Андрей Миронов
Андрей Миронов
АНДРЕЙ
МИРОНОВ
[pic]
Славутич
2004
"Жизнь - великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная.
В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц.
И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости - они делают
людей добрыми.
Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится
чище и лучше..."
/Андрей Миронов "Московская правда", 22.09.1985 г./
Краткая биография
1941, 8 марта - Андрей Александрович Миронов родился в Москве в семье
актеров Марии Владимировны Мироновой и Олександра Семеновича Менакера
[pic] [pic]
1948-1958 г.г. - Учеба в 170 школе г.Москвы.
1958-1962 г. г. - Учеба в театральном училище имени Б.В.Щукина при театре
имени Евгения Вахтангова.
1962 г., 19 марта - Первый фильм. Фильм "А если это любовь?" Мосфильм.
Авторы сценария И. Ольшанский, Н.Руднева, Ю.Райзман, режиссер Ю.Райзман,
оператор А.Харитонов. (роль - Петр).
"Мне повезло: первым кинорежиссером, у которого я снимался, был Юлий
Райзман. Меня, студента театрального училища, пригласили на роль в фильме
"А если это любовь?". На съемках царила атмосфера, близкая театральной,
поэтому работалось с удовольствием…"
(А.Миронов. Не представляю себя без театра. Интервью взял Л.Колпаков.
Молодой Коммунар"; Тула, 1980, 26 июня).
1962 г., 18 июня - Принят в труппу Московского театра Сатиры первая роль
(Гарик) сыграна 24 июня в спектакле "24 часа в сутки" О.Стукалова.
Постановщик А.Крюков.
"Театр для меня - каждодневный увлекательный труд. Здесь мои учителя,
друзья, мое рабочее место. Без театра не мыслю свою жизнь. Судьба ко мне
благосклонна - я сыграл немало ролей на сцене и экране."
"Правда", 22 ноября 1974 года.
"Мне интересен театр, как форма лицедейства, как праздник. То, что
называется - "играешь в охотку". "Театр" №3, 1991 год.
1980 г., 18 декабря - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении
почетного звания "Народный артист РСФСР".
1987 г., 18 марта - Последняя роль в театре - Клаверов в спектакле "Тени"
М.Е.Салтыкова-Щедрина. Постановщик А.Миронов, художник О. Шейнцис,
композитор А.Кремер.
1987 г., 14 августа - В Риге, во время гастролей Московского театра Сатиры
на спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро», не доиграв последнюю
картину, теряет сознание. Доставлен в местную больницу.
1987 г., 16 августа - Андрей Александрович Миронов скончался.
1987 г., 20 августа - Похороны на Ваганьковском кладбище.
2. Жизнь и творчество А. Миронова глазами близких людей.
«О чем твоя песня, певец незнакомый,
Над чем ты смеешься? О чем ты грустишь?
Ах, как друг от друга теперь далеко мы,
Ты с черного диска со мной говоришь.
Падает снег на пляж и кружатся листья...»
Андрей Миронов родился 8 марта 1941 года в интеллигентной семье Марии
Владимировны Мироновой и Александра Менакера 8 марта 1941 года.
Жизненные дороги родителей Андрея -- Марии Владимировны Мироновой и
Александра Семеновича Менакера -- пересеклись , когда оба уже были
состоявшимися и семейными людьми. Их горячий и стремительный роман вспыхнул
в Ростове-на-Дону, куда труппа Московского театра выехала на летние
гастроли. Стремясь произвести на белокурую, голубоглазую и остроумную Машу
Миронову самое выгодное впечатление, Алик заказал у лучшего портного
моднейший костюм цвета увядшей розы, купил в Елисеевском магазине разных
сортов сыра, ананасы, вино и упаковав все в корзину, прибыл в Ростов
завоевывать сердце своей симпатии. Увидав присланные в номер подношения,
подруга Мироновой многозначительно сказала: "Это тебе, Марья, даром не
пройдет".
