
Гимерий…………………………………………19
Ораторское искусство древнего
Рима……………………………20
Цицерон…………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………...27
Список
литературы…………………………………………………..28
Введение.
Публичная речь была наиболее
распространенным жанром в среде
образованных людей античности. Знания,
дающие людям владение устной речью,
занимающей умы и сердца людей, называлось
риторикой. По месту, занимаемому в
искусстве художественного слова древней
Эллады, риторика была сопоставима с
такими жанрами искусства, как героический
эпос или классическая греческая драма.
Разумеется, подобное сопоставление
допустимо лишь для эпохи в которой эти
жанры сосуществовали. Впоследствии, по
степени влияния на развитие более поздней
европейской литературы риторика, игравшая
еще значительную роль в средние века, в
новое время уступила место другим жанрам
словесности, определившим характер
национальных культур Европы на многие
века. Надо особо отметить, что из всех
видов художественного слова в античном
мире публичная речь была наиболее тесно
связана с современной ей политической
жизнью, социальным строем, уровнем
образовани людей, бытом, образом
мышления, наконец, с особенностями
развития культуры народа, создавшего этот
жанр.
Ораторское искусство древней Греции.
Любовь к красивому слову, пространной
и пышной речи, изобилующей разнообразными
эпитетами, метафорами, сравнениями,
заметна уже в самых ранних произведениях
греческой литературы— в «Илиаде» и
«Одиссее». В речах, произносимых героями
Гомера, заметно любование словом, его
волшебной силой— так, оно там всегда
«крылатое» и может поражать, как
«оперенная стрела». В поэмах Гомера
широко используется прямая речь в ее
наиболее драматической форме— диалога. По
объему диалогические части поэм намного
превосходят повествовательные. Поэтому
герои Гомера кажутся необыкновенно
словоохотливыми, обилие и полнота их
речей порой воспринимается современным
читателем как растянутость и излишество.
Сам характер греческой литературы
благоприятствовал развитию ораторского
искусства. Она была гораздо более
«устной», если так можно выразиться,
более рассчитанной на непосредственное
восприятие слушателями, почитателями
литературного таланта автора. Привыкнув к
печатному слову, мы не всегда отдаем себе
отчет в том, какими большими
преимуществами обладает живое слово,
звучащее в устах автора или чтеца, перед
словом написанным. Непосредственный
контакт с аудиторией, богатство интонации
и мимики, пластика жеста и движения,
наконец, само обаяние личности оратора
позволяют добиться высокого
эмоционального подъема в аудитории и, как
правило, нужного эффектна. Публичная речь
— это всегда искусство.
В Греции классической эпохи, для
социального строя которой типична форма
города-государства, полиса, в его самом
развитом виде — рабовладельческой
демократии, создались особо благоприятные
условия для расцвета ораторского
искусства. Верховным органом в
государстве, — по крайней мере номинально
— было Народное собрание, к которому
политический деятель обращался
непосредственно. Чтобы привлечь внимание
народных масс (демоса), оратор должен был
представить свои идеи наиболее
привлекательным образом, убедительно
опровергая при этом доводы своих
противников. В такой ситуации форма речи
и искусство выступающего играли, пожалуй,
не меньшую роль, чем содержание самой
речи. «Тем могуществом, которым обладает
на войне железо, в политической жизни
обладает слово»,— утверждал Деметрий
Фалеркий.
Практическими потребностями греческого
общества была рождена теория красноречия,
и обучение риторике стало высшей ступенью
античного образования. 3дачам этого
обучения отвечали создаваемые учебники и
наставления. Они стали появляться с V
века до н. э., но до нас почти не дошли.
В IV веке до н. э. Аристотель уже
пытается обобщить теоретические
достижения риторики с философской точки
зрения. Согласно Аристотелю, риторика
исследует систему доказательств,
применяемых в речи, ее слог и композицию:
риторика мыслится Аристотелем как наука,
тесно связанная с диалектикой (т. е.
