Шоколад
Шоколад
Отломив и отправив в рот кусочек шоколада,
не грех вспомнить знаменательную дату в его
истории, выпавшую как раз на новогодье:
только что это столь популярное лакомство
отметило полуторавековый юбилей. В 1847
году английская компания «Фри и сыновья»
выпустила первые плитки шоколада, которые
стали самым неожиданным новогодним подарком
и самым изысканным украшением праздничного
стола, накрытого к встрече 1848 года.
Золото от Монтесумы
150 - возраст, конечно, почётный, но, говоря откровенно, совсем
незначительный в сравнении с жизнью длиною в три тысячи лет, которую прожил
шоколад. А именно тогда, по меньшей мере три тысячелетия назад, как
свидетельствуют учёные, индейские народности Мексики ацтеки и майя
попробовали плоды дерева какао и пленились ими. Люди решили, что дерево это
принесли им из рая боги. Не потому ли тысячелетия спустя знаменитый
шведский естествоиспытатель и классификатор растений Карл Линней (1707-
1778) так и записал на латыни: «Какао - пища богов»?
Трудно сказать, росло ли дерево какао в райских кущах, но на
мексиканских плато это невысокое , но очень красивое растение встречалось
древним на каждом шагу. Неизвестно, любовались ли они его цветами с пятью
лепестками, облепляющими ствол и крупные ветки, но несомненно оценили
своеобразные плоды. Плод какао - это около 30 семян, упрятанных в мешочки
со сладкой мякотью. Древние, если верить преданиям, заметили, что её очень
любят обезьяны, и, собезьянничав, тоже стали лакомиться ею. А потом
попробовали зёрна. Научились готовить из них сладкий горячий напиток,
назвав его «чоколатл» - «сладкая жидкость». Зёрна дерева какао ценились
индейцами столь высоко, что использовались ими в качестве денег.
В 1519 году вождь ацтеков Монтесума угостил «сладкой жидкостью» своего
гостя - испанского конкистадора Эрнана Кортеса. Сам Монтесума, по преданию,
каждый день выпивал не менее 50 золотых бокальчиков этого напитка.
«Чоколатл», - будто бы говаривал он, - даёт мудрость и вливает здоровье в
мои члены». Кортес привёз напиток в Испанию. Есть, правда, упоминания, что
почти тремя десятилетиями раньше, в 1492 году, зёрна какао-бобов преподнёс
испанскому королю Христофор Колумб, но, полагают знатоки, великий
путешественник не сумел приготовить из них шоколадный напиток, и дар этот
остался невостребованным.
А подарок Монтесумы испанцы оценили по достоинству и, решив, что таким
сокровищем должны владеть только они, хранили секрет приготовления шоколада
в строгой тайне. Но секрет продолжался меньше века. В 1606 году горячий
напиток с божественным вкусом попробовал итальянский путешественник Антонио
Карлетти, колесивший по Испании. «Не гоже испанцам хранить то, что должно
принадлежать всему миру», - подумал он и... выкрал рецепт. Так с лёгкой,
хоть и не совсем чистой, руки Карлетти шоколад начал триумфальное шествие
по Европе, а потом и по всему свету. Не встречая сопротивления, как скажем,
помидоры или картошка, он играючи повсюду завоёвывал себе поклонников.
Чашечка горячего шоколада на десерт стало признаком хорошего вкуса в высшем
обществе, знаком достатка и респектабельности. Божественный напиток
вдохновлял поэтов и художников. «Шоколадницей», созданной в середине 40-х
годов XVII столетия, вписал своё имя в мировое искусство швейцарский
живописец Жан Этьен Лиотар.
В освоении «экзотического пришельца» важный шаг сделан XIX век: именно
тогда была разработана технология получения густой шоколадной массы,
выпущенные впервые плитки шоколада, о юбилее которых говорилось выше.
Новинку сразу оценили моряки королевского английского флота: она была не
только вкусна, но, главное, питательна и спасала от цинги - постоянной
спутницы дальних плаваний.