"Даром" гастрольный роман не прошел обоим. Осенью решительная Мария
Владимировна сообщила мужу о том, что они должны расстаться. И тут же
потребовала от Алика, отныне переименованного по ее воле в Сашу, известить
о разводе свою жену. Надо сказать, в симпатичную Марию Миронову тогда
влюбился знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, долго ухаживал за ней
и предлагал ей руку и сердце. Но Миронова предпочла более молодого
двадцатисемилетнего Менакера. Александру Менакеру же было тяжело и больно
расставаться с первой женой балериной Ириной Владимировной Ласкари, с
маленьким сыном Кириллом, с родным и прекрасным городом Ленинградом, где он
родился и прошло его детство, юность. Однако Ирина все поняла и тихо
отпустила его. Со старшим сыном Кириллом Ласкари, ныне известным питерским
хореографом, Александр Семенович всю жизнь поддерживал очень теплые
родственные отношения, и все сделал, чтобы его сыновья были дружными
братьями.
Итак, в конце сентября Миронова и Менакер расписались. И на протяжении
45 лет каждый год 20 сентября Менакер будет посылать телеграммы: "Дорогая
Маша, поздравляю с нашим днем. Саша".
А через полтора года на вечернем спектакле накануне 8 Марта года у
тридцатилетней Марии Владимировны начались схватки прямо за кулисами. Так
вместе с долгожданным сыном возникла красивая история, что будущий великий
артист родился на сцене.
Алаксандр Менакер: "Вечером накануне 8 марта я пошел встречать Машу
после спектакля, иду за кулисы и узнаю, что ее отвезли в родильный дом
имени Грауэрмана на Арбате.
Встревоженный будущий папа неоднократно туда звонит, и наконец на
следующий день, 8 марта, ему сообщают, что у него родился сын. Ребенок
здоров, мать здорова, все в порядке. Такой подарок себе и мне сделала Маша
Миронова к Женскому дню.
Мать, Мария Владимировна, всегда ревновала к его увлечениям. Чем
сильнее Андрей привязывался к девушке, тем сильнее его мать ненавидела ее,
если же увлечение сына было не серьезным, тогда она не обращала никакого
внимания.
Андрюша был самым молодым студентом. Училище он закончил с красным
дипломом, по окончании которого был принят на ура в Театр Сатиры. Андрей
показал себя на просмотре во всей красе и был принят безоговорочно. Энергия
его била через край. И все 25 лет творческой жизни, отпущенных ему судьбой,
отдал этой сцене. Главный режиссер "сатировцев" Валентин Николаевич Плучек
влюбился в молодого артиста сразу. Его темперамент, легкость, искрометность
прямо-таки заворожили худрука, распознав в Миронове будущую звезду, он с
самого начала стал поручать ему главные роли. Справедливости ради надо
сказать, что именно Плучек выпестовал в нем изумительного театрального
актера, а потом дал возможность состояться и как режиссеру. Но даже он не
мог предположить, на какую недосягаемую высоту поднимется его "солнышко",
какая фантастическая судьба ему уготована. В итоге через много лет он не
сможет совладать с собственной ревностью к своему лучшему актеру и вольно
или невольно причинит Андрею Александровичу немало страданий.
Но в начале пути все складывалось замечательно. Первые спектакли
Андрея -- "Клоп", "Баня", "Над пропастью во ржи", "Доходное место" --
вызвали общее восхищение зрителей и критики, что нечасто случается на
театре. Роль Холдена в спектакле "Над пропастью во ржи" по повести
Сэлинджера сделала его знаменитым на всю Москву. В 60 - 70-е годы в театр
было не попасть - ходили "на Миронова". Счастливцы, видевшие Андрея на
сцене, знают, каким гипнотическим обаянием он обладал. Его удивительная
пластика и танцевальность, самозабвенная импровизация и магнетическая
энергетика завораживали зрительный зал.
Миронов рано начал сниматься. Его герои вызывали симпатию, но редко -
доверие. Развитие и кульминация образа шикарного повесы и обаятельного
плута произошли в фильме Л. Гайдая "Бриллиантовая рука". Герой Миронова,
симпатичный Геша, он же "граф", пел про "остров невезения" и лихо
отплясывал на палубе корабля нечто невообразимое. Впоследствии
музыкальность Миронова использовали все работавшие с ним режиссеры: начиная
с "Бриллиантовой руки" не было, кажется, ни одного фильма, где бы Миронов
не пел.