логикой). Аристотель определяет риторику
как «способность находить возможные
способы убеждения относительно каждого
данного предмета. Он делит все речи на
три вида: совещательные, судебные и
эпидиктические (торжественные). Дело
речей совещательных—склонять или
отклонять, судебных — обвинять или
оправдывать, эпидиктических—хвалить или
порицать. Здесь же определяется тематика
совещательных речей—это финансы, война и
мир, защита страны, ввоз и вывоз
продуктов, законодательство.
Из упомянутых трех жанров публичной
речи в классической античности наиболее
важным был жанр совещательный, или, иными
словами, политическое красноречие.
В эпидиктических речах содержание
часто отступало перед формой, и некоторые
из дошедших до нас образцов оказываются
ярким примером искусства ради искусства.
Однако далеко не все эпидиктические речи
были бессодержательными. Историк Фукидид
включил в свое сочинение надгробное слово
над телами павших афинских воинов,
вложенное в уста Перикла. Эта речь,
которую Фукидид с таким искусством вплел
в ткань своего громадного исторического
полотна, представляет собой изложенную в
высокохудожественной форме политическую
программу афинской демократии эпохи
расцвета. Она является бесценным
историческим документом, не говоря уже о
ее эстетическом значении как памятника
искусства.
Особенно распространенным жанром в
древности были судебные речи. В жизни
древнего грека суд занимал очень большое
место, но весьма мало походил на
современный. Института прокуроров не
существовало, обвинителем мог выступить
каждый. Обвиняемый защищался сам:
выступая перед судьями, он стремился не
столько убедить их в своей невиновности,
сколько разжалобить, привлечь их симпатии
на свою сторону. Для этой цели
применялись самые неожиданные, на наш
взгляд, приемы. Если обвиняемый был
обременен семьей, он приводил своих
детей, и те умоляли судей пощадить их
отца. Если он был воином— он обнажал
грудь, показывая рубцы от ран, полученных
в боях за родину. Если он был поэтом— он
читал свои стихи, демонстрируя свое
искусство (такой случаи известен в
биографии Софокла). Перед громадной с
нашей точки зрения судейской коллегией (в
Афинах нормальное число суден было 500, а
всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал
6000 человек!) довести до каждого суть
логических доводов было делом почти
безнадежным: гораздо выгоднее было любым
способом подействовать на чувства. «Когда
судьи и обвинители — одни и те же лица,
необходимо проливать обильные слезы и
произносить тысячи жалоб, чтобы быть с
благожелательностью выслушанным»,— писал
опытный мастер и знаток проблем риторики
Дионисий Галнкарнасский.
В условиях запутанного судебного права
судиться в древних Афинах было делом
нелегким, к тому же не все обладали даром
слова, чтобы расположить к себе
слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к
услугам лиц опытных, а главное,
обладавших ораторским талантом. Эти люди,
ознакомившись с существом дела,
составляли за плату выступления своих
клиентов, которые те заучивали наизусть и
произносили на суде. Таких сочинителей
речей называли логографами. Бывали
случаи, когда логограф составлял
одновременно речь и для истца и для
ответчика — то есть в одной речи
опровергал то, что утверждал в другой
(Плутарх сообщает, что однажды так
поступил даже Демосфен).
1.Горгий.
Крупнейшим теоретиком и учителем
красноречия в V веке до н. э. был Горгий
из сицилийского города Леонтины. В 427
году он прибыл в Афины, и его искусные
речи привлекли всеобщее внимание. Позднее
он объездил всю Грецию, повсюду выступая
перед слушателями. На собрании греков в
Олимпии он обратился к собравшимся с
призывом к единодушию в борьбе против
варваров. Олимпийская речь Горгия надолго
прославила его имя (ему была поставлена
статуя в Олимпии, база которой найдена в
прошлом веке во время археологических
раскопок).
Традиция сохранила немногое из
творческого наследия Горгия. Сохранился,
например, следующий совет оратору:
«Серьезные доводы противника опровергай
шуткой, шутки—серьезностью». Целиком
сохранились лишь две речи, приписываемые
Горгию,— «Похвала Елене» и «Оправдание
Паламеда», написанные на сюжеты мифов о
Троянской войне. Ораторское искусство
Горгия заключало в себе много
нововведений: симметрично построенные
фразы, предложения с одинаковыми
окончаниями, метафоры и сравнения;
ритмическое членение речи и даже рифма
приближали его речь к поэзии. Некоторые
из этих приемов надолго сохранили
название «горгианские фигуры». Горгий
писал свои речи па аттическом диалекте,
что служит ярким свидетельством возросшей
роли Афин в литературной жизни древней
Эллады.