В 1876 году в «шоколадную» летопись было вписано ещё одно имя:
швейцарец Даниэль Петер запатентовал метод производства молочного шоколада
и продал своё изобретение швейцарской компании «Нестле», знаменитой ныне на
весь мир. С тех пор фантазия шоколадных дел мастеров не знает удержу.
Шоколад делают с начинкой и без неё, с самыми разнообразными добавками -
молоком, кофе, орехами, фруктами. Кто как любит. Важно только, чтобы эти
дополнения не превышали 50 процентов общей массы.
Признанными законодателями шоколадной моды в Европе считаются
швейцары. И не мудрено: они свято соблюдают традиционную технологию
приготовления чудесного лакомства. Если же вдруг обнаружится хоть малейшее
нарушение, они готовы понести любые потери, но сохранить честь своей марки.
Так в марте 1997 года случилось со всемирно известной компанией «Крафт-
Якобс-Сушар». Выяснилось, что популярные шоколадные батончики-тоблероны
содержат добавки, полученные из генетически модифицированной сои,
использование которой в Альпийской республике запрещено. Не колеблясь, не
обращая внимания на убытки, руководство фирмы решительно изъяло из продажи
250 тонн тоблеронов. Часть «спорного» шоколада была бесплатно предложена
благотворительным организациям. Другая отправилась в страны, где
«трансгенная» соя разрешена и не создаёт проблем для потребителей (к слову
сказать, она абсолютно безвредна для здоровья). Не исключено, что и
россиянам довелось отведать эти тоблерончики, заполнившие в последнее время
прилавки наших магазинов.
Не менее швейцарцев любят шоколад добропорядочные немцы. Шоколадные
плитки, батончики., фигурки животных и любимых сказочных персонажей в
красивых коробках или в глянцевых обёртках - непременный подарок к любому
празднику. В бурное время зимних карнавалов, предшествующих строгому
предпасхальному посту, практичные немцы щедро разбрасывают шоколад в
веселящиеся толпы. Говорят, в прошлом году на карнавале в Кельне ряженые
разбросали 140 тонн сладостей, 700 тысяч плиток шоколада и 220 тысяч
коробок с конфетами.
Посоревноваться с ними в «сладком разгуле» могут англичане. Не боясь
испортить фигуру, британцы поедают сейчас шоколада и прочих сладостей на
12% больше, нежели 10 лет назад, уверяют представители национальной
кондитерской индустрии. Настоящие «шоколадные оргии» сотрясают страну в
день святого Валентина, когда предметам обожания дарят тонны шоколадных
сердечек с надписями, вроде «Твоя навеки» или «Поцелуй меня». В последнее
время надписи стали более современными, и вместо «Напиши мне письмо» на
конфетах теперь можно прочитать: «Свяжись со мной по электронной почте» или
«Пришли мне факс». А в минувшем году всех удивили лондонские парфюмеры,
пропитавшие запахом шоколада продукцию парфюмерного салона «Супердраг» на
Стренде. И сделали они это, точно следуя рекомендациям учёных,
установивших, что аромат обычных «сникерсов» и продукции «Кэтбери» в
расплавленном виде ассоциируется у людей с самыми сладкими в их жизни
любовными романами. Впрочем, это и не удивительно: ведь Великобритания
занимает третье место в мире по потреблению шоколада и конфет (13 кг на
душу населения в год), уступая Дании (17 кг) и Ирландии (14 кг).
«Я пробовал разный шоколад. Есть отличный. Но предпочтение, тем не
менее, отдаю американскому», - признался председатель совета директоров
«Херши фудс корпорейшн» Кеннет Вулф. Преисполненные национальной гордости
американцы едят только свой шоколад и только «Херши» считают настоящим.
«Конечно, у каждого народа свои традиции. Но выпускать шоколад с
алкогольной начинкой... Нет, этого от «Херши» не дождаться!» - Вулф даже
мысли такой допустить не может.
Именно на фабрике Мильтона Херши в начале века появились первые
шоколадные изделия, доступные по цене большинству жителей США. И до сих пор
здесь трудятся станки, купленные ещё отцом-основателем в 1905 году. Один из
них неутомимо заворачивает в разноцветную фольгу знаменитые «Киссиз». В
день с конвейера слетает 2 миллиона таких «поцелуйчиков» и отправляется
отсюда в 60 стран мира.