Снявшись в нестареющем фильме "Бриллиантовая рука", он покорил всю
страну.
" Бриллиантовая рука " сделала Миронова кумиром публики. В 1970-ые
годы его носили на руках, в буквальном смысле: например, от служебного
входа театра Сатиры до ждавшего его автомобиля.
Между тем восхождение Миронова к вершинам успеха продолжалось.
15 киноролей за год! В "Достоянии республики" он наконец сыграл самого
себя - красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного,
максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств... с припевом
"Кто на новенького" и романтическая смерть героя в финале.
Потом были встречи с Эльдаром Рязановым в "Стариках-разбойниках" и
"Невероятных приключениях итальянцев в России", где все рискованные трюки
Миронов исполнял сам (!) без дублера. Итальянские актеры, наотрез
отказывавшиеся выполнять самостоятельно какие бы то ни было трюки,
приходили в шок, глядя, что выделывал "сумасшедший русский"! Миронов же на
скорости 60 км в час (да еще по нашим-то дорогам!) вылезал из кабины
пожарной машины, залезал на аварийную лестницу, на четвереньках пробирался
к ее концу - а это 11 метров, сползал на крышу ехавших под лестницей
"Жигулей" и влезал в салон автомобиля. По свидетельствам опытных
каскадеров, это - сложный трюк даже для бывалых профессионалов. Однако
Андрей не боялся проделывать и не такое... Он спускался с шестого этажа
гостиницы "Астория", держась руками за ковровую дорожку. Висел над Невой на
высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись за края разведенного моста,
причем под актером в это время проплывал пароход...
Особая группа фильмов Миронова - советские мюзиклы, в которых он был
царь и бог. "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки" стали классикой жанра
именно благодаря участию в них Миронова. Благодаря телевидению стал самым
популярным Остапом Бендером экрана. Одной песенки про бабочку и воробушка,
которую Миронов спел в "Обыкновенном Чуде", было бы достаточно для успеха
всего фильма. "Министр-администратор" в его исполнении - смесь цинизма и
шарма, любитель и любимец женщин - великолепен, хотя и несколько отступает
от характера шварцевского персонажа.
[pic]
Лучшая его роль в серьезном кино - Ханин в фильме Алексея Германа «Мой
друг Иван Лапшин»" (1984). Сцена в ванной, когда герой Миронова пытается и
не может застрелиться, - из тех, по которым учат актерскому ремеслу в
киношколах. Ошеломленный зритель увидел в роли писателя Ханина. Увидел и...
не узнал. Это был новый Миронов. Вот там он и побывал на волоске от смерти:
и когда от невыносимой душевной боли после смерти жены пытался покончить с
собой, неумело засовывая в рот пистолет, и когда, одинокий и беспомощный,
догонял убегающего бандита и падал в грязь с распоротым животом. До
настоящей смерти Андрею оставалось три года.
После "Итальянцев в России" Рязанов приступил к "Иронии судьбы", не
сомневаясь, что Ипполита сыграет Андрей. Но тот попросил роль Жени
Лукашина, и отказать ему режиссер не мог.
- Андрюша, я дам тебе на пробу каверзную сцену. Убедишь меня в этом эпизоде
- роль твоя.
И вот Миронов, пряча глаза, застенчиво произносит: "Я у женщин никогда
не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка,
Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился... Потом она вышла за Павла".
Поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как
Миронов, было невозможно. Роль Лукашина досталась Мягкову.
Не было такой "Иры". Девчонки со всей дачной округи часами просиживали
на лужайке у калитки: вдруг выйдет Андрей. На площадь Маяковского стекались
толпы посмотреть, как он выходит из театра - обаятельный, жизнерадостный, с
глазами цвета синьки. Поклонницы ради автографа своего кумира готовы были
броситься под колеса его автомобиля, а иногда действовали и вовсе
экстравагантно - прокалывали шины. Они не оставили его и теперь: земля
вокруг могильного холма на Ваганьковском расшита как ковер, красиво уложены
ветки, горят свечи...