Горгий был одним из первых ораторов
нового типа — не только практиком, но и
теоретиком красноречия, за плату
обучавшим юношей из богатых семей
говорить и логически мыслить. Такие
учителя назывались софистами,
«специалистами по мудрости». «Мудрость»
их была скептической: они считали, что
абсолютной истины не существует, истинным
является то, что может быть доказано
достаточно убедительным образом. Отсюда
их забота об убедительности
доказательства и выразительности слова:
они сделали слово объектом специального
исследования. Особенно много они
занимались происхождением значения слова
(этимологией), а также синонимикой.
Основным полем деятельности софистов были
Афины, где процветали все жанры
красноречия—совещательный, эпидиктическнй
и судебный.
2.Лисий.
Самым выдающимся афинским оратором
классической эпохи в области судебного
красноречия был, несомненно, Лисий (ок.
415—380 гг. до н. э.). Отец его был
метеком (свободным, но не имевшим
гражданских прав человеком) и владел
мастерской, в которой изготовлялись щиты.
Будущий оратор вместе с братом учился в
южно-италийском городе Фурии, где слушал
курс риторики у известных софистов.
Примерно в 412 году Лисий возвратился в
Афины. Афинское государство в это время
находилось в трудном положении — шла
Пелопоннесская война, неудачная для Афин.
В 405 году Афины потерпели сокрушительное
поражение. После заключения унизительного
мира к власти пришли ставленники
победившей Спарты, «30 тиранов»,
проводившие политику жестокого террора по
отношению к демократическим и просто
бесправным элементам афинского общества.
Большое состояние, которым владели Лисий
и его брат, было причиной расправы над
ними. Брат Лисия был казнен, самому
оратору пришлось спасаться бегством в
соседнюю Мегару. После победы демократии
Лисий вернулся в Афины, но получить
гражданские права ему так и не удалось.
Первой судебной речью, произнесенной
Лисием, была речь против одного из
тридцати тиранов, виновного в смерти его
брата. В дальнейшем он писал речи и для
других лиц, сделав это своей главной
профессией. Всего ему приписывалось в
древности до 400 речей, но до нас дошло
только 34, причем не все из них
подлинные. Подавляющее большинство
сохранившихся относятся к жанру судебных,
но в сборнике мы находим и политические,
и даже торжественные речи — например,
надгробное слово над телами воинов,
павших в Коринфской войне 395 — 386
годов. Характерные черты стиля Лисия
четко отмечаются древними критиками.
Изложение его просто, логично и
выразительно, фразы кратки и построены
симметрично, ораторские приемы изысканны
и изящны. Лисий заложил основу жанра
судебной речи, создав своеобразный эталон
стиля, композиции и самой аргументации —
последующие поколения ораторов во многом
ему следовали. Особенно велики его
заслуги в создании литературного языка
аттической прозы. Мы не найдем у него ни
архаизмов, ни запутанных оборотов,
последующие критики (Дионисий
Галикарнасский) признавали, что никто
впоследствии не превзошел Лисия в чистоте
аттической речи. Живым и наглядным делает
рассказ оратора обрисовка характера
(этопея) — причем не только характеров
изображаемых лиц, но и характера
говорящего лица (например, сурового и
простодушного Евфилета, в уста которого
вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).
3.Исократ.
Что в жанре судебного красноречия
сделал Лисий, то в жанре торжественного
красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338
гг.), происходивший из зажиточной прежде,
но разорившейся афинской семьи. Смолоду
он тоже был вынужден избрать себе
профессию логографа, впоследствии открыл
ораторскую школу с высокой платой за
обучение, из которой вышли многие
политики, ораторы и писатели. Школа
Исократа была одновременно чем-то вроде
Страницы: 1, 2, 3, 4
|