Американские шоколадники, зная слабости своих соотечественников держат,
как говориться, нос по ветру. В магазине «Кэнди фэктори» в Лос-Анджелесе,
например, привередливый сластёна может купить конфетку под названием
«Эвандер-Тайсон - укусы». Шоколадное ухо - и даже уже надкусанное! Нет, не
могли упустить предприимчивые кондитеры событие, которое потрясло фанатов
бокса. Правда, в отличие от любителей сенсаций «изобретательность» хозяина
«Кэнди фэктори» Фрэнка Шефтела не вызвала радости боксёра-чемпиона.
Адвокаты Холифилда, защищающие честь своего клиента официально потребовали
от торговца немедленно прекратить продажу «ушей», а полученную уже выручку
передать спортсмену. Но упрямый Шефтел и не собирается отказываться от
ходового товара. Говорит - до суда.
«Шоколадные курьёзы» до суда доходят не часто, но шум порой вызывают
немалый. Чего стоит одна лишь история со «сникерсами» и «марсами»,
случившаяся минувшим летом, когда недобросовестные поставщики, скупив по
дешёвке шоколадки с истёкшим сроком годности попробовали всучить их
российским сладкоежкам. Хорошо санэпиднадзор у нас бдительный! И
отправились тонны злополучных батончиков в подмосковное животноводческое
хозяйство ЗАО «Кузнецовский комбинат», на радость хрюшкам, заметно
отъевшимся на отвергнутой импортной продукции.
Европейцы, между тем, грудью готовы встать на защиту традиционного
шоколада и отвергают любые нововведения, если они не идут на пользу
качества. Его истинные знатоки и ценители пришли в ужас от предложения,
выдвинутого в Европейском парламенте, заменить 5% масла какао в шоколаде
другим - например, оливковым. «Это всё равно, что разбавить коньяк дешёвым
пивом», - воскликнул президент итальянского Общества потребителей Эудженио
Гуадуччи, выступая на международном «шоколадном форуме» в Италии в октябре
прошлого года. «Если предложение Европарламента будет одобрено, мы создадим
свою «Гринпис», точнее «Браунпис», - предупредил он, имея в ввиду
коричневый цвет шоколада - «браун» по-английски.
Пока бушуют европейские «шоколадные страсти», не уступающие по силе
иным страстям политическим, россияне, вдоволь наевшись заморских сладостей,
решили: пусть о вкусах не спорят, но лучше нашего шоколада нет. И никакаой
другой не сравниться с чуть горьковатой пористой «Славой», твёрдым
«Гвардейским» или нежным молочным с добрым именем «Алёнка». Хоть и
обосновалось на нашей земле настоящее «Золото Альп», для нас «Мишка
косолапый» или «Мишка на Севере» никогда не станет «Мишкой Гольд» - в какую
бы иностранную обёртку его не нарядили. И идёт это не только от подзабытого
чувства патриотизма. Просто - действительно вкусно. А всемирная «шоколадная
история»без них была бы неполной.
СЛАДОСИБ
Под таким названием состоялась выставка в городе Новосибирске.
Выставочное общество «Сибирская ярмарка» - организатор этого смотра за
шесть лет своего существования добилась несомнительных успехов в своей
деятельности. Год от года проводимые «Сибирской ярмаркой» выставки
становятся всё более и более представительными и популярными. Президент
общества Сергей Якушин рассказал и о новых планах, которые предусматривают
создание цепи промышленных выставок аналогичной уже существующим за
рубежом. Особенности таких структур в гарантированно высоком качестве
обслуживания клиентов.
Группа «Евро-Азиатские выставки» - союз фирм, которые будут проводить
выстави и ярмарки не только в России, но и Белоруссии, Казахстане,
Германии. «Сибирская ярмарка» - член куда входят еще 12 компаний. Каждый
экспонент, воспользовавшись услугами цепи, кроме коммерческой выгоды
получает возможность быстро и на собственном опыте сделать панорамный обзор
рынка, получить достоверные сведения о спросе на свою продукцию, открывает
для себя новые рынки и пути развития бизнеса. Большая часть фирм группы
проводит выставки в крупных центрах, оказывающих влияние на весь регион.