В театре Андрей Миронов сыграл много серьезных ролей мирового
драматического репертуара. Все их не перечислишь - Фигаро, Жадов,
Хлестаков, Чацкий, Лопахин, купец Васильков, Дон Жуан, Жорж Дюруа,
Грушницкий, молодой Вишневский и не говоря уже о ролях современной тематики
...
Роль Фигаро в блестящей комедии Бомарше казалась написанной специально
для родившегося полтора века спустя артиста Миронова. С такой лучезарной
элегантностью, лёгкостью и в то же время страстью и азартом вёл он свою
рискованную игру со всемогущим графом. Множество театральных и киноработ
Миронова были богаты тем же феерическим обаянием, искромётным остроумием,
музыкально-пластической одарённостью - словом, всем, что делало Миронова на
протяжении многих лет любимцем женщин огромной страны. Недаром же Андрей
родился 8 марта, в Женский день - шутили его родители. " Хлестаков в
«Ревизоре» и Мэкки-Нож в "Трехгрошовой опере" в театре - каждая из этих
ролей была по-настоящему "звёздной".
Однако за блистательным имиджем героя-победителя скрывалось нечто.
Даже в Фигаро, его "коронной" роли, прорывался затаённый напряжённый
драматизм и нервная рефлексия. То же, едва ли не в большей степени
относится к мироновскому Жадову и, особенно, к Чацкому. В творческом багаже
актёра осталась и работа с великим русским режиссёром Анатолием Эфросом над
ролями Грушницкого в "Герое нашего времени" и Дон Жуана, в современной
обработке классического сюжета. Переигравшего десятки главных ролей
отечественного и мирового, классического и современного репертуара,
Миронова не назовёшь невостребованным артистом. И всё же во всем блеске
славы и признания зрителей и коллег, его, по отзывам близких, томила некая
неудовлетворённость собой, собственным творчеством. Потенциал артиста
безусловно превосходил собою сыгранные им роли. О том, что ещё мог бы
сыграть Андрей Миронов, не оборвись так рано его жизнь, сегодня можно лишь
гадать. Но к счастью, сохранилось то, что было им сделано: с нами остались
записи его спектаклей, его фильмы, его голос на плёнке .
Когда Анатолий Эфрос пригласил Миронова на роль Грушницкого в
телеспектактль "Старицы журнала Печорина" по "Герою нашего времени"
Лермонтова, многие удивлялись - почему именно Андрея. "Потому что он не
злодей, не интриган. Нужно, чтобы Грушницкий был душою компании, но с
некоторыми комплексами, а это именно Андрей".
Миронов обладал чувством юмора, способностью импровизировать,
остроумием и находчивостью. А музыкальность унаследовал от отца. Его любили
все - взрослые и дети, рабочие и интеллигенция, писатели и музыканты,
режиссеры и зрители. Он и в жизни был добрым, воспитанным, интеллигентным
человеком. На любой дружеской вечеринке Андрей становился центром веселья,
придавал ей праздничность, украшал остроумием, восхищал всплесками своего
вдохновения, легкой и блестящей ироничностью, мгновенной и неотразимой
импровизацией. Он был душой общества.
Он спешил жить. Играл в театре, снимался в кино, выступал с
концертами, причем каждый отрабатывал серьезно и до конца, прекрасно знал
английский и французский, шутил, смеялся, грустил, восхищался другими,
обожал джаз. Он был педантом и чистюлей, обладал деликатностью и широкой
душой. А если сталкивался с хамством и резкостью, то, говорят, с
неподражаемым "мироновским" жестом произносил: "Мы их простим".
Чуткий к женской красоте, Андрей был влюбчивым человеком и романов
имел немало. Но никогда это не было пошло, он увлекался искренне и
трогательно, вел себя с возлюбленными, как настоящий мужчина и интеллигент.
Как мужчина он был очень интересным. Высокий, крепко сбитый, с копной
пшеничных волос и ярко-голубыми глазами. Всегда такой подтянутый,
элегантный, с колоссальным мужским обаянием. Я не знаю кого еще так любили
женщины, как его. На женщин он действовал неотразимо".
В начале 70-х годов в жизни Миронова произошло важное событие. 30-
летний Миронов женился на молодой актрисе своего же театра, 24-летней
Страницы: 1, 2
|