бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Античная культура бесплатно рефераты

Античная культура

«Античная культура»

I. Древняя Греция. 1

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

1

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-

культурных периодов. 1

а) крито-микенская культура; 1

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.); 1

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.); 1

г) эпоха классики (V в. до н.э.); 1

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.). 1

3. Афины. 1

а) возникновение государства; 1

б) реформы Солона и Клисфена; 1

в) демократия в V в до н.э.; 1

г) основные черты афинского права; 1

д) воспитание и образование. 1

4. Спарта. 1

а) особенности общественного строя; 1

б) организация власти; 1

в) воспитание и образование. 1

5. Миф и религия в культурной жизни греков. 1

6. Литература. 1

а) Гомер; 1

б) древнегреческая драматургия; 1

в) древнегреческая лирика. 1

7. Искусство. 1

а) искусство Трои, Крита и Микен; 1

б) искусство геометрического орнамента; 1

в) искусство эпохи архаики; 1

г) искусство классики; 1

д) искусство эпохи эллинизма. 1

II. Древний Рим. 1

1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,

социальная стратификация, от республики – к империи). 1

2. Возникновение и распространение христианства. 1

3. Поэзия. 1

4. Театр. 1

5. Искусство Древнего Рима. 1

III. Общецивилизационное значение культуры. 1

I. Древняя Греция.

2. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно

особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И

литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой

в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней

Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж

3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако

воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит

далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры,

обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной

парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность

античного способа отношения к миру определялась специфической, но

естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира

был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого

и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события

античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве

основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

1. античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных

начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в

космические дела через героическое начало, как внеличностный и,

одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

2. античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное

божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой

стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги

антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны

влиянию выдающихся личностей, героев.

3. Человек не случайно похож на богов.

Главная черта античной культуры состоит в том, что она вырастает и

развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-

культурных периодов.

а) крито-микенская культура;

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи

(2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной

чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных

комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и

культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической,

военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на

строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном

продукции ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей

силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо

работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление

и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных

ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и

податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для

этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и

различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же

время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных

поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга

(не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В

микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных

общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным

земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем

хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне,

которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав

государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов,

которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство

обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия,

необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была

лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от

воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в

совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия,

позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма

правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству.

Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным

жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца

заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя

ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной

системе ещё не освободился от религиозного (политеистического)

мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-

идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда

получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и

охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль

играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);

В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой

системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу,

доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель,

чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и

может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства

лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е.

способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и

даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко

утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо

постоянным”(А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости –

соревновательность, “агонистика”.

Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение

регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести –

честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл:

это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с

высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда”

(“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление

героя от нормы.

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);

Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал

восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с

присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности

“политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-

государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как

внутреннего, так и внешнеполитического значения. Прежде всего бросается в

глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по

отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и

торговой политики; организации празднеств и театральных представлений;

распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных

кругов; раздача денег малоимущим гражданам;организация общественных работ и

т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества

и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении

государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не

существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные.

Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует

каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается,

что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно

выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин

(“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим

гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот,

кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и

расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший

гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком.

Управление домом и участие в общественных делах расценивается как

однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или

трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции

между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В

соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы,

привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-искусники,

рабы – исполнители чёрной работы.

Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Сама

обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства.

Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны

от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается

предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства:”Община

(как государство) – отношение между свободными и равными частными

собственниками, их объединение против внешнего мира и в то же время их

гарантия”(Маркс К., Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства –

имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего

участка.

Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая

активность граждан полиса является исторически необходимой формой их

жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия

развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование

(экономическую и военную безопасность). Естественно, что разветвлённая,

многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки

граждан, причём не только навыков грамотности (письма), не только военных

навыков или ораторской подготовки, но и сформировавшихся личностей.

Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода.

Прежде всего можно зафиксировать изменения в понимании добродетели.

Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на

распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. “Военные

добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с экономической

стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в зависимость

от денежного дохода граждан. Так что не военные доблести влияли на

материальное положение, а сами оказывались зависимыми от него. Важным

компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и

рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить

себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый

план выступала справедливость.

Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать

победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы

(народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в

любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт

быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-

олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.

Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он

осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов

и прежде всего народного собрания.

Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности,

готовности принять новое решение, свободное от механического следования

догматическим образцам.

г) эпоха классики (V в. до н.э.);

Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех

областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке.

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).

3. Афины.

а) возникновение государства;

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское

государство) населяло в конце 2 тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое

из которых имело своё народное собрание, совет старейшин и выборного вождя

– базилевса. VIII в. до н.э. – объединение племён в афинский полис.

Возникали конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией.

Возникла необходимость во власти, способной стать, с одной стороны,

средством соглашения и примирения, с другой – силой подчинения и

порабощения. Начало этому было положено закреплением неравенства между

свободными, их разделением на эвпатридов – благородных, геоморов –

земледельцев и демиургов – ремесленников. К эвпатридам перешло право на

занятие общественных должностей. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и

бедняками, составлявшими большинство свободных, отстранялись от управления

общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном

собрании. Эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к

новым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. В VIII в. до

н.э. возник ареопаг, заменив совет старейшин.

б) реформы Солона и Клисфена;

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка.

Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению

свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые

землевладельцы, часть эвпатридов беднеет, а геоморов – превращается в

батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или

попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продаётся в рабство за

границу. Растет роль богатой торгово-ремесленной верхушки, по-прежнему

отстраненной от власти. Растёт и число бедняков-фетов (батраков). Всё

неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и

ремесленников. В результате в среде свободных возникает комплекс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6