Это Владивосток, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Томск, Омск, Новосибирск,
Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, Минск.
Именно на выставке «Сладосиб» посетители смогли встретиться со многими
производителями сладкой продукции.. здесь было представлено около 100
предприятий и фирм, причём только российских кондитерских фабрик
участвовало около 20, в том числе шоколадная фабрика «Новосибиркая»,
ульяновская кондитерская фабрика «Волжанка», фирма «Конфи» (Екатеринбург),
АО «Кондитер» (Воронеж), Барнаульская кондитерская фабрика «Россия»
(Самара)была представлена также несколькими фирмами, как непосредственно
представителями предприятия, так и её дилерами. Такое широкое участие
российских производителей особенно отрадно.
Кондитеры принимали участие на проводимом в рамках выставки конкурсе-
дегустации «Шоколад России». Награды присуждались в двух номинациях:
шоколад и конфеты. Первой по жребию выступала кондитерская фирма «Конфи»,
представители которой представили на суд жюри великолепный набор
«Екатерина Великая», названный в честь основательницы города. Дизайн
коробки. Разработанный с большим вкусом и прекрасно воплощённый
полиграфистами, таинственный блеск золотистого коррекса, несущего два этажа
прекрасно сработанного набора «ассорти» сразу вывели это изделие в число
лидеров и, пожалуй, «Конфи» завоевала бы приз, если бы не выступление
хозяев - шоколадной фабрики «Новосибирская». Набор «Бабье лето»,
отличающийся продуманной взаимосвязью элегантного поэтичного оформления и
разнообразного ассортимента конфет, в рецептуру которых входили компоненты
с «осенней нотой», покорил сердца членов жюри и получил первое место.
В жанре плиточного шоколада не было равным изделиям самарской шоколадной
фабрики «Россия», которые и стали победителями (шоколад «Российский»).
Особенно следует отметить разработку специалистов фабрики - шоколад
«Елена», названный в честь Е.Шпаковой, которая многие годы руководила
предприятием.
Интересные изделия были представлены многими участниками конкурса, и
остаётся лишь сожалеть, что призовых мест только по одному в каждом из двух
разделов. Прекрасны были корзинки с ассорти («Волжанка», Ульяновск),
конфеты «Алтайские зори» («Алтай», Барнаул) и «Огни Новосибирска»
(«Кондитер», Новосибирск), наборы «Камский» («Камская», Пермь, представлен
фирмой «Две сестры»), «700 лет иконе Курской Божьей матери» («Кондитер»,
Курск), и др., оригинален по рецептуре шоколадный батончик «Лохеин»,
предложенный ТОО «Иркутскпищепром»: фитодобавка из экологически чистых
сибирских растений придаёт продукции лечебные и профилактические свойства.
О ФИРМЕ WISSOLL
Фирма «Виссолл» (Wissoll),Германия - это шоколадная фабрика, входящая в
состав крупного производственного концерна «Тенгельманн» (Tengelmann). Он
был основан в 1867 году Вильгельмом Шмитц-Шолем, начальные буквы имени
которого (Wilhelm Schmitz-Scholl) и дали название фабрике. Шоколадные
изделия с маркой WISSOLL сегодня можно встретить в сети супермаркетов
концерна «Tengelmann», клторых в Германии насчитывается более 4500. Однако
концерн имеет магазины не только в Германии, но и во всём мире - от США до
стран Восточной Европы, где также предлагают покупателям среди прочих
товаров фирменную продукцию WISSOL.
Фирма производит более 50 видов сладких изделий и занимает в Германии пятое
место по выпуску шоколадных наборов в коробках.
В последние четыре года изделия с маркой WISSOLL стали знакомы российскому
покупателю. А имя концерна «Tengelmann» хорошо известно в Санкт-Петербурге,
где он ежегодно вместе с городской мэрией проводит благотворительную акцию
по доставке продовольствия в дома престарелых, инвалидов и в детские дома.
Представители фабрики WISSOLL уже изучали возможности взаимодействия с
Страницы: 1, 2
|